Формирование информационно-коммуникативной компетентности школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


Новые целевые ориентиры, отражённые в государственных образовательных стандартах, в образовательной программе школы побуждают учителя к педагогическому осмыслению новых задач и применению системы инноваций

  • в организации личностно-ориентированного образовательного процесса с использованием информационных и коммуникационных технологий;
  • в организации образовательного мониторинга, контроля и самоконтроля, уровня общения, новых подходов к оценке результата;
  • в создании технически оснащённого образовательного пространства с укреплением взаимодействия его субъектов.

Для достижения нового качества образования в школе используются инновационные подходы к обучению и изменению контрольно-оценочной деятельности. “Новое понимание качества образования выступает как мера соответствия достигаемого образовательного результата ожиданиям (запросам) личности, общества, государства. В соответствии с новым пониманием качества меняются и цели образования: переход от исключительного знаниевой парадигмы к компетентностной и личноразвивающей, изменение системы межличностных отношений в направлении от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества”,- читаем в “Основных направлениях развития образования в Свердловской области на 2004-2007 годы (Программа IV)”.

Выделим основные группы ключевых компетентностей, требующих формирования и развития в современной школе:

  • компетентности социальные (способность брать на себя ответственность участвовать в совместном принятии решений и т.д.);
  • компетентности, касающиеся жизни в многокультурном обществе (понимание и уважение других культур, языков, религий);
  • компетентности, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни; владение несколькими языками;
  • компетентности, связанные с возникновением общества информации (владение новыми технологиями, критическое отношение к распространяемой СМИ информации);
  • компетентности, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.

Перемены в образовании связаны и с переменами основных понятий обучающего процесса, таких, например, как “грамотность”.

Ныне появился термин “Новая грамотность”, которая базируется на информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ), где Чтение – нахождение информации в различных источниках, её получение, восприятие, понимание, анализ и отбор; Письмо коммуникация в гиперсреде с использованием всех способов и средств человеческого общения – лицом к лицу и дистанционного, фиксация объектов и процессов своей души и окружающего мира с помощью всех возможных средств; организация информации; Счёт – моделирование, проектирование и конструирование объектов и процессов.

Обучение в значительной степени строится на работе с информацией. Обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это целый спектр современных технологий, связанных с обработкой информации. ИКТ способны воздействовать на все аспекты жизни школы, включая в себя технологии развития учащегося, мультимедийные презентации в работе учителя и учащегося, множественность интеллекта и т.д.

ИКТ–компетентность – умение работать с информацией, решать распространённые информационные задачи с помощью современных общедоступных информационных ресурсов (инструментов и источников).

Базой для информационно-коммуникативной компетентности является Новая грамотность, которая предполагает и новые педагогические возможности, связанные с развитием личности обучающегося. ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Использование ИКТ в образовании – это средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения.

Проектное обучение способствует созданию необходимых для формирования ИКТ - компетентностей условий образовательной среды.

Разработав план проведения проекта в школе, подготовив защиту проекта, учитель и его ученики демонстрируют результаты своего труда. Без защиты проектов самостоятельное исследование не может считаться завершённым. В ходе защиты школьники учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы, тем самым, развивая навыки проведения деловых дискуссий.

Работа над проектом сопровождается созданием презентации.

Можно превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание и др.

Презентация дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

При актуализации знаний компьютерную презентацию целесообразно использовать в первую очередь как средство иллюстрации ранее изученного материала, основных определений темы или раздела учебного материала. При формировании новых знаний компьютерная презентация используется как иллюстрирующе-демонстрирующее средство при объяснении нового материала и как средство для самостоятельного изучения учащимися основных определений темы или раздела. При формировании новых и развитии имеющихся умений – для иллюстрации, демонстрации и обучения решению типовых задач. При обобщении, систематизации и повторении теоретического материала темы, раздела или предшествующего занятия – для выделения наиболее важной учебной информации. При оценке и контроле знаний учащихся возможно использование минипрезентации. Возможна также форма контроля в виде письменного опроса, с иллюстрацией вопросов на экране монитора.

При оценивании презентации используется многокритериальный подход. Многомерность оценки ИКТ – компетентностей может (и должна) находить своё выражение в баллах (отметках) на разных уровнях: на содержательном (предметно – информационном); на языковом (русский язык); на риторическом (культура речи); на технологическом (информатика). Список можно продолжить и другими уровневыми подходами к оцениванию ИКТ – компетентностей.

Реализуя одно из ведущих направлений Национального проекта “Образование”, в школе отдаётся предпочтение интегральным технологиям, проектному обучению, технологии “Направляемого проекта”.

Эта работа требует определённых компетентностей, связанных с культурой информационной деятельности. За последние годы уровень компетентностей наших учеников в освоении информационных технологий значительно вырос: от использования CD-дисков с готовыми рефератами до использования поисковых сайтов, информационных баз данных, электронных каталогов, пользования сетью Интернет, создания электронных презентаций, клипов, фильмов.

Потенциал творческих способностей школьников раскрывается при изучении специального курса школьного компонента “Введение в научно-исследовательскую деятельность”. Спецкурс помогает реализации достижения нового качества результата образования, расширению социокультурного образовательного пространства, развитию одарённых детей. Развитие самостоятельности, инициативности, формирование умений интенсивно трудиться, включаться в творческий процесс – всё это возможно через приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, разработке проектов, выполнению творческих работ, организация которых при соблюдении ряда дидактических условий, позволяет включить ребят в продуктивную деятельность, где нет готовых ответов, рафинированных знаний. Школьники должны самостоятельно добывать знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, сопоставлять, обобщать, подтверждать теоретические положения. (Приложение 3)

Информационные и коммуникативные компетентности, сформированные у старшеклассников на занятиях спецкурса, позволяют им использовать Новую грамотность в различных образовательных областях, принимать участие в работе Малой Гуманитарной Академии при Уральском отделении Российской Академии Наук, Детской Ядерной Академии Российской Федерации, среди учредителей которой Министерство РФ по атомной энергетике, Монтерейский институт международных проблем (Калифорния, США), Ядерное Общество России, Центр по работе с одарёнными детьми “Школа космонавтики”. Так в 2006 году десятиклассники участвовали в Международной научно-практической конференции по атомной энергетике в г.Новоуральске, в январе 2007 года - в Международной научно-практической конференции–Курчатовских чтениях Школы Космонавтики в г.Железногорске Красноярского края.

Старшеклассники приготовили исследовательские проекты по вопросам утилизации ядерных отходов, медицине и радиафобии, кристаллографии и нейтронной обработке камнесамоцветного сырья, продемонстрировав свои ИКТ – компетентности, став победителями и лауреатами в разных номинациях.

Помогают в работе над ученическими проектами привлекаемые для консультаций специалисты высшей школы из Уральского государственного университета, Уральского государственного горного университета, Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Родители также включены в этот творческий процесс. Это свидетельствует об укреплении взаимодействия субъектов образовательного процесса. Ученики школы ежегодно принимают участие, становятся призёрами не только городских, окружных, областных олимпиад, Фестиваля “Юные интеллектуалы Среднего Урала” городского и областного туров, но и

  • Молодёжного Форума Старшеклассников (Академических чтений) (Малая Гуманитарная Академия при Уральском отделении Российской Академии Наук), завоёвывая призовые места в секциях лингвистики, культурологи, получая сертификаты на льготное поступление в ВУЗы г. Екатеринбурга
  • областного поэтического конкурса “Менестрель”, становясь призёрами в разных номинациях, публикуя свои поэтические произведения в сборнике “Молодые поэты Урала”
  • Региональной конференции “Молодые учёные – молодому веку” (Уральское отделение Российской Академии Наук), работая со студентами высшей школы в проблемных научных группах
  • Международной научно-практической конференции “Курчатовские чтения” (Педагогический центр по работе с одарёнными детьми “Школа космонавтики” при Сибирском отделении Российской Академии Наук) – 1-е место в номинации, дипломы Лауреатов, право на участие вне конкурса во Всероссийской международной научно-практической конференции в г. Москве (2007)

Основной принцип в работе по развитию творческих способностей и личностного роста школьников можно представить в риторической формуле, когда учитель говорит ученикам: “Я научу вас думать, чтобы вам захотелось воплотить мысль в дело, а труд – в творчество”. После сложной работы учитель и ученик с удовлетворением отмечают: “Мы сделали это вместе!”. Ученик, завершая свой труд, восклицает: “Я сделал это сам!” Иллюстрацией к этой формуле успеха могут служить достижения наших учеников, о чём говорилось выше.

Реализуя Федеральную целевую программу “Электронная Россия” (2002-2010), в школе при проведении занятий широко используется компьютерная техника, презентационное оборудование, электронные учебные материалы, ресурсы Интернет.

Стало обычной практикой использование для интерактивных лекций, семинарских занятий, деловых игр электронной продукции учащихся: презентаций, клипов, фильмов.

Принимая участие в Региональном проекте “Открытое образование”, в школе ведётся работа с учащимися в режиме Online в системе дистанционного обучения. Участие в проекте предоставляет учителю возможность шире внедрять в образовательный процесс прогрессивные формы обучения с использованием Интернет-технологий, формируя единое образовательное пространство, куда входят преподаватели высшей школы, ученики, их родители.

Всё это свидетельствует о владении и учителем, и школьниками Новой грамотностью, о необходимости использования в образовательном процессе проектной методики, формируя важнейшие для жизни компетентности.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3