Организация и проведение производственного обучения в условиях производства

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


В конце первого курса обучения все обучающиеся выходят на производство. Цель мастера – в условиях производства найти дифференцированный подход к каждому учащемуся.

Переход на производство для многих обучающихся проходит очень тяжело, так как, работая в лаборатории, они не ощущали производственного ритма, работа была спокойной и размеренной. Ребята работают на производстве по 10 человек, по 4-5, а иногда по 1-2 человека, особенно в ресторанах, которые не берут к себе большое количество обучающихся. По 10 человек работают на больших предприятиях – на комбинате питания Мосгордумы, столовых РЖД, сети ресторанов “Китайский квартал”. Производство большое и мастер помогает обучающимся входить в тот производственный ритм, который существует на данном производстве. На предприятиях существует цеховая структура производства, что очень важно для обучения ребят. В течение учебного года они проходят все заготовочные и доготовочные цеха.

Обучающиеся II курса обучения, кроме тех знаний, которые они приобретают по спецдисциплинам на курсе, уже знакомятся с холодным и кондитерским цехами. В этот период обучения мастер широко использует словесные методы обучения. Именно в этом случае применяется устное изложение материала (так как обучающиеся еще не проходили, например, холодные блюда и закуски, кондитерские изделия и т.д.) и письменное инструктирование (мастер обеспечивает обучающихся инструкциями по работе на различном оборудовании и проводит подробный инструктаж о правилах поведения в цехах).

Главная особенность учебной письменной инструкции – специально подготовленная графа самоконтроля. Выполнив указания о действии, учащиеся с помощью этой графы могут самостоятельно удостовериться в правильности выполнения. Такая методика воспитывает внимательность к указаниям, подводит к умению самостоятельно определить последовательность выполнения работ, выбора необходимых для этого принадлежностей.

Вместе с тем следует знать, что письменное инструктирование может приучить к действиям по шаблону, поэтому в последующем целесообразно использование инструкционной документации с неполными данными, отсутствие которых должен восполнить сам обучаемый. Это помимо того, что в начале месяца все обучающиеся получают устные инструкции по работе на том или ином производственном месте.

Успех словесного изложения во многом зависит от эмоциональности. Безразличие рассказчика явственно ощущается группой и передается ей. Напротив, когда ребята ощущают, как неравнодушен сам мастер, как искренне хочет, чтобы излагаемый материал был воспринят, какие интересные примеры он старается подобрать, как интеллектуально пытается обогатить своих учеников, активно откликаются, отвечают на вопросы, усваивая тем самым необходимые знания. Самое интересное, что нельзя “сыграть в эмоциональность”, нельзя искренность подменить активностью. Вот почему мастеру так важно контролировать, как отзывается его слово в душах и умах его учеников, и понимать, чем такой отзвук может быть вызван.

В практике производственного обучения одно из самых важных мест занимает демонстрация (показ). При показе трудовых приемов у учеников формируется точный и конкретный образец трудовых действий, которому они подражают и с которыми сравнивают свои действия. Практика многократно подтвердила, что показ мастером трудового процесса очень продуктивен как метод производственного обучения.

Он способствует созданию у учащихся четкого образа выполнения отдельных элементов технологических действий (трудового движения, действий, приемов, операции). Демонстрация трудовых приемов и способов выполнения работ помогает научить правильному выполнению действий, составляющих основу производственной деятельности рабочих данной профессии. В процессе показа мастер сообщает обучающимся о том, что он намерен показать, объясняет каждое свое движение и действие, подчеркивает его назначение, при необходимости сопровождает показ демонстрацией соответствующих плакатов и других наглядных пособий.

Придя на производство, ребята сталкиваются с работой поваров, наблюдают за их работой. Именно на этой стадии обучения широко применяется наглядный метод обучения – самостоятельное наблюдение учеников. Если наблюдение происходит на производстве, в производственных условиях, то этому должны предшествовать организационные моменты. На уроках производственного обучения широко применяются карточки-задания и так как ребята работают в разных цехах, то в соответствии с этим ему даются определенные задания. Карточки-задания носят обучающий, контролирующий и контрольно-обучающий характер. В последнее время мы стали применять задания в виде тестов – как для личностных характеристик, так и для определения уровня знаний, навыков и умений испытуемых.

Тесты, используемые в нашем колледже можно разделить на две группы:

  • задания с выбором правильного ответа (варианты готовых ответов предлагаются);
  • задания без готового ответа (испытуемый вписывает свой вариант в отведенное для этого место)

Там, где обучающиеся работают по 4-5 человек, также применяются инструкционно-технологические карты, карточки-задания, а ребята, работающие по 1-2 человека на производстве, закрепляются за квалифицированным наставником. Здесь очень важна роль человека, за которым закреплен обучающийся, уровень его культуры и квалификации.

Благодаря дифференцированному методу у обучающихся нашего колледжа появляется творческий подход к профессиональным первоначальным навыкам, которые они используют для участия во внутриколледжных конкурсах с последующим участием в городских конкурсах, но не все желающие попадают туда – происходит предварительный отбор обучающихся внутри колледжа.

Мы с вами хорошо знаем, что если у учеников дела идут успешно, все в работе ладится, у него рождается чувство уверенности, проявляется любовь к выбранной профессии.