Обобщающий урок по теме "Зарубежная Европа", 10-й класс

Разделы: География

Класс: 10


Цели:

  1. систематизировать знания учащихся о хозяйстве стран Зарубежной Европы;
  2. развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности школьников посредством ознакомления с важнейшими географическими и экономическими особенностями названного региона;
  3. воспитывать уважение к другим народам и культурам.

Оборудование

  • Плакаты с названиями стран,
  • Настенная карта “Европа”,
  • Настенная контурная карта,
  • Маркеры,
  • Настенная карта “Политическая карта Европы”,
  • Проверочный тест “Зарубежная Европа”
  • Задания на контурных картах,
  • Оценочные листы,
  • Диаграмма,
  • Учебники Кузнецова А.П.-15 штук,
  • Конверты с буквами -7 штук,
  • Видеофрагменты “Германия”, “Франция”, “Италия”.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверить готовность к уроку (наличие учебника, тетради, атласа, чистого листа).

II. Повторение изученного материала

Сегодня у нас с вами обобщающий урок по теме “Зарубежная Европа”. Мы должны повторить и закрепить имеющиеся знания о хозяйстве стран зарубежной Европы. Сегодня на уроке у нас присутствуют не только ученики, но и представители различных туристических фирм. Это:

  • 1 тур. фирма “Рустрэвел”, предлагающая нам посетить Грецию,
  • 2 тур. фирма “Биг Бен”, приглашающая в Великобританию,
  • 3 тур. фирма “Социум тур” познакомит нас с Венгрией,
  • 4 тур. фирма “Детур” расскажет,нам о Чехии,
  • 5 тур. фирма “Гид” удивит нас красотами Франции,
  • 6 тур. фирма “Вояж” поделится своими впечатлениями о Германии,
  • 7 тур. фирма “Пегас” приглашает нас в вечно юную Италию.

На нашем уроке присутствуют независимые эксперты, которые будут оценивать, высказывать мнения о работе каждой туристической фирмы. (Раздать оценочный лист каждому присутствующему; Приложение 1).

Работа туристических фирм будет оцениваться по следующим критериям:

а) раскрытие содержания маршрута;

б) умение заинтересовать потенциальных клиентов;

в) оформление наглядного материала о своей стране;

г) знание фактического материала о стране (умение ответить на предложенные вопросы).

1. Вступительное слово учителя

Международный туризм - одна из форм обмены услугами. В основе туристического бума, который охватил весь мир в последнее десятилетие, лежат конкретные экономические, социальные и другие причины. Это и НТР, это и глобальный феномен урбанизации, это и “транспортная революция”, а также повышение качества и уровня жизни, и общий рост культуры.

По данным Всемирной туристической организации при сохранении таких темпов роста международного туризма (5,1 % в год) в 2005 г.общее число туристов достигло 900 миллионов человек.

Для сравнения: в 1950 г.- 25 млн. человек, 1994 г.-528 млн. человек, 2000 г.- 700 млн. человек, 2005 г.- 900 млн. человек.

Доходы от туризма растут ещё быстрее. Они занимают более 7% мирового экспорта, это 3 место после экспорта нефти и автомобилей.

Специалисты выделяют 4 главных вида туризма

а) экскурсионный, сочетающий отдых с познавательными интересами- знакомство с природой , историческими и культурными достопримечательностями различных стран;

б) оздоровительный туризм (для отдыха и лечения);

в) научный туризм;

г) деловой туризм.

Первый и второй виды туризма - самые массовые.

Географическое распределение международного туризма уже сложилось.

(Анализ диаграммы)

Итак, больше всего туристических потоков привлекает Европа.

2. Работа с учебником Кузнецова А.П.. с. 180 -182

  • Что обозначает слово “Европа”?
  • Какова её величина?
  • Какая часть её территории приходится на острова?
  • На полуострова?
  • Почему Европу можно назвать самым “тесным” континентом?
  • Какие формы правления сложились в европейских государствах?
  • Назовите древнейшую в мире республику?
  • Назовите самое старое федеративное государство?
  • Сколько стран насчитывается в Европе?
  • Сколько колоний сохранилось в Европе?
  • Какой особый политический статус имеют Шпицберген и Фарерские острова?
  • Назовите два княжества в Европе?
  • Назовите герцогство?

На все эти вопросы вы должны найти ответы в учебнике Кузнецова на с. 180-182. Проверка.

З. Задание “Определи страну”

На доске плакат с названиями стран. Вы должны узнать страну по описанию.

  1. Эта страна опережает все страны Европы по запасам гидроэнергии. Занимает ведущее место по выплавке алюминия, никеля, кобальта, ферросплавов. Большое значение имеет открытие нефтегазового месторождения в море, омывающем её берега. Здесь живут судостроители, мореходы, рыболовы и путешественники.
  2. Мягкий климат, горный воздух, озёра с прозрачной водой и живописными берегами привлекают сюда массу туристов и спортсменов со всего мира. Станки, часы, медикаменты, витамины, шоколад, детское питание и лучшие сорта сыра - вот чем славится государство.
  3. Это высокоразвитое индустриальное государство широко известно в современном мире своей банковской, страховой и другой коммерческой деятельностью. Страна расположена на самом обширном из европейских архипелагов.
  4. Одна из развитых стран Западной Европы, по европейским меркам богата разнообразными природными ресурсами, её роль заметна в производстве и экспорте автомобилей, авиационно-ракетной техники, парфюмерно-косметической продукции, вина, сыра.
  5. Католическая страна с однородным национальным составом, развитой угольной промышленностью и чёрной металлургией, имеет старый район текстильной промышленности, является крупным производителем ржи и картофеля.
  6. Лёд и пламя! Эти слова подходят к данной стране. Более 10% территории покрыто льдом, а вулканов с гейзерами, как ни в одной стране! Из земли бьёт кипяток, а в июльский день редко бывает жарче + 11 градусов. У этой “ледяной страны” отсутствуют сухопутные соседи.
  7. Равнинная страна, специализируется на производстве пшеницы, кукурузы, виноградарстве и садоводстве. Столицу разделяет на две части крупнейшая река Европы.
  8. Островная страна (в прошлом - страна массовой эмиграции), отличается мягким морским климатом, животноводческой специализацией сельского хозяйства, относится к наименее развитым странам ЕС.
  9. Наиболее урбанизированная страна Восточной Европы, с высокоразвитым машиностроением, лёгкой промышленностью: обувь, стекло, бижутерия; интенсивным сельским хозяйством с преобладанием животноводства.
  10. В этой стране нашел свою смерть профессор Мориарти, а вот Шерлок Холмс благополучно избежал гибели. У Рейхенбахского водопада они окончательно выяснили свои отношения. Ставший в наши дни памятником, Холмс задумчиво смотрит на бурный поток, в котором исчез преступник. Мориарти места не нашлось.
  11. Страна с радикальной сетью дорог, сходящихся к столице, значительными различиями в сельскохозяйственной специализации северных и южных районов; имеет азитые машиностроение, атомную энергетику, легкую промышленность; восточная граница проходит по самому высокому в этой части света горному массиву.
  12. Самая “длинная” страна Европы с развитым судостроением, гидроэнергетикой. рыболовством, одна из крупнейших в Европе производителей нефти.
  13. Её столица - крупнейший порт, имеет монархическую форму правления, развита добыча нефти и угля; хорошо развито машиностроение; на суше граничит лишь с одной страной.
  14. Страна, давшая миру известных мореплавателей и путешественников, писателей и художников. Щедра земля этой страны: здесь зреют финики и виноград, маслины и апельсины, пшеница и табак, миндаль и лесной орех. Лицо страны - суда.
  15. Страна не имеет выхода к морю, столица - не самый крупный город страны; половина электроэнергии вырабатывается на ГЭС, развито точное машиностроение, фармацевтика; поддерживает постоянный политический нейтралитет.
  16. Страна, расположенная вблизи полярного круга, в хозяйстве которой основной отраслью является рыболовство, и рыбопереработка. Геотермальные воды используются для отопления и парникового хозяйства.

4. Выступление тур. фирмы.

Итак, мы послушали краткое описание некоторых стран Европы, а теперь хочется предоставить слово 1 тур. фирме - “Рустрэвел”. (Греция) Выступления детей.

5. “Верно ли утверждение”

Выслушав утверждение, скажите, которая, по вашему мнению, из стран не относится к данному утверждению. Вы можете пользоваться картами атласа.

I. Я утверждаю, что все три страны находятся на одном полуострове и являются конституционными монархиями.

  1. Норвегия
  2. Финляндия
  3. Швеция

II. Я утверждаю, что все три страны являются морскими державами Средиземного моря.

  1. Германия
  2. Италия
  3. Испания

III. Я утверждаю, что все три страны входят в состав “большой семёрки”.

  1. Испания
  2. Германия
  3. Италия

IV. Я утверждаю, что все три страны являются полуостровными государствами.

  1. Италия
  2. Греция
  3. Ирландия

V. Я утверждаю, что столицы всех трёх государств начинаются на букву “Б”.

  1. Венгрия
  2. Дания
  3. Румыния

VI. Я утверждаю, что через эти государства протекает река “Дунай”.

  1. Германия
  2. Австрия
  3. Чехия

VII. Я утверждаю, что все три страны не имеют выхода к морю

  1. Албания
  2. Швейцария
  3. Австрия

6. Выступление 4 тур. фирмы “Детур” (Чехия)

7. Назовите столицы своих государств.

I

  1. Осло
  2. Хельсинки
  3. Стокгольм

II

  1. Берлин
  2. Рим
  3. Мадрид

III

  1. Мадрид
  2. Берлин
  3. Рим

IV

  1. Рим
  2. Афины
  3. Дублин

V

  1. Будапешт
  2. Копенгаген
  3. Бухарест

VI

  1. Берлин
  2. Вена
  3. Прага

VII

  1. Тирана
  2. Берн
  3. Вена

8. Выступление 2 тур. фирмы “Биг Бен” (Великобритания)

9. Найди общее. Определите принцип объединения в группу следующих стран.

  1. Румыния, Венгрия, Чехия, Албания
  2. Франция, Великобритания, Германия, Италия
  3. Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия
  4. Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра
  5. Швейцария, Венгрия, Словакия
  6. Испания, Франция, Италия
  7. Финляндия, Эстония, Украина

10. Выступление 5 тур. фирмы “Гид” (Франция)

11. Покажите свои государства на карте.

- А сейчас слово предоставляется 3 тур. фирме “Социум-Тур” (Венгрия)

12. Блиц-турнир “Угадай страну”.

  1. Страна, где расположен Рур?
  2. Марка венгерских автобусов?
  3. Река, на которой стоит Лондон?
  4. Страна-производитель охотничьих ружей?
  5. Страна всемирно известной фабрики Кох-и-Нор, выпускающая 1 млн. карандашей в день?
  6. Где находится “автострада солнца”?
  7. Откуда пришел к нам одеколон?
  8. Итальянский город - родина автомобиля “Фиат”?
  9. Родина Олимпийских игр и марафонского бега?
  10. Страна - производитель сыра “Рокфор”?
  11. “Молочная ферма” Европы?
  12. Фешенебельный курорт, игорный рай?
  13. Страна тюльпанов?
  14. Главный район горного туризма?
  15. Страна - производитель автомобиля “Вольво”?
  16. Откуда родом “Адидас”?
  17. Страна - банкир?
  18. Страна - производитель автомобиля “Мерседес”?
  19. Государство - теократическая монархия?
  20. Родина вальса?
  21. Страна, непрерывно воюющая с морем?
  22. “Лесной цех” Европы?
  23. Страна розового масла?
  24. Страна - родина паровозов и метрополитена?
  25. Страна 80 тысяч озёр?
  26. Микрогосударство, обладающее самой маленькой армией в мире?

13. Выступление 6 тур. фирмы “Вояж” (Германия)

14. Загадочная страна.

Каждая тур. фирма получает конверт с буквами, из которых надо сложить название страны.

  1. Фирма - Румыния
  2. Фирма - Албания
  3. Фирма - Бельгия
  4. Фирма - Испания
  5. Фирма - Украина
  6. Фирма - Ватикан
  7. Фирма - Австрия

15. Выступление 7 тур. фирмы “ Пегас ” (Италия)

16. Тур бизнесменов.

Куда бы вы не приехали, за все услуги будете платить национальной валютой. Какой?

  1. В Греции - греческая драхма
  2. В Великобритании - фунт стерлинга
  3. В Венгрии - форинт
  4. Во Франции - франки
  5. В Чехии - чешская крона
  6. В Германии - немецкая марка
  7. В Италии - итальянская лира

III. Контроль

Итак, мы повторили изученный материал по странам Европы, и для контроля я предлагаю вам выполнить небольшую работу из двух заданий:

1 задание – тест (Приложение 2);

2 задание – проверка номенклатуры (государства Европы со столицами; Приложение 3).

Конкурс эрудитов.

В заключении мне хотелось бы провести конкурс эрудитов. Эти вопросы не входят в школьный курс географии, но может быть, вы смогли бы найти на них ответ, читая о своей стране, готовя свои сообщения.

  1. В какой стране, в каком городе улочки и дворики, выложены черной и белой галькой?
  2. Кто назвал Британские острова “туманный Альбион” и почему?
  3. Как называется народ, проживающий в Венгрии? Что обозначает это название?
  4. Чехия не имеет выхода к морю. Почему население страны занимается рыбоводством?
  5. Город, какой страны имеет этот герб? Качается, но не тонет?
  6. О какой стране говорил А.С.Пушкин в крылатой фразе: “Он из... туманной привез учености плоды”?
  7. Что общего у двух географических названий: город Венеция и государство Венесуэла?

IV. Заключение

Вот и заканчивается наше небольшое путешествие - обзор по странам Европы. И хотя по данным Всемирной тур. организации намечается тенденция к снижению доли Европы в международном туризме, самыми “туристическими странами” остаются Испания, Италия, Франция.

Ну, а куда бы отправились наши эксперты, послушав сегодняшние ваши сообщения? Какого их мнение и оценка?