Занятие по формированию поло-ролевых взаимоотношений "Когда мы любим, то…"

Разделы: Школьная психологическая служба


Занятие по формированию поло-ролевых взаимоотношений
«Когда мы любим, то…»

В условиях современности у подростков, зачастую, складывается неверное представление о поло-ролевых взаимоотношениях. Подрастающее поколение находится под влиянием различных факторов, не многие из которых благотворно влияют на развитие их личности. СМИ, личный пример сверстников и многое другое, искажает реальную картину мира и представление о ценностном уровне поло-ролевых взаимоотношений. Подростку необходимо оказать помощь в личностном становлении, тем более в половом воспитании, так как это во многом повлияет на их будущее. В этом возрасте высока склонность идеализировать интимно-личностные отношения и в связи с этим, дабы сократить травмирующую составляющую этих отношений, необходимы знания и поддержка.

Цель: формирование положительной установки на работу в группе; поло-ролевое воспитание; развитие коммуникативных навыков; познание подростками самих себя, формирование адекватного отношения к интимности; саморазвитие.

Оборудование: бумага, карандаши, мяч.

  1. Ритуал приветствия
  2. Разминка «Цветной предмет»
  3. Тест на определение зависимости от других людей
  4. Тест на определение типа
  5. Групповая дискуссия «Когда мы любим, то…»
  6. Притча «Высокая гора»
  7. «Ритуал прощания»

Ритуал приветствия
Ведущий предлагает детям занять места на расставленных кругом стульях. Ритуал приветствия вырабатывается всей группой. Можно предложить приветствовать друг друга, передавая привет пожатием рук по кругу.

Разминка «Цветной предмет»
Разминка выполняется в кругу, тот, у кого мяч, называет цвет и кидает мяч, тот, кто ловит, называет предмет такого цвета.

Групповая дискуссия «Когда мы любим, то…»
Ведущий предупреждает ребят, что сегодня они будут обсуждать тему, которая, конечно же, волнует их, но на которую как-то неловко говорить со взрослыми. это ложный стыд, ведь половые отношения – это одна из сторон человеческой жизни, однако важно то, какими красками эти отношения окрашены и в каком возрасте они происходят. Если об этом говорить насмехаясь – это все равно что смеяться над своей жизнью.
В группе обсуждается, как складываются отношения между девушками и парнями, на сколько они близки, существуют ли сексуальные отношения, к чему они приводят. Необходимо обсудить ошибочность утверждения: «Сексуальные отношения – это доказательство любви». Очень часто приходится слышать, что парни просят доказать девушку, что она его любит. А любит ли он ее, уважает ли он ее, если просит «доказать» любовь к нему? Разве таким образом доказывают любовь? Бывают случаи, когда девушки, пытаясь удержать возле себя парня, вступают с ним в половую связь. Можно ли таким образом удержать возле себя любимого человека? А, может, и не любовь это, а юношеская влюбленность? Чем отличается зрелая любовь от влюбленности?
Очень важно объяснить ребятам: любовь – прежде всего огромная ответственность за любимого человека и готовность пожертвовать своими интересами, не ощущая себя ущемленным.
Встречаются случаи, когда девушка заявляет парню, что она не хочет с ним встречаться, и парень насилует ее – это уже трактуется нашими законами как преступление против личности и сексуальной неприкосновенности.

Заметка: На все вопросы ребята должны ответить сами, их можно поправлять, если они уходят от темы. Важно, чтобы они сами думали и спороли между собой.

Ритуал прощания.
В конце занятия обсуждается ритуал прощания. Обычно ритуал прощания подобен приветствию: "пока" передается пожатием руки по кругу.

Тест на определение зависимости от других людей

И если вы хотите узнать свое отношение к зависимости от других людей или от себя — собственных привычек и мыслей, ответьте на предлагаемые вопросы, отвечая «да», «нет» или «не знаю» в согласии с первой мыслью, которая придет вам в голову.

  1. С детства помню, как мои родители заботились о том, чтобы даже
    в мелочах все решали они.
  2. Завидую людям, которые могут в любой момент встать и покинуть
    общество.
  3. Есть в моем сердце такое место, которое приказывает мне помнить
    и вспоминать того единственного человека, которого уже нет со мной.
  4. Когда это в самом деле нужно, то я не в состоянии справиться со
    своим одиночеством.
  5. Считаю проявлением глупости продолжать настаивать на своем, когда все вокруг утверждают нечто другое.
  6. В ситуациях, где есть выбор, я руководствуюсь, как правило благом других, а не своим.
  7. Правильно говорят, что сама жизнь требует подчиниться тем, кому надо.
  8. Я люблю, чтобы рядом был кто-то.
  9. В определенных ситуациях и по отношению к определенным людям я чувствую стеснение, а мое поведение изменяется как бы против
    моей воли.
  10. Я страдаю оттого, что не могу, когда надо, ясно и твердо сказать
    «нет!».
  11. Есть такие люди, контакты с которыми составляют источник не­
    приятностей для меня, но я не в состоянии порвать эти связи.
  12. Есть такие мысли, с которыми я не могу расстаться, как бы этого
    ни хотела.
  13. Я отдаю себе отчет в том, что другие люди имеют большое влияние
    на мои мысли и поступки.
  14. Мне чужда мысль о том, чтобы все изменить и начать новую жизнь.
  15. Мне очень приятно отдавать, но я не всегда могу так же хорошо
    принимать то, что мне дают другие.

Подсчет результатов

За каждый ответ «да» припишите себе 10 очков. За каждый ответ «не знаю» вы получаете 5 очков. За отрицательные ответы очки не пишутся. Подсчитайте сумму.

Результаты

150—100 очков. Зависимость — ваша потребность, без которой ваша жизнь может утратить свой вкус. Временами вместо воздуха и воды вы захлебываетесь собственной близостью с людьми или идеями, которые вам хорошо знакомы. Вы имеете склонность входить в близкие отноше­ния с людьми. Нередко эти связи вяжут вас по рукам и ногам. Сможете ли вы, если будет необходимо, найти тот меч, который перерубит эти ду­шащие вас связи?

9950 очков. Вы можете балансировать между потребностью свобо­ды и необходимостью зависимости. В вас часто перевешивает потребность независимости, потому что вы знаете себе цену и любите, когда другие ее тоже ценят. Зрелость помогает вам отказаться, когда это необходимо, от чего-то, что раньше было предметом вашей упорной обороны или борь­бы. Теперь вы уже не боретесь и согласны, что временами надо уступать.

490 очков. Независимость, самостоятельность — это ваши главные правила. Вы в основе отбрасываете всякие формы зависимости. Иногда вам дорого приходится за это расплачиваться. Но знаете ли вы, что чело­вечество пережило ледниковую эпоху благодаря взаимозависимости че­ловека и... оленя?

Тест на определение типа

Если вы хотите определить, к какому типу женщин (муж­чин) вы относитесь, узнать, кто вы: идеалист, оптимист и т. п., то искренне ответьте «да» или «нет» на вопросы. При ответе «да» ставьте «+», при ответе «нет» — «—». После каждых пя­ти ответов смотрите, сколько у вас получилось плюсов и мину­сов. Если больше положительных ответов, ставьте — «1», если отрицательных — «О». И так далее. В итоге у вас получится пять цифр. Найдите соответствующую комбинацию в таблице и прочтите, что там о вас сказано. Если же такого варианта не окажется, то это означает, что вы были неискренни.

  1. Можете ли вы сказать мужчине (женщине), что он (она) вам нравится?
  2. Допускаете ли мужскую (женскую) хитрость?
  3. Замечаете ли красивых мужчин (женщин)?
  4. Прощаете ли недостатки ума у людей?
  5. Можете ли ударить мужчину (женщину)?
  6. Рассказываете ли вы о своих любовных похождениях?
  7. Свободно ли вы себя чувствуете в обществе незнакомых мужчин
    (женщин)?
  8. Советуетесь ли с кем-нибудь о своих интимных делах?
  9. Признаете ли любовь с первого взгляда? Можете ли простить измену?
  10. Любите ли вы детей?
  11. Нравится ли вам пить и курить?
  12. Можете ли вы изменить любимому человеку?
  13. Есть ли у вас настоящее дело?
  14. Любите ли вы броско одеваться?
  15. Любите ли шумное общество?
  16. Любите ли классическую музыку?
  17. Можете ли вы принять подарок от незнакомого мужчины (жен­щины)?
  18. Занимаетесь ли вы спортом?
  19. Любите ли вы свою работу?
  20. Ревнивы ли вы?
  21. Нравится ли вам абстракция?
  22. Любите ли вы субботники?
  23. Верите ли в приметы?
  24. Любите ли вы фантастику?

Ответы

Женщина:

11111 —идеал 11110 - оптимист
11110 — очаровательна 00001 – сильный духом
00010 — ни рыба, ни мясо 00010 - ревнивец
00110 — аферистка 00100 – очень умный
00101 — легкого поведения 01001 - работяга
01000 — женщина со вкусом 01011 - пошляк
01011 — таких очень много 01111 – мрачный обольститель
10001 — ни себе, ни людям 10001 – закоренелый холостяк
10011 — роковая женщина 10011 - паникер
10101 — горе для мужчин 10101 - горе для женщин
10111 — страстная 10111 - сердцеед
11001 — паникерша 10001 - ворчун
11010 — мужененавистница 11011 - «храбрый заяц»
11100 —хитрая 11100 – таких большинство
00000 — «синий чулок» 00000 - критик
00001 —умная 00011 – нечто неуловимое
00011 — легкомысленная 00101 - ловелас
00100 — скандалистка 01110 - льстец
01001 — болтушка 01000 – дарящий счастье
01110 — ревнивица 01010 - добряк
10000 — труженица 01100 – хитрый
10010 — безалаберная 10000 - паразит
10100 — модница 10010 – брачный аферист
10110 — рукодельница 10100 – отличный любовник
11000 — строгая 10110 – тонкая душа
11101 —мегера 11000 - реалист
01101 — холодная 11010 - интриган
00111— душа любого общества 01100 – «душечка»

Притча «Высокая гора»

Как случалось, что принцесса полюбила простого садовника! – грозно спросил король.
- Принцесса гуляла в саду, а садовник там цветы сажал да песни распевал. Вот и влюбилась дочка. Любовь – это роса, что выпадает и на крапиву, и на лилию, - объяснила королева.
Затопал ногами король, а принцесса заявила:
- Любовь не пожар, загорелась – не потушишь. Без садовника жить не могу.
- Хорошо, тогда испытаем твоего садовника. Посмотрим, что он может сделать ради любви, - решил король. Вынул он из сундука большую жемчужину, кинул ее в реку в самом глубоком месте и приказал садовнику достать драгоценность.
Нырнул юноша, но е сумел достигнуть дна. Заплакала принцесса, а садовник сказал:
- Не плачь, моя любимая. Любовь побеждает все. Хоть и глубока река, все же есть дно.
Стал юноша каждый день нырять. Через месяц достал он жемчужину и принес во дворец.
- Первое испытание ты выполнил, но этого мало, - произнес король.
Жил у него в клетке пленный орел. Велел король привязать жемчужину к крылу орла и отпустить его на волю. На вершине горы было гнездо орла и окружали эту вершину отвесные скалы.
Загрустила принцесса, а садовник сказал: - любовь сильнее страха. Хоть и высока гора – все же есть вершина.
Стал он каждый день лазать по скалам и через месяц принес жемчужину царю.
- Отец, для меня жизнь без любви как утро без солнца! Мой любимый доказал: «Хоть и глубока река, все же есть дно, хоть и высока гора – все же есть вершина».
Велите готовиться к свадьбе, - заявила принцесса, и король с королевой не стали возражать.

Вопросы

  1. Почему по-настоящему влюбленный человек способен сделать невозможное?
  2. Почему король решил испытать влюбленного юношу?
  3. Как вы думаете, почему в сказках влюбленным юношам часто устраивают испытания?
  4. Как вы думаете, может ли любовь исчезнуть из-за долгой разлуки?