Интегрированный урок окружающего мира с элементами ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: “Человек – изобретатель”.

Цели:

Образовательные. Систематизировать знания учащихся по теме “Транспорт”. Познакомить с особенностями профессии изобретателя.

Развивающие. Развивать фантазию и воображение учащихся. Создать на основе фантазии детей машины будущего. Развивать эстетический вкус.

Воспитательные. Воспитывать уважение к людям труда. Способствовать развитию у детей чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование. Карточки для “системного оператора”, предметные картинки стрекозы, кошки, Чебурашки. Цветные жетоны для рефлексии.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний.

Тема нашего урока записывается двумя словами. Одно слово уже записано. Второе слово вы должны узнать сами.

На доске:

Человек – … .

Беседа.

– Вы любите путешествовать?

– На чем можно путешествовать? (Поезд, машина, автобус, самолет, воздушный шар, корабль.)

– Как назвать одним словом? (Транспорт.)

– На какие группы можно разделить весь транспорт? (Водный, воздушный, наземный.)

– Я тоже люблю путешествовать. На чем?

Загадка.

Не летит, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль)

– Как догадались? По каким признакам?

– С чем еще можно сравнить автомобиль?

– Давайте приглядимся к нему поближе.

3. Постановка проблемы.

Работа с “системным оператором”.

(По ходу беседы с детьми заполняются “экраны” системного оператора).

– Как мы назвали все машины? (Транспорт)

– Где можно увидеть транспорт? (На дороге, в гараже.)

– По каким признакам, деталям мы узнаем автомобиль? (Кузов, колеса, фары, бампер…)

– Всегда ли люди ездили на автомобилях? На чем ездили? (На лошадях.)

– К какой группе можно отнести лошадь? (Домашнее животное.)

– Как отличить лошадь от других животных? (Голова с гривой, копыта, хвост…)

– Почему люди не стали ездить на лошадях и пересели в автомобиль? (Автомобиль ездит быстрее, чем лошадь.)

– Значит, человеку не хватало скорости. Ему мало было лошадиной силы.

– Куда человек спрятал лошадиные силы? (В двигатель.)

– Можно ли сказать, что человек, создавший машину, создал что-то новое, чего раньше не было?

– Как назвать этого человека? (Изобретатель)

– Теперь вы поняли, какое второе слово нашей темы?

На доске: Человек – изобретатель.

Системный оператор.

Игра “Хорошо – плохо”.

– Хорошо, что есть автомобиль.

Высказывания детей: можно ездить, перевозить грузы …

– Плохо, что есть автомобиль.

Высказывания детей: загрязняет воздух …

– Почему это происходит? (Несгоревшее топливо вместе с выхлопными газами выходит наружу.)

-Возникло противоречие: с одной стороны автомобиль необходим, а с другой он загрязняет воздух.

Что делать? (Создать новый автомобиль, который не будет загрязнять воздух.)

4. Поиск решения.

– Что надо изменить в машине, чтобы она не вредила окружающим? (Двигатель)

– Какой это должен быть двигатель? (Электрический, газовый, на солнечной энергии, супермаховик.)

– Супермаховик, раскрученный один раз сможет ездить долго. Затем его можно перезарядить…

– Как будет выглядеть автомобиль будущего?

Давайте попробуем себя в роли изобретателей.

Мозговой штурм.

– Выберем три объекта, охарактеризуем их.

Стрекоза (картинка): летающая, зависающая, маленькая.

Кошка (картинка): мягкая, приземляется на лапы, мяукает, рычит, гибкая.

Чебурашка (картинка): добрый, ушастый, глазастый, маленький, тихий.

– Какие характеристики понадобятся нам для создания машины будущего?

Выбираем: летающая, зависающая, мягкая, приземляется на лапы, рычит, глазастая, тихая.

– Почему именно эти качества нам нужны для будущей машины?

Высказывания детей.

– Пусть наша машина будет передвигаться не только по суше, но и по воздуху, чтоб выбраться при необходимости из “пробки”.

– Машина будет мягкая, не сломается. Если потребуется, то всегда может приземлиться на “лапы”.

– Пусть она “рычит”, а не мяукает, чтоб ее слышали пешеходы…

– Наша машина добрая и тихая, не шумит. Она глазастая, чтоб хорошо видеть дорогу.

5.Самостоятельная работа.

Рисование машины.

6. Проверка работы.

Организация выставки рисунков “Машина будущего глазами детей”.

7. Итог.

Что нового узнали на уроке?

Какими качествами должен обладать изобретатель? Что необходимо? (Знания, фантазия, трудолюбие…)

8. Рефлексия.

– Ребята, у вас на столах кружочки разного цвета (Красные, желтые, зеленые)

– Где встречаются эти цвета? (В светофоре)

– Что обозначают?

– Просигнальте мне зеленым кружочком, если вам на уроке было все понятно, вы легко справлялись с заданиями.

– Если затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, просигнальте желтым кружочком.

– Если вам было трудно работать, просигнальте красным кружком.