Задания по информатике для начальной школы, являющиеся основой ЦОР, в условиях безмашинного варианта обучения

Разделы: Информатика, Начальная школа


Начальное обучение готовит детей к обучению в средних и старших классах школы. Важной стороной такой подготовки является обеспечение условий для умственного развития учащихся, для овладения ими элементами теоретического обобщающего мышления, связанного с пониманием содержания задач, умения сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости. Решению этих задач способствует широкое распространение персональных компьютеров в школах, и, как следствие, повышаются требования к уровню компьютерной грамотности учащихся. В настоящее время больше востребованы практические умения, а курс информатики в начальной школе ориентирован только на формирование логического мышления. Согласно учебному плану изучение информатики начинается с 8 класса. К этому времени учащиеся должны иметь первоначальные умения работы на компьютере, но нет пропедевтики во 2-7 классах.

Рынок предлагает сегодня большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста. В школах создаются медиатеки, в которых подобно книгам в библиотеке собираются и выдаются пользователям по мере необходимости электронные учебники, справочники, различные логические, развивающиеся и другие компьютерные программы, записанные на компакт- дисках. Большинство из них больше подходят для домашнего применения, либо для внеурочного использования. Это связано с достаточно сложной системой управления компьютерной программой, а так же целым рядом разнообразных причин, затрудняющих применение большинства педагогических программных средств во время урока в традиционной начальной школе.

Какова же методика применения электронных учебных материалов при проведении урока в начальной школе?

При разработке плана каждого урока учителю рекомендуется заранее предусмотреть применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных заданий, а также учебного материала соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения. Выбор учащихся, выполняющих соответствующие дидактическим целям урока индивидуальные или групповые задания за компьютером, производится учителем после проведения предварительной психолого- педагогической диагностики с учетом особенностей восприятия информации, статуса ребенка в коллективе. Если по каким- либо причинам такая диагностика не возможна, учителям можно использовать результаты педагогического наблюдения. Самое важное, чтобы ученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий над учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи.

Важно научить ребенка младшего школьного возраста за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности большие объемы информации. Сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных помогает решить эту проблему. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, индивидуальным и дифференцированным. Детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе (престижная работа, успешная карьера ...), овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с этим, учитель для повышения мотивации использует близкие цели: научиться складывать и вычитать, продумать план действий, выполнить задание быстрее всех и т.д. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить многие задачи. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: выполнишь правильно задание - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Сейчас существует много различных игровых обучающих программ, но большинство из них рассчитаны на продолжительное время. При этом работа ученика начальной школы за компьютером по санитарным нормам не может продолжаться более 15-20 минут (СанПиН 2.2.2542-96), а учитывая, что в школах в основном преподаётся без машинный вариант и того меньше. На своих уроках я часто использую игровой проект Руссобит - М "Зимняя сказка". Эта игра состоит из 12 различных фрагментов разного уровня коротких по времени. Для развития логического мышления, памяти и внимательности хорошо подходит игра "Taipei".

Я хочу представить задания по информатике для начальной школы, являющиеся основой ЦОР по темам: "Способы описания действий и процессов", "Способы описания объектов", "Способы описания логических рассуждений" и "Развитие логического мышления". Преподавание информатики ведётся на основе учебника "Информатика в играх и задачах" - М.: "Баласс" под редакцией Горячева А.В. Практически на каждом уроке учитель может выделить 10-15 минут для работы за компьютером, именно на это время и рассчитаны все задания.

Игры и задания раздела "Способы описания действий и процессов" направлены на формирование у детей представлений:

  • о пошаговом плане действий (алгоритме),
  • о вложенности алгоритмов,
  • об алгоритмах с ветвлениями и циклами,
  • о параметрах алгоритмов.

2 класс.

1) На данном этапе задача учителя научить детей создавать и сохранять документ в Paint и Word , правильно выключать компьютер.

2) Для формирования навыков работы с мышкой можно использовать игры из "Зимней сказки" ("переправь пингвина", "раскраска" и т.д.).

3 класс.

1) Познакомить детей с основными правилами набора текста.

2) Научить создавать рисунок в Word

  • нарисовать фигуру 1,
  • закрасить цветом,
  • нарисовать фигуру 2,
  • закрасить и т.д.

Какие действия повторяются?

4 класс.

1) Создать рисунок по описанию наоборот. Например: Хмурый день, на небе нет солнышка. Чёрная ромашка с опавшими лепестками, лежит на земле, где не растёт трава.

2) Научить сохранять рисунок как : (рассмотреть вложенные папки Рабочий стол / Мои документы / 4 класс/)

Игры и задания раздела "Способы описания объектов" направлены на формирование у детей представлений:

  • об общих и единичных именах объектов,
  • об описании свойств объектов и групп объектов (составных частей, действий, отличительных признаков),
  • об описании признаков и действий составных частей объектов.

2 класс.

1) Здесь очень хорошо использовать игру "Taipei", где дети учатся находить одинаковые или чем-то похожие фигуры.

2) В конце урока ребята с удовольствием отгадывают загадки. Например: "Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (вишня)". Предложите детям нарисовать в Paint и написать ответ.

3) В Word собрать рисунок из отдельных элементов (приложение 1).

4) В Word напечатать имена учеников класса по алфавиту.

3 класс.

1) Дома придумать свою загадку про книгу, в классе нарисовать и написать название своей любимой книги.

2) Создать в Word таблицу из 3 столбцов и 5 строк. В столбцах написать по 4 предмета, имеющих общее название. Можно показать некоторые приёмы форматирования в таблице.

4 класс.

1) Работа рассчитана на несколько уроков. Предлагаются составные части объекта (например: усы, крылья, ноги), дети должны изобразить в Paint объект, в котором есть данные элементы.

2) На последующих уроках обсуждаются полученные рисунки, предлагается описать признаки составных частей (Сколько? Какие? Какие действия могут выполнять?)

3) В игре "Зимняя сказка" разложить мороженое по соответствующим ящикам.

Игры и задания раздела "Способы описания логических рассуждений" направлены на формирование у детей начальных представлений о множествах, высказываниях и графах, а также на формирование начальных представлений о правилах "если-то" и схемах рассуждений.

2 класс.

1) Для развития логического мышления игра "Taipei".

2) В Word собрать подмножества из множества предложенных геометрических фигур и дать ему название (приложение 3).

3) В игре "Зимняя сказка" пройти через лабиринт, съесть яблоко и не сгореть.

3 класс.

В графическом редакторе Paint

1) нарисовать пересечение и объединение множеств

2) Разделить множество цветов на подмножества.

3) Выполнить задание рисуй наоборот (круглая фигура - многоугольник и т.д.).

4 класс.

1) Познакомить ребят с "Большая энциклопедией Кирилла и Мефодия". Выполнить поиск по рубрикам (птицы, растения ит.д.).

2) Строим графы в Word. Кто и с кем дружит из девочек (мальчиков) вашего класса?

Игры и задания четвёртого раздела "Развитие логического мышления" направлены на формирование у детей представлений об аналогии, закономерностях, выигрышной стратегии, а также направлены на развитие воображения у детей.

2 класс.

1) Научить использовать в Paint команды копировать, вставить.

Что общего у этой фигуры? Как её получить?

2) В игре "Зимняя сказка" провести снеговика, проехать дистанцию на лыжах, выбрав правильный путь.

3 класс.

1) Игра "Taipei" действия по аналогии.

2) В Paint дорисовать рисунок, используя действия отразить, повернуть.

4 класс.

Выполните открытку на память учителю.