Здоровьесохраняющая среда в МОУ Исаклинской средней общеобразовательной школе Самарской обл.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма.

У многих детей свободного времени от школы и школьных занятий просто нет. Их рабочий день, особенно в старших классах, намного превышает продолжительность рабочего дня взрослых и составляет 12-14 часов. В последние годы даже в обычных школах появилось много новых предметов, увеличился объём информационных нагрузок, резко возросли интенсивность и эмоциональное напряжение учебного процесса.

Всё это приводит к нарушению режима дня школьника, сокращении времени сна, отдыха, прогулок, двигательной активности, что естественно сказывается на физическом и психическом здоровье учащихся.

Среди всех видов хронических заболеваний и отклонений в состоянии здоровья школьников (не считая кариеса) наиболее распространены нарушения осанки. Эти нарушения обнаруживаются в младшем школьном возрасте у 15-20% учащихся, а к выпускному классу их встречаемость почти удваивается. Проблема осанки крайне остро стоит сегодня ещё и благодаря значительному сдвигу общей картины физического развития детей и молодёжи в сторону астенизации.

Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная и решать ее нужно на всех уровнях общества.

Как эта проблема решается в нашей школе?

Мы начали с диагностики «Здоровье учащихся в режиме школы». Заполнили анкету «Мое здоровье», выявили отношение учащихся к своему здоровью. Провели оценку состояния здоровья учащихся начальной школы: практически здоровых детей – 15%, детей с хроническими заболеваниями 63%. Стало ясно, что необходимо оздоровление образовательной среды.

Следуя принципу «Здоровье через образование» мы создали свою программу на 5 лет «Образование и здоровье» и разработали план «Здоровый образ жизни в школе».

Что мы делаем для создания здоровьесберегающей среды в школе?

Мы создали систему разноуровневого обучения, проводим интегрированные, нестандартные уроки. Это снизило напряженность в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока. На каждом уроке проводим физминутки (специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз). Ежедневно проводим утреннюю зарядку с учащимися начальных классов и еженедельно час здоровья.

Наши учащиеся принимают активное участие в районной игре «Орленок», «Мама, папа и я – спортивная семья», в начальном звене проводим игру «Зарничка». Ребята занимаются в спортивных секциях волейболом, баскетболом, вольной борьбой. С вводом нового здания функционирует плавательный бассейн.

Проводим дни здоровья, в начальном звене – недели здоровья, спортивные праздники, отдельные уроки разных предметов (физкультура, изобразительное искусство, природоведение) на природе. Викторины, беседы, часы общения, соревнованияна лучшее санитарное состояние и опрядный вид учащихся.

Ведем информационно-профилактическую работу: уроки «Познай себя», «Разговор о правильном питании»(2-4 классы), школьные праздники «Мойдодыр», «Чистота – залог здоровья». В классах организован фиточай.

Родительские собрания часто посвящаем здоровью детей («Как сохранить зрение?», «Окружающая среда и здоровье человека», «Гигиенические условия нормального пищеварения» и др.

В школе действует социально-психологическая служба.

Большую помощь в работе оказывают школьные медработники. Они следят за питанием, режимом учебных занятий, плотностью занятий по физкультуре, а самое главное, проводят регулярно медицинские осмотры учащихся. Диспанзеризация и профилактические прививки осуществляются регулярно. Проводится витаминизация всех учащихся витаминами «С» в драже 2 раза в год (осенью и весной). Регулярно на линейках и классных часах проводятся беседы о здоровье и как его сохранить.

Анализ работы школы по сохранению здоровья учащихся показал, что значительно сократилось количество простудных заболеваний и не прогрессируют хронические заболевания.

Основные показатели результативности здоровьесберегающей деятельности школы:

Количество часто болеющих детей (% от общего количества)

Учебный год 2005-2006 2006-2007
Осмотрено (чел.) 748 656
Количество часто болеющих детей (% от общего числа) 10% 10%

Состояние здоровья учащихся

Вид заболеваний: 2005-2006 2006-2007
Количество учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие) 170 112
Количество учащихся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы 9 9
Количество учащихся с заболеваниями эндокринной системы 38 36
Количество учащихся с нарушением остроты зрения 72 40
Количество учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта 79 58
Заболевание нервной системы 25 49
Кариес 121 49
Заболевания органов дыхания 225 170
Заболевания мочеполовой системы 17 13

Группа здоровья 2005-2006 уч.г. 2006-2007 уч.г. Физкульт. группа 2005-2006 уч.г. 2006-2007 уч.г.
1 группа 76 80 основная 385 301
2 группа 316 321 подготовит. 297 297
3 группа 337 240 специальн. 54 47
4 группа 7 5 освобожд. 12 11
5 группа 12 10 - - -
ИТОГО: 748 656 ИТОГО: 748 656

Анализ показал, что в целом в школе снизилась заболеваемость учащихся и имеется положительная динамика в состоянии их здоровья.

Результаты здоровьесберегающей деятельности школы:

  • в течение 2006-2007 учебного года на школу не накладывался карантин по острым вирусным воздушно-капельным инфекциям;
  • острая инфекционная заболеваемость, вызванная вирусными инфекциями, уменьшилась с 17% до 9%;
  • обострение хронических ЛОР заболеваний снизилось на 42 случая;
  • снизилось количество учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие) на 14%;
  • уменьшилось количество учащихся с нарушением остроты зрения на 7%;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта с 13% снизилось до 8%.

Примерами педагогических технологий, направленных на формирование культуры здоровья у детей и подростков успешно внедряемых в работу нашего образовательного учреждения являются программы «Все цвета, кроме черного», «Не допустить беды». Формированию основ правильного питания как составляющей культуры здоровья посвящена программа «Разговор о правильном питании». Использование данных программ направлены на достижение следующих результатов:

  • полученные знания позволят младшим школьникам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания и сознательно выбирать наиболее полезные;
  • дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;
  • старшеклассники смогут оценить ценность своего здоровья и здорового образа жизни.

Дальнейшее развитие работ по данной проблеме видится в расширении форм проведения оздоровительных мероприятий, вызывающих в максимальной степени положительные эмоции у учащихся и профилактики простудных заболеваний.