Урок-исследование по теме "Уравнения, приводимые к квадратным"

Разделы: Математика


Цели:

  • Формирование учебно-логических знаний, умений, навыков при решении уравнений, приводимые к квадратным методом введения новой переменной, через исследовательскую работу, обобщение и систематизацию опыта.
  • Продолжить работу над развитием речи, умением анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать, доказывать.
  • Формировать положительное отношение к ценности Человек, Познание, Творчество, Нравственность.

Силу уму придают упражнения, а не покой.
А.Поп (1688 – 1744 гг. англ. поэт).

Этапы урока Содержание урока

I

Приветствие

 

II

Устная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связь с устной работой

 

 

 

 

На обороте доски заранее подготовлен текст

 

Пауза

А знаете ли Вы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связь с устной работой.

№1, №2

 

№3, №4

 

 

 

 

Работа с магнитной доской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV Д/з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII

Записать на обороте доски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов.

Сегодня на уроке мне хотелось бы вас пригласить поглубже заглянуть в замечательный мир математики – в мир уравнений, в мир поиска, в мир исследований.

Но для начала давайте вспомним, а что такое уравнение? (Равенство, содержащее неизвестное).

- А что значит решить уравнение? (Значит найти все его корни или доказать, что их нет).

- А что является корнем уравнения? (Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство).

- Какие виды уравнений, вы знаете и умеете решать? (Линейные, квадратные, дробно-рациональные).

Все способы решений, известных вам уравнений, можно образно представить в виде “ключей”. Символ урока – связка ключей - “Линейные уравнения”, “Квадратные уравнения”, “Дробно-рациональные уравнения”, “Уравнения, приводимые к квадратным”.

Задание: Определите вид каждого уравнения и найдите корни (№1 - №4), где это возможно выполнить устно.

На доске записаны уравнения.

Но в нашей связке есть ещё один "ключик", который вам ещё не известен.

Уравнения, приводимые к квадратным.

И наша задача состоит в том, чтобы попробовать "отточить" этот ключ, научиться открывать тайну уравнений таким ключом.

Поэтому, тема нашего урока "Уравнения, приводимые к квадратным".

И давайте рассмотрим уравнение (№6).

(5x+1)+6(5x+1)-7=0

- Какую особенность в данном уравнении Вы заметили? (выражение (5х+1) обозначим буквой а).

- Что изменилось в уравнении? (получилось квадратное уравнение относительно а).

И такой подход к решению уравнений называют – методом введения новой переменной, который позволяет свести данное к квадратному.

Замена: 5x + 1 = a, тогда исходное уравнение примет вид a2+6a-7=0 – по т.Виета найдём корни уравнения a1=-7, a2=1.

Но нам нужны значения х.

Вернемся к подстановке: 5x + 1 = a, получим линейные уравнения

5х+1=-7

5х=-8

х=-1,6

5х+1=1

х=0

Ответ: х=-1,6;0.

Давайте ещё раз проанализируем решение данного уравнения, каких целей добились.

План исследования уравнения:

  1. Провести анализ уравнения.
  2. Составить план решения.
  3. Реализовать план решения.
  4. Составить анализ метода решения и систематизировать опыт.

Пункт 4 плана исследования уравнения - составление анализа метода решения - это ещё один пункт нашей исследовательской работы.

Звучит музыка (саксофон) – 1минута.

А знаете ли вы, что английский математик Д.Сильвестр называл музыку математикой чувств, а математику – музыкой разума.

Продолжим нашу работу.

Рассмотрим следующее уравнение (№5).

(Нетрудно заметить, если решать в таком виде, то получится переменная уравнения в четвёртой степени – сложно).

Сделаем замену:  х2+2х=t, тогда

Получили новое дробно-рациональное уравнение относительно t, которое можно свести к решению квадратного.

Подведём итог нашей исследовательской работы.

Вывод: Итак, два различных по виду уравнения мы решили одним и тем же методом – методом введения новой переменной, где первоначальное уравнение приводится к квадратному.

А теперь давайте попробуем составить алгоритм решения (выполняем четвертый пункт схемы исследования)

(У каждого на столе задание с "алгоритмом" решения).

Д/з - карточка

1. Попытайтесь решить последнее уравнение, используя другие замены:

2. Проанализировать и ответить на вопросы:

  • появилось ли что-нибудь новое в процессе замены переменной по сравнению с предыдущей заменой?
  • какая из всех замен представляется вам наиболее рациональной?

3. А можно ли подобрать замену при решении такого уравнения

Закрепление. (Беглый устный разбор).

а) Какую подстановку можно выполнить в каждом уравнении.

б) А теперь попробуйте свести данное уравнение к квадратному, подстановку мы уже определили (выберите по желанию для себя любое уравнение) и проверим.

Рефлексия

Сегодня на уроке мы только попробовали с вами слегка "отточить" наш "ключик", вам предстоит ещё большая работа, чтобы этот ключ работал в совершенстве.

Благодарю вас за урок. Мне было интересно работать с вами. Желаю удачи вам, новых поисков и открытий.