Реализация проектной деятельности по географии через кружковую работу

Разделы: География, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа (Словарь иностранных слов).

Одним из методов обучения учащихся может быть метод проектов. Метод проектов органично вписывается в систему личностно ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Это метод обучения может быть использован в изучении любого предмета, может применяться как на уроках , так и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

В обучении географии метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.

Основная цель применения метода проектов - самостоятельное постижение школьниками жизненно важных географических проблем.

Выбор тем проектов осуществляет учитель. Критерии выбора тем могут быть следующими:

  • социальная значимость проекта и значимость данной информации для учащихся; воспитательный потенциал проекта;
  • связь темы проекта с изучаемым материалом курса и возможность реализации внутри- и межпредметных связей;
  • наличие у школьника необходимых знаний и личного опыта.

Типы учебных проектов по географии

Выделим возможные типы учебных проектов.

- По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. (Типология предложена Е.С. Полат.)

- По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

- По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных – продолжительностью от месяца и более.

- По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты – от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие, пусть в разных по продолжительности и сложности информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может – практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме “Горы (или равнины) Земли”. Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.

К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:

  • проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);
  • проекты освоения территорий;
  • проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.
  • проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.

Реализация метода проектов по географии может осуществляться через внеурочную деятельность (кружковую работу.) Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.

Работа над любым проектом может быть организована как индивидуальная, групповая, коллективная или смешанная, т.е. на разных этапах работы имеет место и групповая, и индивидуальная работа. Результатом работы школьников могут быть какие-либо макеты, разработки, карты, схемы, описания объектов и конкретная деятельность по их благоустройству и т.п. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника.

Очень важно, что при работе над проектом школьники не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.

Последовательность работы над проектом

Презентация

Стадия работы над проектом Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Подготовка Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в onpeделении цели проекта. Наблюдает за работой учеников
2. Планирование а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся .
3. Исследование 1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).

2. Выявление (“мозговой штурм”) и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Выбор оптимального варианта хода проекта.

4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся
4. Выводы Анализ информации. Формулирование выводов Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)
5. Защита проекта и оценка его результатов Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

Работа над проектом требует продолжительного времени: от нескольких недель, если речь идет о минипроекте, до нескольких месяцев. Поэтому четкость в организации работы школьников и промежуточный контроль за их работой от этапа к этапу – необходимые условия успешного выполнения поставленной задачи.

Метод проектов может найти применение не только в старших классах. Более того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, надо начинать эту работу значительно раньше.

Поскольку работа над проектом - процесс достаточно сложный организационно, количество проектов не может быть большим.

При выборе конкретного содержания проектов следует обратить внимание на то, чтобы один из них был посвящен проблемам страны в целом, а другой - связан с конкретной реальной проблемой нашего края. Такое сочетание обеспечивает наиболее полную реализацию идей метода проектов: познакомить с социально значимыми проблемами, развить творческие способности, умение работать с различными источниками географической информации и в то же время заняться конкретной деятельностью по изучению своего края, его благоустройству.

МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

Учебный проект для учащихся 8-9 классов

Тема “Население ст. Новоплатнировской”

Основные задачи проекта:

1. Познакомить учащихся с населением ст.Новоплатнировской

2. Показать особенности демографии станицы на современном этапе.

3. Воспитывать любовь к своей малой родине.

4. Социализация личности, формирование у школьников адекватных представлений о сути социально-экономических явлений.

5. Формирование умения проводить опрос, обрабатывать информацию, в частности производить компьютерную обработку массива данных.

6. Стремление выработать личностные качества : брать инициативу на себя, работать в группе, признавать права каждого на индивидуальное мнение по проблеме, стремиться прийти к лучшему результату общей работы.

Планируемые результаты:

Знакомство учащихся особенности демографии станицы ст.Новоплатнировской на современном этапе:

  • численность населения станицы
  • половой и национальный состав населения
  • отношение трудоспособного населения, пенсионеров и детей ко всему населению
  • динамику миграции населения после 1991 года

Типология проекта:

  • предметно-содержательная область - монопредметный проект (на материале географии)
  • по географическому содержанию - проект построен на основе изучения краеведческого материала
  • по доминирующей деятельности - исследовательский
  • по продолжительности - длительный
  • по количеству участников - групповой

Этапы реализации проекта

1. Подготовка

Содержание работы

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Деятельность учащихся

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта

Деятельность учителя

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в onpeделении цели проекта. Наблюдает за работой учеников

img1.jpg (11936 bytes)

Рис. 1. Обсуждение темы проекта

2. Планирование

Содержание работы

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.

Деятельность учащихся

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности

Деятельность учителя

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся .

img4.jpg (13232 bytes)

Рис. 2. Учащиеся вырабатывают план действий

3. Исследование

Содержание работы

а) Сбор и уточнение информации.

Опрос населения станицы путем обхода всех домов по всем улицам.

Вопросы:

1. Название улицы, номер дома -

2. Количество человек в семье - из них:

  • мужчин
  • женщин
  • трудоспособных членов семьи
  • пенсионеров
  • детей

3. Национальность -

4. С какого времени семья проживает в станице?

б). Выявление (“мозговой штурм”) и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

в) Выбор оптимального варианта хода проекта.

г) Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Деятельность учащихся

Поэтапно выполняют задачи проект

Деятельность учителя

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

img2.jpg (9416 bytes)

Рис. 3. Опрос населения станицы

4. Выводы

Содержание работы

Анализ информации.

- Составление сводной таблицы “Население станицы Новоплатнировской”

- Выражение в % мужчин и женщин, трудоспособного населения, пенсионеров, детей, мигрантов и национального состава ко всему населению станицы:

- Составление диаграмм

“Половой состав населения ст.Новоплатнировской”

“Соотношение трудоспособного населения, пенсионеров и детей ко всему населению (в %)”

“Соотношение мигрантов ко всему населению (в %),

“Национальный состав населения ст.Новоплатнировской”

Формулирование выводов

Деятельность учащихся

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Деятельность учителя

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

img3.jpg (12787 bytes)

Рис. 4. Анализ и обработка информации

5. Защита проекта и оценка его результатов

Содержание работы

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Деятельность учащихся

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке

Деятельность учителя

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  2. Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // "Директор школы", -1995.-№6.
  3. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. – “Директор школы” 1998, № 4.
  4. Огородникова Н.В. “Проектная деятельность старшеклассников” “География в школе” 1,2006 г.
  5. Чанова М.В.Разработка урока “Мой город- парк” “География в школе”6, 2007 г.
  6. В.Крылова “Проектная деятельность учащихся по географии” “География” Приложение к 1 сентября №22, 2007 г.
  7. Павлова Н.О. “Научно-исследовательская деятельность учащихся общеобразовательной школы” Фестиваль "Открытый урок"2006/2007