Авторская программа кружка художественного творчества "Фантазия"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Актуальность

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Л.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Данная программа кружка художественного творчества «Фантазия» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 6-11 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Краткая характеристика процесса обучения

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, спичками, клеенкой. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Программа кружка художественного творчества:

  • представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями (швея, лекальщик, раскройщик, конструктор-модельер и др.) и традиционными народными промыслами.
  • удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
  • позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

  • Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
  • Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
  • Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
  • Воспитывать любовь к народному исскуству, декоративно – прикладному творчеству.

Должны знать и уметь:

        • Историю возникновения народной игрушки
        • Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.
        • Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов.
        • Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
        • Правила общения.
        • Правила безопасности труда.
        • Правила личной гигиены.

 

Формы контроля:

  • Рейтинг готового изделия.
  • Наблюдение
  • Беседа, объяснения учащихся.
  • Практический контроль.

Условия реализации программы.

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5м2 на одного обучающегося.

До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Учебно-тематический план

План

часы

всего

теор

прак

I

Вводное занятие

Введение в учебный курс

2

2

4

II

Поделки из природного материала

Украшения для девочек

2

6

8

III

Поделки из бумаги и картона

Мохнатые игрушки

2

6

8

Игрушки-дергунчики

2

10

12

Фантазии из фантиков

Мечтательный ежик

2

6

8

Веселый человечек

2

6

8

Детки-конфетки

1

3

4

IV

Поделки из спичек

Скамейка, стул, стол

2

6

8

Подсолнух

1

3

4

Колодец

1

5

6

V

Игрушки из клеенки

Сердечко с карманом

1

5

6

Лягушонок

1

5

6

Медвежонок

1

5

6

Колокольчик

1

3

4

Сумочка для мелочей « Колобок»

2

6

8

Коробка для игрушек

2

6

8

VI

Забавные игрушки из бросового материала.

Оригинальные игрушки из дисков

2

6

8

Настенная игрушка

1

3

4

Страусенок

2

4

6

Подставка для ручек

1

3

4

Птичка из пластиковых стаканов

1

3

4

Подставка под сотовый телефон

1

3

4

 

Всего

33

105

138

 

Содержание занятий:

Введение в учебный курс (2 часа)

Цель и задачи на год. История возникновения народной игрушки. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Практическая работа: Знакомство с готовыми изделиями, выполненными в предыдущие годы. Знакомство с бумагой (цвет, плотность), самоклеющейся пленкой, бросовым и природным материалом.

Вводное занятие (2 часа)

Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий. Содержание рабочего места. Общие сведения о бумаге.

Практическая работа: Организация рабочего места, экономное использование материала, выбор инструментов. Определение бумаги (цветная, белая, чертежная, картон), подбор природного материала.

Поделки из природного материала (8 часов)

Демонстрация образцов, иллюстраций, дидактического материала.

Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок, тыквы, кабачков, крылатками клена, ягодами шиповника, черноплодки.

Практическая работа: Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок, соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, ниток. Освоение приемов резания ножницами, склеивания, нанизывания ягод , семян на иголку с ниткой.

Поделки из бумаги и картона (40 часов)

Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Знакомство с видами бумаги: чертежно – рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картоном цветным, тонким, упаковочным; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.

Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.

Поделки из спичек (18 часов)

Знакомство с историей изготовления спичек, с техникой изготовления поделок.

Практическая работа: Освоение техникой сборки поделок из спичек, складывание в шахматном порядке, наметка карандашом места склеивания спичек, приклеивание спичек друг к другу, расположение деталей на картоне. Развитие умения аккуратно приклеивать спички, оформлять работу творчески.

Игрушки из клеенки (38часов)

Краткие сведения об изготовлении клеенки в промышленности. Знакомство сцветом, толщиной. Ознакомление с техникой изготовления игрушек из клеенки. Просмотр иллюстраций, подбор рисунка. Выбор цветовой гаммы для основного фона.

Практическая работа: Подбор цветовой гаммы фона, увеличение рисунка до необходимых размеров, приготовление выкройки из бумаги, перенос на левую сторону клеенки, складывание попарно, пробивание по краям отверстий дыроколом, обвязывание деталей крючком, соединение частей иголкой швом «через край». Оформление поделки. Вспомогательные отделочные работы.

Игрушки из бросового материала (30 часов)

Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала.
Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами.

Практическая работа: изготовление игрушек из пластмассовых бутылок, стаканчиков, баночек из-под ваты, компьютерных дисков, кусочков поролона, проволоки. Соединение отдельных деталей поделок различными способами при помощи клея и ниток. Оформление поделки, используя бусы, бисер, стеклярус, лоскутки кожи и ткани, блестки.

Материалы, инструменты, приспособления

Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:

  • Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, семена тыквы,ягоды рябины, шиповника.
  • Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики.
  • Ткань, иголка, крючок для вязания, дырокол.
  • Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.
  • Клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки, надувные игрушки, круги для плавания; самоклеющаяся пленка разных цветов.
  • Нитки для вязания ярких цветов; нитки капроновые.
  • Вата, синтепон, капрон для набивки игрушек.
  • Бросовый материал: коробка картонная, 2 пластиковых стаканчика, пластмассовая бутылка, баночка из-под ваты, компьютерные диски; кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки, спички.
  • Клей ПВА и «Момент».
  • Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр.
  • Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для росписи игрушек.
  • При работе бывают нужны пассатижи (или плоскогубцы и кусачки) для расщепления и откусывания металлической проволоки.
  • Для разглаживания ткани необходим электрический утюг.

Литература

  • Е.А.Гайдаенко «Нечто из ничего». Издательство «Феникс» г Ростов- на – Дону, 2008г.
  • С. Кабаченко «Поделки из спичек» Издательство «Эксмо» г Москва, 2008г.
  • Л. Маврина «Забавные игрушки». Издательство «Стрекоза - Пресс» г. Москва, 2007 г.
  • Е. Румянцева. «Украшения для девочек». Издательство «Айрис Пресс» г. Москва, 2006г.
  • Е. Румянцева. «Делаем игрушки сами». Издательство «Айрис Пресс» г. Москва, 2004г.
  • Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества». Издательство «Родничок» г. Тула, 2002г.

Презентация программы - Приложение 1.