Урок математики. 1-й класс. Систематизация задач и способы их решения

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема: «Систематизация задач и способы их решения»

Цели:

  • привести в систему все виды изученных задач;
  • развивать умение делать анализ задачи;
  • оформлять задачу, решать задачи.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Мы друг друга понимаем? (Да, да, да!)
– Хорошо всегда считаем? (Да, да, да!)
– Все заданья выполняем? (Да, да, да!)
– А задачи мы решаем? (Да, да, да!)
– На уроке засыпаем? (Нет, нет, нет!)

II. Устная работа

– Поработаем устно, а тему урока назовём позже. Выполнив все задания с числами, мы узнаем ключевое слово темы
–  Прочитайте числа:

44, 26, 53, 80, 71, 13, 35, 9

– Назовите лишнее число,
– увеличьте каждое на 4,
–  дайте характеристику числа 13,
– расположите числа в порядке возрастания и прочитайте слово.

26   35  44    53   71   80
З      а      д    а      ч     а

–  Чему же посвятим наш урок? (Задачам)
–  Мы приведём в систему наши знания о задачах, вспомним виды задач и способы их решения.

III. Работа по теме урока

1. Работа в группах

– Прочитайте  задачу, определите  вид задачи, сделайте схему к задаче, решите задачу.

I группа

Задача. В первый день туристы прошли 36км, а во второй день 23км. Сколько всего км прошли туристы?
Схема:
Решение:

II группа

Задача. На стоянке стояло 17 машин. Из них 10машин легковых, а остальные грузовые. Сколько грузовых машин стояло на стоянке?
Схема:
Решение:

III группа

Задача. В первом доме 60 окон, а во втором доме на 20 окон больше. Сколько окон во втором доме?
Схема:
Решение:

IV группа

Задача.  На склад привезли 37 мешков риса, а гречки на 5 мешков меньше. Сколько гречки привезли на склад?
Схема:
Решение:

V группа

Задача.  Саша прочитал 56 страниц, а Дима прочитал 50 страниц.  На сколько  больше страниц прочитал Саша, чем Дима?
Схема:
Решение:

VI группа

Задача. У собаки 45 зубов, а у кошки 30 зубов. На сколько зубов меньше у кошки, чем у собаки?
Схема:
Решение:

2.  Проверка (Приложение)

Решение в группах

Схема

Решение

Вид задачи

Правило

№1.

  36 + 23 = 59(км) Нахождение целого Чтобы найти целое, надо части сложить

№2

  17 – 10 = 7(м) Нахождение части Чтобы найти часть, надо из целого вычесть известную часть

№3

  60 + 20 = 80(ок) Нахождение большего числа Чтобы найти большее число, надо к меньшему прибавить разницу

№4

  37 – 5 = 32(кг) Нахождение меньшего числа Чтобы найти меньшее число, надо из большего вычесть разницу

№5

  56 – 50 = 6(стр) На разностное сравнение Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее

№6

  45 – 30 = 15(з) На сравнение

– Чем похожи все задачи?  (в одно действие) Как их называют? (простые)
– Как называем задачи в два действия? (составные)

3 Анализ и решение составной задачи (ученик у доски с комментированием)

Дети подклеили в первый день 42 книги, а во второй день на 5 книг больше. Сколько всего книг  подклеили дети за два дня?

Ученик: О чём говорится в задаче? Что нам известно? Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
– Почему не можем сразу ответить на вопрос задачи?
– Как узнать, сколько книг подклеили дети во второй день?
–  А теперь мы можем узнать, сколько книг подклеили дети за два дня?

I – 42 книги
II – ? на 5 книг больше

1) 42 + 5 = 47 (кН.) – II день
2) 47  + 42 = 89 (кН.) – всего

–  Какого вида решили задачу? (Составную на нахождение целого)

4. Самостоятельное решение задачи

Рыбак поймал 37 рыб. Из них 7 щук, 10 окуней, а остальные карпы. Сколько карпов поймал рыбак?

– Какого вида задача? (Составная задача на нахождение части)

4. Итог урока. Рефлексия