От группы до коллектива

Разделы: Классное руководство


От группы до коллектива

На каждом новом этапе жизни личность оказывается в новой социальной ситуации, в новой микросреде, в новой группе (семья, группа детского сада, школа, класс, студенческая группа, производственная бригада и … наконец – кружок пенсионеров).

Группа – небольшое объединение (от двух до тридцати-сорока человек), в которых возможно непосредственно общение между членами, контакт лицом к лицу.

Развитие личности можно представлять как процесс ее вхождения в новую социальную группу и интеграция в ней.

Интеграция личности в группе заключается в том, что личность сохраняет лишь те индивидуальные черты, которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности осуществить значимый вклад в жизнь группы, а группа в какой – то мере меняет свои групповые нормы, восприняв у этой личности те черты, которые признаются группой как ценностно значимые, для ее развития. Так происходит взаимная трансформация личности и группы. В этом и проявляется становление личности.

Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, то у него могут складываться качества конформности, безынициативность, могут появиться робость, неуверенность в себе, что приводит к серьезной личной деформации. Если он преодолел фазу адаптации и начинает предъявлять группе свои индивидуальные отличия, которые группа отвергает как не соответствующие ее потребностям, то это может привести к развитию у него негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватной повышенной самооценки. Если же индивид успешно проходит фазу интеграции в высокоразвитой просоциальной группе, то у него формируется развитое коллективистическое самоопределение. Если группа, в которую входит индивид асоциальна, то у него могут развиваться соответствующие асоциальные черты.

В связи с тем, что индивид на протяжении своей жизни входит не в одну референтную для него общность и ситуации успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции в социальной среде многократно воспроизводятся, у него складывается достаточно устойчивая структура личности.

Личность формируется в группах, и характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую личность включена и в которой она интегрирована. Наиболее благоприятные условия для деятельного формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития – коллектив.

Итак, группы, которые достигли высокого уровня развития отношений, называются коллективами. Коллективы могут быть социальными и асоциальными.

Можно сказать, что всякий коллектив – группа, но не всякая группа – коллектив.

Чтобы стать коллективом, группа должна иметь ряд качеств:

  • Определенная внутренняя упорядоченность (адекватная целям и задачам деятельности в данный момент);
  • Свой психологический климат;
  • Определенные жизненные нормы и ценности;
  • Сформировавшиеся традиции;
  • Общие дела;
  • Наличие актива и лидера группы.

Класс – это общество личностей, поэтому эмоционально – психологические отношения в классе должны быть направлены на личностное развитие каждого ребенка. В таком коллективе должны быть сформированы:

  • Общечеловеческая культура;
  • Соучастие и сопереживание;
  • Умение взаимодействовать.

Психолог А.Н. Лутошкин предлагал токую логику развития коллектива (книга “Как вести за собой”):

a) Группа возникла, но она напоминает “песочную россыпь”.

“Нередко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Дунет ветер посильнее – разнесет песчинки в стороны. Есть группы ребят, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе”

b) Следующая ступень – “мягкая глина”.

В группе, которая находиться на этом уровне развития, уже возникают внутренние связи между ребятами. Но самим ребятам без подсказки действовать трудно.

c) Но “вот в группе выделяется актив, цели деятельности становятся общими, в ряде случаев она уже действует как настоящий коллектив. Это состояние – “мерцающий маяк”. Активность проявляется всплесками.

d) Новый этап формирования коллектива – “алый парус”. Это символ устремленности вперед, дружеской верности, неуспокоенности. В таком коллективе (группу на этом уровне развития можно считать коллективом) живут и действуют по принципу “Один за всех, все за одного”.

e) И, наконец, – “горящий факел”. Настоящий коллектив тот, который не

f) Удовлетворен собственным благополучием и, не дожидаясь просьб и призывов, спешит на помощь, кто бескорыстно стремится принести пользу людям, всему обществу, высоко подняв над собой факел, освещающий дорогу другим.

Развитие коллектива – очень сложный процесс, который никогда не протекает стихийно, без сознательной целенаправленной работы и руководителей, и членов коллектива.

Коллектив движется вперед, осознавая свои сильные и слабые стороны, обсуждая перспективы и планы своей деятельности, взаимоотношения членов коллектива.

Следует помнить, что в организованных группах и коллективах существует как бы двойное распределение функций; по штатному расписанию – вертикальное (начальник, заместитель) и горизонтальное, которое возникает стихийно (“душа общества”, “остряк самоучка”, “ворчун”, “козел отпущения” и т.д.). Эти, никем не установленные роли, почти всегда воспроизводятся в любой более или менее постоянной группе, и те, кому они достаются, пребывают в них до тех пор, пока существует данная группа. Окружающие уже ждут и как бы требуют от них определенного поведения. А если место, отведенное в данной группе, не устраивает человека, если оно уже не соответствует его изменившимся взглядам и стремлениям?.. Тогда возникают перед ним классические 3 дороги:

По первой пойдешь – По второй пойдешь – По третьей пойдешь –
привычную группу в своей группе группу и положение
потеряешь, зато новое положение потеряешь.
новое место найдешь. завоюешь.

Впрочем, жизнь дает гораздо больше возможностей, чем сказка. Человек одновременно входит в несколько временных и постоянных групп и коллективов, и в каждой ячейке он может иметь не совсем совпадающие положения, а иногда и совсем разные.

Установлено, например, что част, чем выше положение подростка в классе, тем оно ниже в дворовой компании, и наоборот… “Козел отпущения” среди сослуживцев наслаждается трепетом и страхом своих домашних.

Нередко человек меняет компании, а иногда и работу именно потому, что его не устраивает занимаемое им здесь место: “я там человеком себя не чувствовал!”. Часто “хождение по группам” связано с поиском своей группы, в которой личность чувствует себя “человеком на своем месте”. В социальной психологии такие группы называются референтными.

Лучше всего, когда та группа, к которой человек реально принадлежит, в которой осуществляется его основная деятельность, является для него референтной. Но случается, что личность живет и действует в группе, которую своей не считает, тянется к другой, возможно, недоступной. Эта ситуация может быть источником серьезных внутренних конфликтов. Причина этого в несовпадении жизненных ценностей, направленности данной личности и других членов группы.

Уже с момента создания класса он становится детской общностью, в которой в процессе совместной деятельности и общения (в том числе и на уроке), возникают отношения, объединяющие детей и влияющие на личность каждого.

Основной целью, для которой создан класс как организационная единица, является усвоение определенного объема знаний.

Для класса, как учебной единицы, основным видом деятельности является учение.

Стремясь к эффективному обучению в классе, педагоги занимаются:

  • Налаживанием дисциплины,
  • Организацией совместной деятельности детей,
  • Корректировкой отношений между учащимися,
  • Созданием психологической общности.

Т.е. в классе в процессе урока спонтанно реализуется и воспитательная функция.

Если класс является коллективом, то это помогает им деятельности на уроке: взаимопонимание, терпение, дружеское отношение друг к другу. В таком классе никогда не будут торопиться, выкрикивать с места, если отвечающий затрудняется с ответом. Доброжелательный настрой учителя и ученика помогают робким, стеснительным ребятам отвечать у доски, выступать с сообщениями. В таком классе легче организовать групповую работу, создать группы по обсуждению проблемных вопросов. В таких классах выше интерес к учебе, который заставляет действовать в определенном направлении: на уроках учиться, пополнять свой багаж знаний, а не отвлекаться на “циркачество” отдельных личностей. В коллективе асоциальный индивидуум не позволит себе мешать классу познавать и удивляться новому.

Совместная деятельность в коллективе во время урока:

Когда создается искусственная группа для выполнения какого-то задания (космонавты, подводная лодка и т.д.), то претендентов тестируют на совместимость в данной группе. Классы же создаются без учета психологических особенностей детей. В современной школе еще редко подбирают классных руководителей, не говоря уже об учителях начальных классов.

Сейчас важен не только общеобразовательный компонент, большое внимание уделяется вопросам сохранения здоровья учащихся (физического, психологического, социального). Поэтому учителю необходимо быть психологом, чтобы провести урок с использованием групповых методов, необходимо хорошо знать положение каждого ребенка в классе, его симпатии, антипатии, его значимость в коллективе.

Правильно выбранные члены микрогруппы помогают друг другу в изучении материала; если ребята друг друга не переносят, то их совместная работа не принесет удовлетворения, а значит, результата.

В кабинете химии я не рассаживаю ребят, уже с 8 класса они садятся по собственному желанию. Весь год они должны сидеть вместе, на “усушку”, “утряску”, “утирку” я им даю месяц. Это необходимо, потому что практические, экспериментальные работы по химии требуют согласованной работы, ответственности за соседа, особенно при работе со спиртовками. Ребята должны быть совместимы по характеру, темпераменту.

Такой метод часто выявляет ребят, которые не находят в классе партнера для совместной работы. И учатся они неплохо, и в классе их не обходят стороной, а вот сидеть вместе, работать вместе с ними не хотят.

Умеем ли мы работать совместно творчески?

Включите телевизор, посмотрите заседание депутатов Государственной Думы. И вы увидите: неумение слушать и слышать коллег; неумение спорить тактично; агрессивную реакцию на критику…

Что же мешает взрослым тетям и дядям (о политических разногласиях мы не говорим). Да ведь они просто не умеют работать коллективно! Ну, не учили их, не было принято… И учить поздновато. А мы давайте сделаем то, что можем – научим детей коллективному сотворчеству, решению задач сообща.

Что больше всего влияет на успеваемость? Квалификация учителя? Затраты на обучение? Уровень развития одноклассников?..

Результаты исследования американского социолога Коумена Джеймса оказались однозначными. Все важно: и квалификация учителя, и оборудование кабинетов… Но больше всего – класс! Развитие товарищей по классу, их успеваемость и жизненные планы по большому счету важнее, чем затраты на одного учащегося, число учеников в классе, количество книг в библиотеке и даже квалификация учителя.

В умело организованном коллективе каждый работает на каждого. Дело учителя “за малым” – помочь классу организоваться на своих уроках. Наверное, в этом и кроется секрет лучших учителей, умеющих создать класс.