Внеклассное мероприятие "Мир профессий и твое место в нем"

Разделы: Классное руководство


Цель: Выявление учащимися своей профессиональной направленности.

Задачи:

  1. Познакомить с особенностями некоторых профессий.
  2. Подготовить учащихся к выбору будущей профессии.
  3. Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.
  4. Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.
  5. Продолжить работу по улучшению нравственного климата в классе.

План:

  1. Специфика положения молодежи на рынке труда.
  2. Профессия, специальность, должность.
  3. Мотивы выбора профессий.
  4. Выступления представителей различных профессий.
  5. Игра-разминка. Обобщение.

Подготовительный этап: Учащиеся получили опережающее задание: найти материал о современных профессиях (индивидуальные поручения), подготовить выступление о любой профессии (парное поручение).

Оборудование: чистые листочки, ручки, рекламные объявления, наглядные пособия, литература по профориентации, ТСО.

Ход классного часа

Стихотворение В.Маяковского “ Кем быть?” (читает уч-ся)

Мы вспомнили стихотворение, которое вы учили в детстве. Тогда для вас это было просто стихотворение, сейчас оно приобрело особый смысл, актуальность.

В 16-17 лет происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности.

Молодой человек предлагает свой труд. Труд - это товар. Товар - это способности, возможности, квалификация. Все материальные блага человек добывает собственным трудом.

Каждый хотел бы стать профессионалом. Выбирая профессию, необходимо учесть мнения всех сведущих по данной проблеме людей:

  1. Экскурсии на предприятия, в учреждения (увидеть рабочее место, условия труда, особенности рабочего процесса, темп работы).
  2. Опыт работающих друзей.
  3. Опыт знакомых. ( Нравится ли работа им, сколько зарабатывают)
  4. Родительский опыт (вы наблюдаете за их работой каждый день)
  5. Наблюдая за работой профессионалов. ( учителя, врачи, работники торговли, транспорта, артисты и т.д.)
  6. День открытых дверей в высших и средних специальных учебных заведениях.
  7. Собственный опыт. ( Производственная практика, занятия в кружках, чтение литературы, просмотр передач)

Что мы имеем в виду, когда произносим слово “профессия?” Профессия – понятие многозначное:

  • общность всех людей, занятых данным видом труда.
  • необходимая для общества и ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития.

Если посмотреть в словарь, слово “профессия” означает “говорить публично”.

По американским меркам понятие “профессия” предполагает отличное качество выполнения работы, высокий уровень мастерства и квалификации.

Наряду со словом “ профессия” часто упоминаются и другие термины.

“Специальность” - обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство.

Например, профессия - врач. Специальность – стоматолог, хирург. Узкая специализация – нейрохирург.

Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.

Упражнение. Из списка назвать специальности: токарь, хирург, директор школы, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, художник, ткачиха.

Упражнение. Из списка выбрать профессии: учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, инженер, парикмахер, водитель, швея, повар, учитель истории.

С некоторыми профессиями мы сейчас познакомимся. ( Выступления гостей и детей)

Как говорят философы, ничего нет постоянного. Это же явление происходит и с миром профессий. Каждая профессия имеет свойство стареть, исчезать, получать новое содержание. Среди ушедших в прошлое такие профессии, как кучер, пряха, белошвейка.

Вместе с тем возникают новые специальности. Некоторые профессии получают новое дополненное содержание: среди них дизайнеры, профессии сферы управления.

(ответы детей о новых, современных профессиях)

Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение.

Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет: (слайд)

  • профессия выбирается раз и навсегда.
  • выбор профессии зависит от толщины кошелька.
  • нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
  • профессия предназначена человеку от рождения.
  • по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
  • профессии. Можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
  • профессию следует выбирать, уже став взрослым.
  • чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.
  • если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.
  • психолог – не помощник в выборе профессии.

(на самом деле все утверждения являются ложными)

Посчитай, со сколькими заблуждениями ты согласился.

Ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста.

  • 3-5. Тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию.
  • 7 и больше. Попробуй честно ответить на вопрос: “ Почему мне так трудно взять ответственность на себя?” Возможно, ответив на него, ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.

Итак, этим вопросником мы утверждаем, что выбирать профессию очень важное дело в жизни каждого человека.

  • Таким образом, для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, нужно еще определить условия выбора профессии. Для этого надо:
  • определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии. (анкета “Ориентир”)
  • оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т.п. Или проще сказать - это наше “могу”. (анкета “могу”)
  • узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, иначе говоря, каково сегодня “надо”

(данные центра занятости по Медведевскому району)

Формула выбора профессии: ХОЧУ+ МОГУ + НАДО

Выявить область ваших интересов поможет классификация профессий, разработанная академиком Е. Климовым:

  • человек – техника (Т)
  • человек – человек (Ч)
  • человек – природа (П)
  • человек – знаковая система (З)
  • человек – художественный образ (Х)

Игра-разминка: типы профессий.

Я буду называть профессию, а вы будете определять ее тип.

  • Ч - Т: топните ногой
  • Ч – Ч: пожать руки справа и слева сидящим от вас.
  • Ч – П: поменяться местами.
  • Ч – З: встать - сесть
  • Ч – Х поаплодировать.

Игра “Кто есть кто?”

Смысл: дать возможность учащимся соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге. Игра проводится в круге.

Я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой на выбранного человека.

Итак, вы получили информацию о мире профессий. Многим стоит задуматься, как лучше использовать особенности своего характера, свои способности при выборе профессии.

Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо, выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции вам) и обеспечивать максимальную реализацию ваших возможностей ( пользу обществу).

А помогут вам в этом данные центра занятости (по району, республике), литература, Интернет и консультация школьного психолога, который может дать более конкретные советы по выбору профессии.

Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

У всех у вас растут года,
Стало вам 16.
Где работать вам, друзья,
Чем заниматься?

Литература:

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя.
  2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.
  3. Интернет-ресурсы.
  4. Разработки, предоставленные библиотекой им. В.Колумба г. Йошкар-Олы.