Классный час "В долине слова"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: воспитание любви к Родине, родному языку

Истинной любви к Родине
не может быть без любви.
к родному языку

Подготовительная работа:

Подобраны и подготовлены для выразительного чтения стихи о Родине, были проведены классные часы (по Программе воспитания школы) патриотической направленности, написаны сочинения, сделаны рисунки.

Оборудование:

Фрагмент художественного фильма “Несколько дней из жизни Обломова”, кроссворд, наглядный материал, хлеб – соль.

Ход классного часа

 Организационный момент, настраивающий учащихся на творческую работу в течение классного часа.

 Фрагмент финала художественного фильма “Несколько дней из жизни Обломова” ( мальчик, бегущий по бескрайнему полю).

 Учитель (после некоторой тишины, паузы):

- О чем пойдёт речь?

- В какую страну попали?

- Как догадались, что это Россия ? (костюм, язык, музыка)

 Сообщение темы мероприятия:

Сегодня мы будем говорить о родине, о родном русском языке.

Нас ждет долина слова.

 Слово учителя:

- Мы легко понимаем друг – друга с помощью слов.

Я предлагаю отгадать слова, о которых я буду говорить.

Обращаются к кроссворду. (см. Приложение 1)

- Какое слово – ключ в кроссворде? (Родина)

- Почему именно эти слова (Сибирь, березка, Ангара, красота, родник, добро), сложили главное слово Родина.

- Да, эти слова для нас родные.

Когда-то давным-давно славяне верили в то, что есть бог, обращались к нему только добрыми, ласковыми словами, и звали его Род. Даже древний город племени россов назывался Родень, в честь бога Рода. Славяне считали, что бог им помогает, защищает и оберегает их. Каждый из нас тоже потомок какого- то старинного древнего рода, и у нас есть своя Родина. Попробуйте подобрать к слову родина родные, родственные слова.

Как же образовались эти слова, как появились в нашем языке?

Народ – каждый человек своего рода работал не только для себя, но и для других своих родных. Работал на свой род.

Природа - все, что было при своем роде, земля, на которой работали люди, место, где жили, все, что их окружало, стало называться природа.

Дети разбирают слова “родник”, “урод”, “смородина”.

 Учитель:

- Какая же мудрость заложена в словах наших предков. А что же такое народная мудрость?

Ответы детей.

- Какие пословицы о Родине, о народе, о родном языке вы знаете?

- Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч. Как на крыльях перелетают они из века в век, от одного рода к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость. “Пословица - не даром молвится” ведь в ней есть скрытый смысл, мягкий и теплый, как хлеб и немного соли.

- Хлеб и соль …. Что вам напоминают эти слова?

Ответы детей (традиции русского гостеприимства)

Учитель:

- Хлеб пекли обязательно круглый, в форме земли – матушки, он напоминал тепло солнца, добра. А соль зачем? Чтобы понять и почувствовать сладкое, доброе надо знать, что есть “соленое”. Не познав худа, не узнаешь и блага. Не зря говорили: “Без хлеба не сытно, без соли – не сладко”. Кроме того, соль всегда была самым дорогим продуктом, за нее даже меха выменивали. Получается, что хозяин встречал гостей самым дорогим.

Ученица выходит с хлебом- солью на рушнике, читает стихи:

Какая беседа без хлеба и соли,
Без хлеба и соли на свете нет доли,
Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,
Без хлеба и соли не будет и песни.

Учитель: как метко и образно русское слово. Как ярка и красочна русская речь. Сколько слов замечательных о нашем родном крае.

Возьмите у себя на столах круг.

Что он может символизировать? (земной шар, солнце, хлеб. )

Круг – это символ вечности, вечной жизни.

Давайте возьмем волшебные краски и покажем как мы чувствуем свою родину, какая она? (Задача передать свое отношение к родному краю. Учащимся выдаются раскраски с изображением русской природы).

Звучит песня: “Березы” в исполнении Н. Расторгуева, учащиеся работают на фоне музыки.

После выполнения работы рисунки прикрепляются на доске.

Учитель:

- Какие теплые слова, хочется произнести?

Ответы учащихся.

- Вы произнесли добрые, ласковые, красивые слова, понятные и родные. Мы в классе тоже родные друг другу. Вместе учимся, играем, дружим, радуемся и грустим.

Дети становятся в круг, читают стихотворение:

Где же ты, Россия, начиналась?
На лугу и в поле за страдой
Чем же ты, Россия, умывалась?
Ладожскою чистою водой.
Чем же ты, Россия, красовалась?
Что цвело, брала себе в полон.
От какого горя отбивалась?
От того, что шло со всех сторон
Где же ты, Россия, расселилась?
На холмах зеленых, у воды
Как же ты, Россия, веселилась?
От веселья плакали лады.
Как же ты, Россия, говорила?
Так что б слово придавало силы
Кто прославит и продлит твой род?
Мудрый и великий наш народ!

Во время чтения стихотворения дети из рук в руки передают клубок, нитку оставляя в руках, к концу стихотворения получится замкнутый круг, символизирующий единение всех людей, земной шар, где наша Родина его часть.

 Как вывод, после паузы, звучат слова (читают ученики):

Берегите Россию, нет России другой,
Берегите ее тишину и покой.
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе

Берегите Россию, без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть,
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой
Берегите Россию, нет России другой.

Учитель: Берегите Россию, добрыми красивыми поступками и словами, которые достались нам от великих наших предков, старайтесь задумываться над тем, что вы произносите.

Долина слов нашего языка бесконечна и безгранична. Мы только начали свой путь по бескрайним просторам нашего языка.

Звучит музыка, продолжается кинофрагмент.

На фоне этого учитель читает:

Я лечу над Россией, словно в сказочном сне,
И дубы вековые машут крыльями мне.
Как весны позывные слышу крик журавлей,
Я лечу над Россией, над Россией моей.
Купола золотые, тополей седина,
О, Россия, Россия, Ты такая одна.

Наш классный час подошел к концу. Но не закончились наши беседы о слове, родном крае.