Самопознание (урок обществознания в 10-м классе)

Разделы: История и обществознание


Место урока в курсе обществознания. Урок завершает изучение темы «Познание как деятельность», что позволяет использовать знания, полученные в ходе предыдущих уроков.

Что же касается самопознания – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс самопознания необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой.

Практическая направленность получаемых знаний обусловила и выбор формы урока: урок - лабораторная работа с элементами дискуссии.

Цель урока:

  1. Образовательная – подготовка к социализации, основанной на знании своего Я и умении применять свое знание в процессе адаптации.
  2. Развивающая – развитие навыков самоанализа.
  3. Воспитательная – воспитание уважительного и внимательного отношения к личности человека.

Задачи урока непосредственно связаны с развитием ключевых компетенций личности:

  • способность искать: получать информацию, работать с учебником;
  • способность изучать: извлекать пользу из опыта, организовать взаимосвязь знаний и систематизировать их, творчески решать возникающие проблемы;
  • способность думать: противостоять неуверенности и сложности, принимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
  • способность включаться в деятельность: организовывать свою работу, нести ответственность;
  • способность сотрудничать: сотрудничать и работать в группе, принимать решения;
  • способность адаптироваться: использовать новые технологии усвоения информации и коммуникации, доказать гибкость перед лицом быстрых изменений, показать стойкость перед трудностями.

Ход урока

1. Организационный момент (Слайд 1).1

С начала учебного года мы с вами говорим о деятельности, в частности, о познавательной деятельности.

Давайте вспомним, какие виды познания мы с вами изучали? (Научное, ненаучное, социальное). И, наконец, сегодня мы поговорим о самопознании (Слайд 1).

Невозможно переоценить этот процесс, который начинается с момента рождения и продолжается всю нашу сознательную жизнь.

Девиз «Познай самого себя» (Слайд 2), который можно смело считать девизом сегодняшнего урока, был начертан еще на фронтоне древнегреческого храма.

В то время знание о себе считалось целью, к которой нужно стремиться, чтобы узнать свои возможности, внутренние качества, постичь смысл своего предназначения.

Сейчас изучением личности человека занимается психология. Мы с вами тоже уже обращались к понятию личности, давайте вспомним его определение. (Боголюбов «Обществознание», §2, стр. 15. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества).

Итак, психология установила, что внутренний мир человека необходимо изучать и изменять.

Знание себя поможет вам выявить свои способности, черты характера, темперамент и многое другое. На этой основе вы сможете правильно организовать свою учебу, деятельность, построить отношения с людьми.

Для начала проведем небольшой тест, который позволит нам определить, что же вы знаете о себе.

1 Здесь и далее слайды из Приложение 5.

Тест «Кто ты?»

(ученики используют чистые листы, лежащие на столах с начала урока).

Вопрос 1: Кто ты?

Вопрос 2: Кто ты?

Вопрос 3: Кто ты? (Слайд 3) У вас ровно 2 минуты на то, чтобы выполнить задание. Ваши ответы на вопросы этого теста кроме вас увидят ваши соседи по парте.

Время истекло. Посмотрите внимательно на свои листочки. На них – образ вашего Я (Слайд 4), который складывается из представлений о себе, своих внутренних и внешних качествах.

Этот образ и даст характеристику вас как личности. На слайде перечислены позитивные черты. (Слайд 5)

Посмотрите как многообразно ваше Я, ваша личность (отследить отражение в ответах на вопрос теста). (Слайд 6)

Следует отметить, что, отвечая на вопросы теста, вы коснулись только внутренней оценки своего Я, то есть самооценки. (Слайд 7)

Давайте посмотрим, из чего же складывается самооценка? Откройте учебники на стр.94, и из пункта «Не ошибись в оценке» выберите три составляющих самооценки.

  • «Я и Идеал» (клик в слайде 7).
  • «Я и Другие» (клик в слайде 7).
  • «Я и Я» (клик в слайде 7).

Образ Я не остается неизменным в течение жизни. Происходящие изменения проще всего заметить во внешности, в физической (Слайд 8) стороне вашего Я. Для этого достаточно просто посмотреть в зеркало.

Мудрец в нем видит мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нем видела овца
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя неряху увидел лохматого.

К. Чуковский.

Иногда, в отсутствии зеркала можно взглянуть в глаза человека, находящегося рядом с тобой (Слайд 9).

Я предлагаю вам обменяться с соседями по парте вашими листочками с результатами теста «Кто ты». Уважаемые соседи, поставьте «+» рядом с теми качествами, которыми наделен автор ответов и соответственно «-» рядом с теми вариантами ответов, которые отражают несуществующие качества.

Верните листочки авторам. Рассмотрите результаты. Искренне надеюсь, что в большинстве случаев мнения совпали.

Если же вы обнаружили «-» в своем листочке – у вас есть повод задуматься. Может быть, вы себя переоценили или недооценили в какой-то роли?

Кстати, о ролях (Слайд 10).

Лет в 10 дома, со своими,
Ты носишь собственное имя.
Но чуть на улицу попал,
Ты это имя потерял.
Здесь нет имен. Здесь носят клички.
А в школе? Тут свои привычки,
Большим тебя считают тут
И по фамилии зовут.
Итак, три звания, три роли:
В семье, на улице и в школе.

В. Берестов.

(Если есть время – перечислить роли).

В вашей жизни, где все вы играете какие-то роли, вас окружают различные люди: родители, учителя, друзья и т.д.

Сейчас мы с вами посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в окружающих вас людях.

Практическая работа поможет нам в этом (Слайд 11).

На левой стороне (клик в слайде 11) листа (Приложение 1) напишите в порядке значимости для вас пять любых людей из вашего окружения (клик в слайде 11).

А теперь справа (клик в слайде 11) составьте другой список в зависимости от того, какой интерес испытывают названные люди к вам.

Сопоставьте оба списка. Есть ли такие люди, которые очень много значат для вас, но не уделяют вам должного внимания? Почему? Правильно ли вы ведете себя с ними? Сделайте выводы. Подумайте, как можно изменить отношения с окружающими? Всегда ли адекватно мы воспринимаем происходящее и реагируем на него?

Ведь мы воспринимаем мир (Слайд 12) с помощью наших органов чувств, а они, как известно, несовершенны.

Я предлагаю вам обратиться к тесту «Я воспринимающее» (Слайд 13 + Приложение 2) и ответить на его вопросы, записывая баллы в специально отведенную колонку.

В каждом блоке ответов оцените каждую фразу от 1 до 4 балов. 4 балла вы поставите в том случае, если данная фраза как нельзя лучше характеризует вас. И напротив, одним баллом вы оцените ту фразу, которая не отражает вашей индивидуальности. При ответе на один блок вопросов каждая из цифр повторяется только один раз.

Второй этап работа с тестом (Слайд 14)– перенесите полученные баллы на бланк ответов, а затем подсчитайте, сколько баллов заработала каждая из букв.

Значения букв:

  • В – визуальный;
  • К – кинестетический;
  • А – аудиальный;
  • Д – дигитальный (жить будем, но сначала подумаем).

Вам хорошо известно, что органы чувств, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир, являются составной частью нервной системы человека. Особенности же нервной системы определяют темперамент (Слайд 15) человека.

Сейчас я предлагаю вам определить, каким темпераментом обладаете вы (Приложение 3). Отвечая на вопросы теста вам необходимо записать 1 балл в соответствующий столбик.

Обработка результатов: (Слайд 16)

Подсчитайте количество баллов. Выберите ту колонку, где сумма баллов преобладает.

  1. = сангвиник – подвижный, но уравновешенный человек, адекватно реагирующий на окружающие события.
  2. = холерик – быстро возбуждающийся, неуравновешенный, вспыльчивый человек с резкими переходами настроения.
  3. = флегматик – медлительный, но настойчивый и упорный человек, которого трудно вывести из состояния равновесия.
  4. = меланхолик – человек, очень глубоко переживающий даже небольшие огорчения, склонный к хандре, пессимизму.

Есть над чем задуматься (Слайд 17), не так ли?

И оказывается, что «Я думающий» - это не только эрудиция, но и еще целый ряд умений.

Давайте посмотрим, а обладаете ли вы этими умениями?

Перед вами (Слайд 18) четыре точки. Попробуйте соединить их темя линиями, не отрывая руки от бумаги и не проводя дважды по одной линии.

Удалось? Надеюсь, наши варианты совпадают (Слайд 19).

Понравилась головоломка? Хотите еще?

И вот тут оказывается, что ваше «хочу» (Слайд 20), то есть ваша потребность в головоломке, ограничивается моей потребностью уложиться в урок. Удивительно, но очень часто наши потребности стать кем-то, сделать что-то зависят от других людей, у которых тоже есть потребности, удовлетворение которых, в свою очередь зависит от вас.

Решение этой проблемы заключено в категорическом императиве Канта: «Поступай с другими людьми так, как ты хочешь, чтобы они обращались с тобой».

И если вы чего-то действительно очень хотите, то непременно добьетесь. А вот здесь уже проявляется еще одна грань вашей личности «Я могу» (Слайд 21).

Со всей ответственностью заявляю, что нет людей не способных. Есть люди, способности которых не выявлены. Как же выявляются способности? В процессе деятельности. Не бойтесь пробовать. Пытайтесь рисовать, сочинять музыку, доказывать теорему Ферма.

Фантазируйте! (Слайд 22) У вас непременно получится! Ведь вы наверняка способны представить себя в различных ситуациях (и дальше по слайду). Наконец, сочинить рассказ.

Ну, может быть, не рассказ, а вот эссе (Слайд 23) к следующему уроку написать извольте. Объем – не более одного листа. Перед написанием эссе настоятельно рекомендую прочесть §12.

Темы эссе вывешены на доске (Приложение 4)