Сценарий классного часа "Учусь понимать других"

Разделы: Классное руководство


Цели:

1. Развитие коммуникативных навыков.
2. Формирование основ позитивного общения детей между собой и со взрослыми.
3. Развитие навыков рефлексии и эмпатии.
4. Предупреждение негативного отношения к себе, сверстникам и взрослым.
5. Профилактика асоциального поведения.
6. Формирование навыков адекватного поведения в обществе.

Оборудование: изображение вазы, цветы из бумаги (красные, оранжевые, синие, фиолетовые, чёрные).

Ход мероприятия:

Дорогие ребята! Мы учимся вместе уже третий год, но не все ещё подружились по настоящему. И дело не в том, что не хотите, а в том, что просто не умеете общаться друг с другом. Вы часто не понимаете друг друга, а без этого очень трудно общаться со сверстниками и со взрослыми, и невозможно дружить. Поэтому очень важно научиться понимать того, кто рядом.

Вы сегодня сюда пришли со своим настроением. Говорят: если хочешь, чтобы жизнь улыбнулась тебе, подари её своё хорошее настроение. Очень надеюсь, что сейчас у вас хорошее настроение. Но ничего страшного, если это не так, думаю, что к концу классного часа оно обязательно поднимется. Определим, какое же сейчас у вас настроение? Выберите цветок, который вам нравится и поставьте в вазу настроения.

Очень рада, что в этой вазе много жёлтых и оранжевых цветов. Это значит, что у большинства из вас прекрасное, хорошее настроение.

А теперь разделимся на группы (по цветам).

У каждого из вас есть имя. Мы называем человека по имени. Напишите на листе то имя, на которое вам хотелось бы отзываться. Используете лист в качестве бейджа..

Молодцы! Очень интересные имена. Кто-то остался со своим именем, но оно стало более ласковым.

Обратите внимание на первую букву этого имени. Она поможет вам понять себя, узнать какие вы есть. Подберите себе комплимент, начинающийся с этой буквы. Если сами затрудняетесь, пусть ребята вашей группы помогут.

Вы, наверное, обратили внимание, что некоторые высказывания были обидными. А что помогает нам общаться?

Объясните, что значат фразы: (работа в группах)

“Найти общий язык”;
“Тон делает фразу”.

Что главное во фразе, даже важнее слов?

ИНТОНАЦИЯ.

Посмотрите, как много в этом слове букв, составим из них другие слова.

Что такое интонация? Какая бывает интонация? (с насмешкой, с восклицанием, с восторгом, с огорчением, с благодарностью).

Потренируйтесь в группах и произнесите одну и ту же фразу с разной интонацией.

(Ты молодец! – с восхищением, с насмешкой).

(Я очень рад за тебя! – с одобрением, с огорчением).

(Спасибо тебе! – с благодарностью, с обидой).

В каких случаях произносятся эти фразы? А какие ещё фразы можно сказать с разной интонацией?

Посмотрим на ваши актёрские способности. Прорепетируйте в группе и прочитайте с нужной интонацией следующие фразы:

Испугалася коза,
Растопырила глаза:
“Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!”
(Вопросительная интонация)

“Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!”
(Жалобно)

И зарыдало корыто:
“Увы! Я разбито, разбито!”
(Жалобно)

“Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать.”
(Ласково).

Но ответило корыто:
“На Федору я сердито”.
И сказала кочерга:
“Я Федоре – не слуга”
(Сердито)

И заплакали блюдца:
“Не лучше б вернуться!”
(Вопросительно)

И сказала скалка:
“Мне Федору жалко”.
И сказала чашка:
“Ах, она бедняжка!”
(Сочувственно).

Догадались из какого произведения эти строки? (“Федорино горе” К. И. Чуковский).

Оглянитесь вокруг, кто же сегодня постеснялся и ни разу не высказал своего мнения, пригласим их к доске. Поиграем в игру “Испуганный ёжик”.

Встаньте парами. Решите, кто из вас будет ёжиком, которого сильно напугала собака. Ёжик свернулся в клубок, выставил иголки и шипит на любого, кто к нему прикоснётся. Задача второго участника - успокоить ёжика при помощи слов, прикосновений, так, чтобы он поверил и спрятал иголки.

Теперь вы знаете, как общаются люди в разных ситуациях. А почему есть ребята, которые так и не вышли к доске, не сказали своё мнение? (Стесняются). Чувствовать себя уверенно непросто, но этому можно научиться.

Перед вами лист бумаги. Ответьте на мои вопросы, поставив – или + .

  1. Можешь ли ты первым заговорить с незнакомым мальчиком или девочкой?
  2. Можешь ли ты самостоятельно познакомиться с кем-нибудь?
  3. Любишь ли ты играть с ребятами?
  4. Можешь ли ты поменяться игрушками или игрой с другими ребятами?
  5. можешь ли ты попросить, чтобы тебя приняли в игру?
  6. Любишь ли ты играть в игры по правилам?
  7. Можешь ли ты уступить, чтобы игра продолжалась?
  8. Нравится ли тебе ходить в гости?
  9. Любишь ли ты получать подарки?
  10. Любишь ли ты дарить подарки?

Посчитайте – и +. Если у вас получилось больше 3 минусов , то вам нужно свободнее вести себя с ребятами и взрослыми. В этом вам поможет следующая игра:

игрок стоит в очерченном кругу. Ему нужно перепрыгнуть в другой, не задев черту. Он говорит: “Я не смогу допрыгнуть”. Остальные ребята подбадривают его, поддерживают товарища.

Почему важно подбадривать, поддерживать друг друга?

Ты хочешь, чтобы тебя поддерживали?

Часто ли тебя поддерживают?

Что ты чувствуешь, когда тебя поддерживают?

Поддерживают ли тебя родители?

Кто из друзей тебя поддерживает и в каких случаях?

А теперь выберите человека и попросите его о чем-либо, стараясь не повторять фразы.

Чья просьба была самой важной?

Кому невозможно было отказать?

Легко ли вам обратиться с просьбой к родителям? К друзьям? К учителям?

Но иногда нужно уметь отказывать, сказать в нужный момент “нет”. В каких случаях может пригодиться умение отказывать?

А я сейчас проверю. Представьте, что я незнакома с вами, угощаю вас конфетами и прошу показать вашу квартиру. (учитель предлагает конфеты, сопровождает угощение просьбами, ребята вежливо отказываются).

Умницы! Теперь я за вас спокойна.

Встаньте в круг. У ваших соседей по кругу наверняка есть что-то такое, чему можно поучиться, то что вам в этом человеке нравится. Расскажите об этом. Дети по очереди поворачиваются к соседу справа и говорят: “Мне очень нравится в тебе...”

Я уверена, что сегодня мы стали немного дружнее, стали лучше понимать друг друга.

Спасибо за внимание.