Менеджмент в школьном предметном объединении как механизм конкурентоспособности образовательного учреждения в контексте системы оценки качества образования

Разделы: Администрирование школы


Концепция общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), в основе которой лежит система внешних оценок, акцентирует внимание не только на внешней, но и на внутренней оценке качества образования, отмечая при этом, что только внешней оценки в настоящее время для управления качеством образования оказывается не достаточно. Требуются внутренние механизмы гарантии качества образования, обеспечиваемые самими профессиональными образовательными учреждениями и их структурными подразделениями (в том числе предметными объединениями учителей).

В контексте решения задачи повышения качества образования предметное объединение учителей занимает особое место как профессиональное сообщество, среда, которая помогает развиваться учителю, оценивает успехи педагога, формирует и поддерживает профессиональную мораль, обеспечивает качество образовательных услуг. Сегодня в педагогической среде имеет место противоречие между осознанной необходимостью современного взгляда на качественно новый результат образования с акцентом на внешнюю оценку этого результата (в т.ч. отношение к ЕГЭ) и консервативным мышлением, неготовностью позиционировать себя в конкурентной среде на уровне участников образовательного процесса.

Исходя из выделенного противоречия возникает методологическая проблема невозможности достижения нового результата без изменения подходов к руководству предметным объединением, к вопросам повышения профессионализма учителя. Поэтому представляемая тема связана с понятием «менеджмент»: «Менеджмент в ШПО как механизм конкурентноспособности образовательного учреждения в контексте системы оценки качества образования».

Тема актуальна в условиях современного взгляда на качество образования, т.к.,

  • во-первых, вытекает из методической темы школы: «Развитие способностей учащихся к продуктивной работе с проблемами и противоречиями как основа достижения результатов парадигмально нового типа»;
  • во-вторых, исходит из личностной осознанной готовности работать в условиях новых подходов к оценке качества образовательной деятельности (курсовая подготовка, участие в семинарах различных уровней, возможность сравнивать деятельность различных образовательных учреждений в творческих командировках и т.д.)

Школьное предметное объединение учителей в изменяющихся условиях сегодняшнего образовательного процесса ставит перед собой цель: повышение профессионализма учителей через осознание необходимости изменения взгляда на качество образовательной деятельности от общепринятого понимания совершенствования методической работы к развитию методологической культуры.

Качество – это методологическая категория, которая отражает степень соответствия результата поставленной цели. Можно говорить о качестве управления, о качестве педагогического процесса и о качестве результата. Управление качеством образования в школе – это косвенное управление через стимулирование и мотивацию деятельности учителей, учащихся и организацию их деятельности. Школьное предметное объединение в этом процессе имеет свои задачи как методические, так и методологические. Разбудить активность учителя, включить его в процесс модернизации образования как главное действующее лицо, способное к самоанализу, к проектированию своей деятельности через продуктивную работу с противоречиями и проблемами – одна из тех задач, которую помогает решать предметное объединение учителей.

На основе поставленных целей и задач выстраивается гипотеза: если школьное предметное объединение будет способствовать изменению традиционного взгляда учителей на современные подходы в образовании, то каждый педагог сможет реализовать себя через проектирование своей деятельности, развивая свои профессиональные компетенции, имея возможность почувствовать ситуацию успеха, что в свою очередь даст более качественный результат работы и самого учителя, и его учеников. Чтобы проверить эту гипотезу, необходимо определить точки взаимодействия традиций и инноваций в работе предметного объединения, начиная с планирования.

 В плане работы предметного объединения всегда традиционно были и остаются вопросы, связанные с обзором методических новинок по предмету; с обменом педагогического опыта по методике преподавания; с подготовкой школьников к олимпиадам, конкурсам, конференциям; с проведением предметных недель; с подготовкой выпускников к итоговой аттестации, к ЕГЭ и т.д. Сегодня эта работа дополняется тем необходимым содержанием, которое оказывает существенное влияние на оценку качества результата образовательной деятельности каждого учителя и всего образовательного учреждения в целом. На заседаниях ШПО рассматриваются вопросы творческого роста педагога, его самореализации, самоанализа, педагогического проектирования деятельности в условиях модернизации образования.

 В работе предметного объединения делается акцент на развитие проектировочных компетенций учителя:

  • от календарно-тематического планирования – к созданию рабочих программ с творческим подходом к разработке пояснительных записок к программам, к отбору и корректировке содержания в рамках Государственного образовательного стандарта, к самостоятельно выбираемому инструментарию по реализации этих программ;
  • от внешнего (административного) контроля за качеством образовательной деятельности педагога – к самоконтролю, самоанализу, сопоставлению и оценке качества результата (проведение внутришкольного вводного контроля по предмету в начале года, промежуточного контроля и контроля в конце года с анализом ситуации и продумыванием путей устранения причин, мешающих в достижении более качественного результата образовательной деятельности);
  • от обмена опытом методики преподавания – к методологическим основам преподавания через развитие ИКТ – компетентностей участников образовательного процесса (все учителя обладают навыками в применении ИКТ в урочной и внеурочной работе с учащимися);
  • от участия отдельных педагогов в конкурсной деятельности – к групповым проектам и активному участию в профессиональных конкурсах (в 2007 г. лишь один представитель предметного объединения учителей русского языка и литературы участвовал в профессиональных конкурсах на городском уровне, а в 2008 г. практически все учителя этого предметного объединения принимали участие, например, в конкурсе - выставке презентационных материалов с разработками методологического характера по работе с родителями, расширяя образовательное пространство в вопросах качества и оценки результата образования).

Предметное объединение учителей проектирует свою работу на творческих, созидательных принципах в ключе ценностных доминант образования (Образование как средство созидания). Результатом такой работы является позитивное движение педагогов в вопросах самоанализа, самореализации, инициативы, пересмотра традиционных подходов к оценке качества образовательной деятельности.

Предметное объединение учителей русского языка и литературы является одним из наиболее активных школьных подразделений. Так учителя объединения – ежегодные участники и призёры городских педагогических чтений, профессиональных конкурсов и фестивалей различных уровней, открытых семинаров для городского педагогического сообщества; каждый из учителей предметного объединения имеет печатные работы, опубликованные в профессиональных изданиях; все учителя объединения принимают участие в городской выставке педагогического мастерства; каждый педагог предметного объединения отмечен благодарностями, почётными грамотами, профессиональными знаками на уровне города, округа, области, Министерства образования и науки РФ. Работа предметного объединения была представлена на городском конкурсе – выставке презентационных материалов серией буклетов «От мысли – к творчеству». В настоящее время начата работа по подготовке выпуска школьного информационно-методического журнала «Образование для всех».

Сегодня учителя русского языка и литературы включены в процесс разработки оценки качества образования в рамках образовательной программы школы, начиная с новых подходов к написанию рабочих программ, о чём говорилось выше, до разработки критериев изучения предмета оценки качества с учётом распределения ответственности субъектов образовательного процесса, периодичности сбора информации и её анализа, методов проводимого исследования, компетентностного подхода к оценке достижений участников образовательного процесса, включающего общеучебную, общекультурную и общеметодологическую компетентности с навыками анализа, проектирования, самостоятельного управления собственным развитием (приложение 1 «Оценка качества образовательной деятельности предметным объединением учителей русского языка и литературы» - фрагмент таблицы).

Школьный конкурс предметных объединений по созданию модели распределения стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников школы потребовал серьёзной работы учителей ШПО русского языка и литературы по обоснованию выбранных подходов к оценке качества результатов труда педагога и формированию системы показателей и индикаторов, методики сбора, обработки данных и анализа этих показателей и индикаторов, а также способов использования данной системы (приложение 2 «Методика сбора и обработки данных и анализа показателей и индикаторов и способов использования системы показателей и индикаторов для распределения стимулирующей части фонда заработной платы» - фрагмент таблицы). Предметное объединение ведёт активную работу по аттестации учителей в межаттестационный период, используя мониторинговые исследования образовательной деятельности, анализируя на промежуточном этапе аттестации педагога его профессиональные компетентности (все педагоги объединения имеют высшую и первую квалификационную категорию). Оценка качества результата работы каждого учителя отражается в ежегодной аналитической справке о работе ШПО.

Активность, инициатива, творческая заинтересованность в личностной самореализации и социальном успехе учителей напрямую связана с качественным результатом обучения школьников. Одним из примеров оценки качества результата является признание профессиональных достижений педагогов и их учеников на разных уровнях (в т.ч. общероссийском) – в 2008 г. несколько учителей и учеников школы были включены в общероссийскую Энциклопедию «Лучшие люди России» (приложение «Одарённые дети – будущее России»); наши ученики с удовольствием участвуют во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио», успешно выступают на региональных международных конференциях при Российской Академии Наук.

Сочетание внешней и внутренней оценки качества результатов труда учителя и ученика усиливает мотивацию субъектов образовательного процесса к творческому развитию.

Для успешного решения задач в достижении поставленных целей на качественном уровне необходима система стимулов труда педагога. Созидательная работа учителей предметного объединения не остаётся незамеченной, неоценённой (пусть пока не в полной мере), что является свидетельством новых подходов в управлении качеством образования. Поддержка активности, инициативы учителей сегодня имеет некоторую позитивную направленность в рамках национального проекта «Образование» как на государственном, региональном, муниципальном уровнях, так и на уровне учебного учреждения. Это оказывает существенное влияние на качественный результат образования, являясь одним из важных факторов конкурентноспособности образовательного учреждения и каждого субъекта образовательного процесса.