Смотр знаний учащихся в 8-м классе по теме: "Соединения химических элементов"

Разделы: Химия


Цели и задачи урока:

образовательные:

– проверить глубину и прочность усвоения учащимся знаний по теме “Соединения химических элементов”

– выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях.

воспитательные:

– закрепить умение обращаться с химическими реактивами и посудой.

– воспитывать аккуратность и наблюдательность при выполнении практических заданий.

развивающие:

– развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности.

– воспитывать уважение друг другу.

– формировать умения выделять главное, логически излагать материал.

– развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся.

Методы обучения:

Организация учебно-познавательной деятельности – эвристическая беседа, лабораторные работы и выполнение задании по карточкам.

Методы контроля – устный контроль, письменный контроль, экспериментальный контроль.

Оборудование и химические реактивы: растворы гидроксида натрия, серной кислоты; индикаторы: – фенолфталеин, метиловый оранжевый, индикаторная бумага или лакмус; посуда – штативы лабораторные, пробирки, лучинка,

Урок начинается с сообщения цели смотра: обобщить, систематизировать и углубить знания. Затем представляются эксперты и гости и знакомятся с последовательностью выполнения заданий.

Задание 1

Химический диктант

Ответ “да” или “нет”

1. Соляная кислота образована ионной связью. (Нет)

2. В соединении НСl , хлор является более электроотрицательным элементом. (Да)

3. В молекуле воды электронная плотность смещена в сторону водорода. (Нет)

4. Молекула азота образована ковалентной полярной связью. (Нет)

5..Заряженные частицы называются ионами. (Да)

6. В соединений NO2 у азота степень окисления равняется двум. (Нет).

7. В бинарных соединениях при составлении химических формул вначале пишутся элементы с положительным значением степени, затем с отрицательным значением степени окисления (Да).

8. Металлы 1 группы главной подгруппы в соединениях имеют степень окисления +1(Да).

9. Нулевые значение степень окисления имеют атомы в молекулах простых веществ и атомы в свободном состоянии (Да).

Контролируют эксперты. Вносят оценки в листок учета знаний. (Приложение)

Задание 2

Определите формулы оксидов, оснований, кислот и солей. На экране через компьютерное изображение появляются формулы химических соединений:

HCl, SO2, H2CO3, N2O5, К2CO3, HJ, H2SO4, K3PO4, NaOH, H2O, Ba(OH)2, Al2(SO4)3, Fe(OH)2, CO, Ca(OH)2, H3PO4, P2O5, Cr2O3, FeCl3, Fe2O3, Cu(OH)2.

Учащиеся выписывают формулы в столбик. Затем на экране появляется ответ этому заданию. Дети оценивают сами себя. Эксперты вносят оценки в листок учета знаний учащихся.

После этого часть школьников получают задания для устного ответа, часть выполняют практические задания, часть выполняет задания у доски. Остальные получают карточки задания и составляют формулы веществ по названиям, называют формул, классифицируют.

По мере выполнения задания учащиеся меняются местами, таким образом, каждый проходит через все этапы.

Примеры заданий:

Задания для работы за партами

Задание 1

Составьте формулы оксидов следующих элементов

Na, Ca, Hg(1и11), Cr(111), C(11 и 1V), P(V).

Задание 2

Определите степень окисления элементов в соединениях и назовите растворимых в воде соединений

CoO, Fe(OH)3, CuOH, H2SO3, H2SiO3, Mg3 (PO4)2, CuCl2, CaSO4.

Задание 3

Напишите формулы следующих соединений: оксида йода(V11), сернистой кислоты, оксида лития, силиката натрия, карбоната кальция, хлорида железа(111).

Задание 4

Какое количество вещества содержится в 120г. NaOH.

Задание 5

Найдите массу 5 моль Fe(OH)3.

Задания для практической работы

До проведения опытов учащиеся рассказывают правила по технике безопасности и получают допуск. Знания правила техники безопасности экспертами оценивается, и вносятся в листок учета знаний. К каждой работе на столах имеются инструктивные карточки выполнений практических заданий.

Задание 1

Определение среды растворов с помощью индикаторов.

В штативе в пробирках без надписи прозрачные растворы дистиллированной воды, соляной кислоты, и гидроксида натрия. Определить вещества с помощью индикаторов и заполните таблицу:

Название индикатора

Окраска индикатора в дистиллированной воде Окраска индикатора в растворе гидроксида натрия. Окраска индикатора в растворе соляной кислоты.

Лакмус

Фиолетовая

Синяя

Красная

Метиловый оранжевый

Оранжевая

Желтая

Красно-розовая

Фенолфталеин

Бесцветная

Малиновая

Бесцветная

Задание 2

Получить углекислый газ и доказать наличие его.

Берите кусочек обыкновенного школьного мела и поместите на него несколько капель соляной кислоты. Что наблюдаете? Докажите, что выделенный газ углекислый.

Задание 3

Разделите смеси: а) угольного порошка и железных опилок; б) поваренной соли и глины; в) поваренная соль и речной песок.

Задания для работы у доски.

У доски работают по три учащихся. Все получают карточки задания. Таблица в карточке одинакова для всех, задания разные. Каждое задание в себе включает по три вопроса.

 

1

2

3

4

5

А

HCl

CO2

Р2O5

Fe(OH) 2

CaCO3

В

CO2

N2О5

H3PO4

BaCl2

FeO

С

K3PO4

H2CO3

CO

KNO3

AgNO3

Д

H2SO4

NaOH

Ca(OH) 2

Ba(OH) 2

Ca3 (PO 4) 2

Е

HI

Cr2O3

Al2(SO4) 3

Na2SO4

Fe(OH) 3

1.Определите формулы оксидов, оснований, кислот, и солей. Выпишите их по столбикам

2. Классифицировать соединения:

3. Рассчитайте молекулярные массы вещества, которые имеют следующие коды:

С- 1;
Д- 2;
В-5.

4.Определите степени окисления веществ имеющих коды:

С- 4;
Д- 2;
А- 3.

5. Как изменяются окраски индикаторов (фенолфталеина, лакмуса, и метилоранжа) в растворах имеющих следующие коды:

А- 1;
Д- 2;
С- 4.

Данная работа проверяется учителем и оценивается. Оценки вносятся в листок учета знаний.

Затем детям предлагается задача:

  1. Вычислить массовую долю водорода, серы и кислорода в серной кислоте.
  2. Сколько граммов поваренной соли и сколько миллилитров воды надо брать , чтобы приготовить150граммов 5% раствора .

В решении задачи принимают участие все учащиеся. Предлагаю задачи решить у доски по цепочке с разъяснением каждое действие.

Приложения к уроку

Листок учета знаний учащихся

 

Список учащихся

Разминка

Работа учащихся за партами.

Практическая работа.

Работа у доски.

Решение задач.

Знание правил по ТБ.

Итог.

1.

Иванов. А

             

2.

Пищ. Т

             

3.

и др.