Развитие творческих способностей детей в условиях сельской малокомплектной школы

Разделы: Начальная школа


Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Конфуций.

Мудрые слова. Можно соглашаться с ними, а можно и не соглашаться. Но как бы мы в текучке дел не хотели избежать в работе каких-либо новых веяний, по разным причинам нам это не удаётся. Так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в неё коррективы, “подталкивают” нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, один из которых – применение новых технологий.

К.Д.Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что “дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и однородностью. Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития”.

Развитие – вот та основная цель, которую ставили и ставят во главу угла передовые педагоги разных времён.

Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов – это далеко не полный перечень имён учёных, педагогов, Выдвигавших идеи развивающего обучения, которые стали основой многих ныне существующих программ не только в нашей стране, но и за рубежом. И учителя, особенно творчески мыслящие и работающие так, в своей педагогической практике претворяют эти идеи в жизнь.

Наша школа идёт в ногу со временем. Это не слепое движение за модой на инновации, а серьёзная работа, включающая в себя апробацию приёмов и методов современных технологий с учётом местных условий.

Мы живём в сельской местности, где нет театров и музеев, зоопарков и спортивных комплексов, музыкальных школ и школ искусств, гимназий и лицеев. Это накладывает свой отпечаток на работу. Сельские школьники не имеют возможности получить то развитие, которое получают городские дети.

И хотя в последние годы, благодаря теле- и видеотехнике и компьютеризации, возможности сельских школ расширены, различия между уровнем развития сельских и городских школьников остаются. Однако опытные, творчески работающие учителя сельских школ находят возможности стереть эти грани. Примером тому стала апробация темы “Развитие творческих способностей детей в условиях сельской малокомплектной школы” на базе Черемшанской средней школы, где я работаю 25 лет. Я хотела бы поделиться опытом этой работы.

Четыре года назад я начала работать по программе развивающего обучения. Идеи и принципы обучения, заложенные в данной программе, показались нам достаточно интересными и разумными. Однако недостаточность информации и методической литературы в условиях сельской местности заставила нас адаптировать её к нашим условиям, в частности, к обучению детей по программе 1 – 4.

Развитие способностей ребёнка определяется содержанием, формами и методами его обучения и воспитания. Отсюда вытекают задачи образования на 1 ступени (начального звена).

  1. Создание прочной базы знаний учащихся по предметам базисного плана.
  2. Формирование положительного отношения к учению (мотивационная готовность к продолжению образования в основной школе).
  3. Создание для каждого ребёнка условий, в которых он мог бы максимально проявить и развить свои склонности, способности, задатки при постоянном стимулировании творческой активности.

Успешность обучения ребёнка в школе зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Это готовность основных психических сфер ребёнка (мотивационной, волевой, умственной, социальной), зрелость неречевых функций (зрительное восприятие, моторная сфера, пространственно-временные отношения), ну и, конечно, одним из основных компонентов умственной готовности ребёнка к школе является достаточно развитая речь и моторика пальцев рук. На всё это обращаем внимание при подготовке ребёнка к школе.

1 ступень обучения формируется за счёт:

  • занятий в дошкольном учебном учреждении “Солнышко”;
  • занятий в подготовительном классе;
  • психолого-педагогической диагностики “Школьная зрелость”;
  • дальнейшего обучения в начальных классах (1-4).

В течение 2002-2003 учебного года на базе Черемшанской средней школы осуществлялись занятия в подготовительном классе по программе “Радуга”.

В конце учебного года проводилась психолого-педагогическая диагностика “Школьная зрелость”:

1. Давалась оценка степени психо-социальной зрелости по тестовой беседе, которая включала 22 вопроса (Смотри таблицу №1).

2. Определялась школьная готовность по тесту Керна-Йерасека (Смотри таблицу №2):

  • рисование мужской фигуры;
  • имитация написанного текста;
  • срисовка группы точек.

3. Исследование чистоты звукопроизношения.

4. Выполнение монометрического теста.

5. Определение умственной работоспособности.

6. Исследование уровня восприятия.

7. Исследование памяти.

8. Исследование мышления.

Включение детей в учебную деятельность предполагает развитие таких мыслительных действий, как анализ, рефлексия, планирование. Способность анализировать свой способ действия, обращаясь к его существенному основанию (рефлексия), является необходимым условием успешности обучения школьников через решение учебных задач.

Приступая к планированию урока, нужно начинать с главного – с выбора точной дидактической стратегии, которая была бы направлена на развитие духовного потенциала ребёнка

А для этого я должна не только хорошо знать своих учеников, но и помогать им “расти” на каждом уроке, будить их мысль, укреплять внимание и память. Это удаётся во время уроков-путешествий, аукционов, викторин, турниров, когда на уроке присутствуют любимые сказочные герои, когда звучат музыкальные паузы, пробуждающие чувства и воображение детей. Яркая наглядность, предметные картинки, таблицы, алгоритмы действий – всё это необходимо для мотиваций учебной деятельности.

Для того чтобы ребёнок успешно обучался в школе, необходимо у него развивать речь и навык чтения. Научить детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов, в совершенстве владеть родным языком – это задача взрослых. Проблема освоения детьми устной речи препятствует овладению знаниями.

Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

Для того чтобы решить эту проблему, я стала использовать в своей работе технологию В.Н.Зайцева “Резервы обучения чтению”.

Одни рекомендации давно известны, а другие отличаются новизной. Вот восемь резервов обучения чтению, которые могут работать в любых условиях.

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определённые промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.

2. Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В.А.Сухомлинского. Сейчас, пожалуй, нет ни одного специалиста, который не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель за урок опросит не более десяти учеников. При этом каждый из учеников поупражняется не более двух минут. Таким образом, общий тренаж в течение урока составит 10х2=20(чел./мин.). Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Сорок человек в классе, тренаж идёт в течение пяти минут: 40х5=200(чел./мин.) тренировочной работы. Мы получили увеличение тренажа в 10 раз, целенаправленно отведя для этого всего5 минут урока. Вряд ли надо комментировать эти цифры.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребёнка на парте лежит книга. И любой урок – будь то музыка, ИЗО, математика – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идёт обычный урок.

4. Хорошие результаты даёт чтение перед сном.

5. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Для этого пригодятся книги с большими иллюстрациями и подписями под ними, диафильмы.

6. Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Чтобы её развить воспользуемся зрительными диктантами, которые разработаны профессором И.Т.Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова “Тает снег” - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть из восьми – девяти слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения идёт гораздо быстрее.

7. Из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко используются три типа упражнений, которые представляются наиболее эффективными. Это такие упражнения:

  • многократное чтение;
  • чтение в темпе скороговорки;
  • выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все упражнения проводятся коллективно, т.е. читают одновременно все ученики каждый в своём темпе, но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. При поведении многократного чтения следует учитывать, что скорость у детей различна, поэтому лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

8. Приём стимулирования.

В конце урока чтения оставляется три – четыре минутки для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своём темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам), отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневники. Изо дня день в день на каждом уроке проводится эта работа. Уже через неделю учитель имеет возможность подойти к ученику и сказать: “А ну, давай посмотрим, сколько у тебя слов было неделю назад”. Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке, создаёт ситуацию успеха в обучении (см. таблицу №3).

Формирование у младших школьников орфографической зоркости – главная задача уроков русского языка.

Я давно и много работаю над этим, используя опоры С.Н.Лысенковой и создавая свои таблицы. Они помогают ребёнку включать в процесс запоминания зрительную, механическую и тактильную память, материализуют орфографические понятия, позволяют развивать наблюдательность, формируют умения анализировать, сравнивать и делать выводы. Ученики быстро запоминают трудные понятия, включают их в словарный багаж. У них быстрее формируется алгоритм ответа при комментированном письме.

После постепенного знакомства с карточками можно вводить их в подбор, сопоставление в виде дидактической игры. Дети очень любят работать в этих вариантах игры. Достаточно соединить мелом слово с карточкой. Это может быть и опрос, и “тихий ответ” индивидуального задания. На этом этапе полезно ставить “лишние карточки”. В 3 – 4 классах эта работа усложняется. При работе над ошибками в своих работах учащиеся пользуются индивидуальными картами “ПРОВЕРЬ СЕБЯ”. Учитель в работах учащихся ошибки не исправляет, а указывает только на номер орфограммы. Учащиеся с помощью этой карты исправляют ошибки.

Одной из главных задач уроков русского языка является развитие речи учащихся. Важна определённая работа, система по развитию устной и письменной речи учащихся. Достоинство этой системы – непрерывность работы по развитию речи в течение всех лет обучения в начальной школе на каждом уроке.

С первых дней обучения идёт тренировка у детей произносительного аппарата, планомерно пополняется словарный запас, идёт знакомство с механизмом построения предложений. Всё это позволяет успешно формировать у школьников навык составления текстов: устных пересказов, устных рассказов, письменных изложений и сочинений различных видов.

Уже в 1 классе учащимися выполняются задания творческого характера, конечная цель которого – обучение составлению рассказов.

1. Ребёнку даётся картинка, далее идёт работа по ней.

- Что или кого вы видите? Составьте предложение. Лучшее записывается. Определяется количество слов в предложении, называются орфограммы (правила). Ведущий голос ведёт предложение (вначале учитель, затем ученик).

2. По серии сюжетных картинок устно закончить рассказ, придумать заголовок.

Был тёплый день. Алёша пошёл в лес.

Идёт он и видит - лежит ёжик. ………..

3. Составь связный рассказ по картинке “Семья”, используя ответы на вопросы: Кто пишет? Кто играет? Что делает бабушка?

При этом детям предлагается в помощь начало рассказа и его концовка.

Вся семья в сборе….

В семье все заняты делом.

Хорошо в ней живётся взрослым и детям.

Часто используются задания “Дидактические материалы по развитию речи”: дописывание рассказов по началу и концу, работа с деформированными текстами.

Для формирования навыка составления устного рассказа используются наблюдения, организованные на экскурсиях.

Так, в 1 классе на экскурсии в парк учащиеся рассмотрели берёзу и подметили, что у неё белый ствол с чёрными крапинками, кудрявая крона, ветви опущены вниз. В итоге коллективно был составлен рассказ – описание.

Берёза.

У берёзы белый ствол с тёмными крапинками.

Листья вырезные, летом зелёные, осенью жёлтые.

Хороша наша берёза в любое время года.

От составления устных рассказов в дальнейшем дети переходят к написанию сочинений миниатюр:

2 класс. Темы: “Осенний дождь”, “Листопад”, “Белый наряд зимы”, “Морозный день”, “Весеннее солнышко”, “Первые листочки”.

3 класс. Темы: “О чём мне рассказал опавший листочек?”, “Со спортом дружить – здоровым быть”, “Что мне рассказали птичьи следы”.

4 класс. Темы: “Как мы сделали гербарий”, “Как мы собирали семена деревьев”, “Моё любимое занятие”, “Как мы собирали макулатуру”.

Значительное место в системе работы по развитию речи отводится обучение письму сочинений по картинам. Для этого используются репродукции картин. Приёмы работы самые разнообразные.

Так, при написании сочинения по картине А.Пластова “Первый снег” ребята используют опорные слова, которые записываются на доске:

снег (мягкий, пушистый, рыхлый, мокрый, сухой, мелкий, колючий),

снежинки (маленькие, лёгкие, красивые, холодные, сверкающие, причудливые)

падают (летят, кружатся, ложатся, усыпают землю),

небо (низкое, облачное, серое, пасмурное, мутное, хмурое, неприветливое).

Когда готовились к сочинению “В чём красота русской зимы?”, было задание посмотреть вокруг и увидеть зиму. Ребята рассматривали пуховые белоснежные сугробы, любовались снежными шубками деревьев, приходили в изумление от открывающихся им дивных зимних картин. И тогда возник вопрос: “Да найдутся ли у нас такие слова, чтобы описать красоту русской зимы?” И вот тогда у ребят получился словарь, в который записали.

День (пасмурный, ненастный, морозный).

Воздух (свежий, морозный, обжигающий, чистый).

Снег (пушистый).

Деревья (заснеженные).

Зима (белоснежная, красавица, волшебница).

Туча (пухлая, серая, тяжёлая, нависла, заволокла).

На последующих уроках составляли предложения о зиме, погоде, снежинках; читали стихи, рассказы. Затем дети написали сочинение.

Сочинение – описание по личным наблюдениям “В чём красота русской зимы?”

После дождливой осени пришла долгожданная зима.

Ночью выпал первый пушистый снег. Мороз – красный нос выковал на окнах необыкновенные узоры, где на каждой веточке сияли снежинки, как алмазы. Чародейка – зима укрыла землю мягким покрывалом, чтобы она не промёрзла. Звёздочки – снежинки переливаются на зимнем солнце. В ясные морозные дни небо сияет своей лазурью. Ветер разносит лёгкой позёмкой снежинки по земле. В солнечную погоду воздух свежий и чистый. На солнце искрятся снежинки, словно драгоценные камешки. Когда за окном бушует непогода, то хочется прижаться к печке и родному плечу мамы. Утром иней вновь искрится на ветках деревьев.

Я люблю волшебницу – зиму за красоту и её проказы.

Логиновская Татьяна. 4 класс. 1998 год.

Сочинение по личным наблюдениям.

(после осенней экскурсии)

Осень.

В парке поселилась осень. Осенним днём мы пошли в парк на экскурсию.

В парке росли деревья: берёзы, клёны, тополя, вязы. Осень нарядила деревья в золотой наряд. Мы любовались, как жёлтые листья кружатся в воздухе и устилают дороги.

Домой мы принесли красивые букеты из осенних листьев.

Котенёв Дмитрий. 2 класс. 2004 год.

Сочинение по личным наблюдениям.

(после осенней экскурсии)

Золотая осень.

Наступила золотая осень!

Берёзка в жёлтом платье, а осинка – в красном. Деревья в лесу красивые, нарядные. Под листьями спрятались грибы. На старых пнях дружной семейкой растут опятки. Щедро осень раздаёт свои подарки людям и животным. А ветер насвистывает весёлую песенку.

Мне нравится это время года.

Адышева Анна. 3 класс. 2005 год.

Сочинение по личным впечатлениям.

(генеральная уборка класса, операция “Чистюль-ка”)

Дружная работа.

Вчера мы убирали свой класс. Ребята принесли всё необходимое: вёдра, мыло, тряпки.

Началась уборка. Одни ребята мыли подоконники, другие оттирали парты, третьи намыливали дверь. Дружно работали ребята. Каждый старался вымыть чище, чтобы класс выглядел красиво.

Выполнена работа. Наш класс стал нарядным и праздничным. Окна сверкали и переливались на солнце.

Мне понравилась дружная работа.

Бахарева Татьяна. 3 класс. 2005 год.

Сочинение по личным впечатлениям.

(окружающий мир, тема “Берегите свою планету”)

Страшный сон.

Я проснулась и долго лежала с открытыми глазами, вспоминая то, что я только видела.

Я вышла из дома на улицу и испугалась. Земля была голой, как пустыня. Исчезли мои любимые цветы, трава, яблоня, которая росла возле дома. Воробьи жалобно щебетали на проводах. Вдруг увидела огромную чёрную тучу, она двигалась на меня. Я стала задыхаться от дыма, копоти и сажи.

Меня разбудила мама. Я соскочила и побежала на улицу. Всё было на месте: трава, яблоня, цветы.

Как хорошо, что это был только сон.

Бахарева Татьяна. 3 класс. 2005 год.

Таким образом, можно сказать, что такая работа не проходит даром. Дети с увлечением занимаются на уроках русского языка, так как виден результат. Лучшие творческие работы зачитываются, как образцы. Родителям тоже приятно слышать про успехи своих детей, которые сообщаются на родительских собраниях.

Главной задачей обучения является достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе овладения знаниями, умениями и навыками при сохранении здоровья детей. Эти задачи должны решаться и в процессе изучения математики.

Под общим развитием в системе понимается развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений ребёнка, т. е. развитие и формирование всех сторон его психики.

Математика традиционно связывается в сознании учителя с развитием ума (мышления) и волевых качеств личности.

Обучение математике способствует развитию чувств ученика, его эмоций, моральных позиций.

Организация и проведение коллективных учебных занятий в начальных классах убеждает нас не только в возможности, но и в преимуществе обучения математике по методу непрерывной передачи знаний. Основное преимущество метода передачи знаний, на мой взгляд, в его технологичности.

Метод непрерывной передачи знаний – это, по сути, одномаршрутный вариант организации работы учеников в изучении программного материала.

Однонаправленность характера обучения “сверху вниз” по типу “лесенки” (когда впереди ученики являются учителями и консультантами для тех, кто в изучении темы следует за ними) упрощает для учителя задачу управления учебным процессом. В учебниках “Математика” 2,3,4 классов (программа 1 - 4) авторов М.И.Моро и других заложены возможности обучения в условиях организации сотрудничества “по вертикали”. Ученикам предлагаются алгоритмы действий, что позволяет развивать умения и навыки самостоятельной работы.

Подготовительный период для организации обучения по технологии коллективного способа обучения предполагает следующую деятельность учителя:

1. Структурирование учебного материала и определение сроков работы. Математика, 3 класс (1 – 4), М.И.Моро и др. (Смотри таблицу № 4).

2. Создание программ – вопросников и определение их количества по каждому блоку. (Смотри таблицу № 5).

Программа-вопросник (П – В) – это план работы ученика на одно - два учебных занятия. П – В

состоит из темы, теоретической и практической части. В П – В включаются также самостоятельные, проверочные и контрольные работы каждого блока. В начале занятия ученик берёт очередной П – В, внимательно читает тему урока, выполняет устно теоретическую часть, сдаёт её ученику – учителю, идущему впереди в изучении программного материала. После сдачи учеником теоретической части ученик – учитель фиксирует это на экране учёта и контроля.

Затем ученик приступает к выполнению практической части. Практическую часть оценивает учитель – профессионал. Индивидуальный темп продвижения каждого ученика в изучении программного материала (теоретического и практического) виден на экране. Экран учёта и контроля составляется по каждому блоку. (Смотри таблицу № 6.)

Кроме П – В для обучения по технологии профессора В. Дьяченко по каждому блоку применяются тренажёрные карточки, которые используются с целью закрепления и выработки навыков беглого устного счёта. В тренажёрной карточке может быть 8 – 10 примеров. Каждый ученик получает карточку, которые у всех разные. Сначала работают по одной карточке: один (в роли “ученика”, “тренируемого”) читает задание, даёт ответ, второй (в роли “учителя”, “тренера”) проверяет правильность ответа. Аналогично работают по второй карточке, меняясь ролями. При подведении итогов учитель выясняет, кто сколько карточек успел выполнить и как, при этом используется таблица “Ситуация успеха”.

Организация коллективных учебных заданий на основе метода непрерывной передачи знаний, взаимнотренажёрной методики способствует не только достижению хорошего уровня знаний, усвоению программного материала на уровне способностей каждого ученика, но и созданию творческой атмосферы, благоприятных морально-психологических условий обучения и развития у младших школьников устойчивого интереса к познанию.

Одна из задач уроков трудового обучения – развитие у детей младшего школьного возраста творческого мышления и воображения.

Среди всех дарований, данных человеку, главными можно назвать любознательность и воображение. А как поддержать и развить эти качества у ребёнка, пришедшего в школу? Конечно, через интерес к предмету. Покажу, как я решаю эти задачи на уроках изобразительного искусства и художественного труда.

Урок “Изобразительного искусства и художественного труда” по системе Б.М.Неменского раскрывают перед педагогом широкие возможности для работы в соответствии с современными требованиями, которые предъявляются к учебному процессу. Этот урок определяет конкретные пути художественного развития младших школьников в процессе комплексного воспитания, которое осуществляется через нравственное и патриотическое направление, в ходе приобщения к красоте родной природы, к познанию окружающей действительности, духовных ценностей искусства, а также при овладении детьми целым рядом навыков в области изобразительной, конструктивной, декоративной деятельности.

На уроке учитель придаёт комплексному воздействию разных видов искусства (изобразительных, конструктивных, декоративных, музыки, литературы, театра) на сознание ребёнка, что способствует формированию эмоциональной отзывчивости младших школьников на нравственно-эстетическую красоту окружающей действительности и искусства.

Структура урока (проводится спаренный, т.е. 2 урока) по восприятию искусства и действительности младшими школьниками имеет свои особенности: организационные моменты – 5 минут, деятельность в области восприятия (беседы о природе, искусстве, обсуждение детских работ, прослушивание музыкального или литературного произведения) занимает не более 15 минут, остальное время урока отводится на практическую деятельность.

Такой урок позволяет педагогу приблизить ребёнка к осознанию таких ёмких понятий, как Родина, добро и зло, сочувствие, материнство, мудрость старости, которые объясняются на конкретных примерах: любовь к ближнему, дому, природе. Раскрытие сказки в самой природе, казалось бы, знакомой ребёнку; в архитектуре, составляющей среду и жизненное окружение человека.

В результате, в сознание ребёнка органично входит нравственно-эстетическая и функционально – эстетическая красота искусства произведений нашей древней архитектуры.

Система уроков “Изобразительного искусства и художественного труда” Бориса Михайловича Неменского просматривается в работах учащихся через образ.

Каждый урок включает в себя:

1. Литературный ряд (стихи, рассказы, проза и т. д.)
2. Музыкальный ряд (русская, классическая музыка)
3. Изобразительный ряд (картины, слайды, фото)

Дети включаются в круг художественной жизни через три формы художественной деятельности, которые предстают перед ними в виде трёх братьев: Мастер Изображения, Мастер Украшения, мастер Постройки.

Ребята работают на уроке гуашью, акварелью, чёрной тушью, углём, цветными и восковыми мелками, пластилином, глиной, белой и цветной бумагой.

При работе используют такие приёмы:

  • акватипия (отпечаток рисунка на белой бумаге, смоченной водой)
  • нашлёп (густой слой белой или чёрной гуаши для фона)
  • точечная мозаика (кропотливейшая техника)
  • соломка
  • аппликация из листьев
  • аппликация из мелких кусочков бумаги
  • аппликация из опилок, яичной скорлупы
  • аппликация из поролона, ткани
  • мозаика из спичек

Ребята продолжают учиться искусству и уже понимают: для того чтобы быть художником и зрителем, нужно многое знать и уметь. Это умения рисовать, лепить, писать красками, конструировать, но не только. Ещё надо уметь видеть в окружающей жизни то, что не замечают, не видят другие. Умение вглядываться в жизнь, помноженное на воображение, помогает очень многое понимать. И в первую очередь – других людей.

Это и есть то главное, чему учит искусство. Понимая других, ты становишься к ним внимательнее, добрее, и дети, видя это наглядный пример, будут относиться к тебе также. Ты станешь им ближе и интереснее, что воплощает в жизнь идею педагогики сотрудничества.

Эстетическое воспитание осуществляется не только на уроках “Изобразительного искусства и художественного труда”, но и на уроках музыки.

“Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека”. (В.А.Сухомлинский)

Главное, к чему я стремлюсь, это вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка – не простое развлечение, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.

Проводя уроки, я руководствуюсь методическими принципами: увлечённости, триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, интонационности с опорой на отечественную музыкальную культуру. В материале уроков раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребёнка “вечные темы” искусства: добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, является дидактическая игра. Ещё К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

Таким образом, в процессе обучения осуществляется всестороннее развитие личностных качеств каждого ребёнка, идёт процесс приобщения детей к природе, окружающему миру, красоте, милосердию. Эта воспитательная работа продолжается и углубляется во внеурочной деятельности.

Основной целью работы с коллективом учащихся является моделирование и построение воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребёнка, ведущего здоровый образ жизни, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Исходя из основной цели, были поставлены следующие задачи:

  • изучать личностные качества ребёнка и развивать их творческие способности через внеклассную и внешкольную работу;
  • воспитывать в детях уважение к себе и другим;
  • формировать навыки культуры общения;
  • проводить профилактику заболеваний.

Мною разработана комплексная программа воспитания, рассчитанная на четыре года. Внеклассная работа с воспитанниками строится целенаправленно по направлениям:

1 направление “Я и здоровье”. Задачи: формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

2 направление “Нравственность”. Задачи: формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания, осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, своей роли в нём.

3 направление “Общение и интеллект”. Задачи: развивать интерес к учебным предметам; формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность; создавать в детском коллективе условия для общения всех учащихся класса.

4 направление “Я и семья”. Задачи: организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; обучение родителей умению быть родителем, владеть приёмами воспитания детей.

5 направление “Я и природа”. Задачи: воспитание бережного отношения к природе и всему живому.

Воспитательная работа строится многопланово и разносторонне.

Нравственный потенциал осуществлялся через работу по воспитанию эстетической культуры, формированию нравственных отношений, развитию способности эмоциональной отзывчивости на переживание других людей. Классные часы, анализ педагогических ситуаций, стиль общения и отношений, созданный в коллективе, способствуют решению поставленных задач.

В классе проводился опрос ребят на предмет сплочённости, дружбы, взаимоответственности, взаимопомощи.

1-я серия “Изучение сплочённости и дружбы в коллективе”

Сплочённость – это частота совпадения мнений по отношению к целям учения, к событиям, происходящим в ученическом коллективе. (Смотри таблицу № 7)

2-я серия “Изучение взаимоответственности” (Смотри таблицу № 8)

3-я серия “Изучение взаимопомощи” (Смотри таблицу № 9)

Таким образом, проведя это исследование, мы увидели, что ребята научились:

  • видеть мнение класса;
  • формировать это мнение;
  • выражать общие ценности;
  • показали степень удовлетворённости учащихся взаимоотношениями в классе.

Коммуникативный потенциал формировался на основе культуры общения и построения межличностных отношений через серии бесед, тренингов общения, эстетических игр.

В целях создания необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого учащегося были организованы и проведены с помощью детей “Праздник осени”, “Новогодний утренник”, “Мамин день”. Эти мероприятия способствовали раскрытию творческих способностей детей, их индивидуальности, фантазии.

Осуществлялась индивидуальная работа по включению детей в ту или иную внеурочную деятельность: посещение факультатива “Введение в историю”, библиотек (школьной и сельской), спортивной секции. В течение года поддерживается связь с руководителями секции, библиотек, прослеживались итоги досуговой деятельности. Этому способствовали смотры-конкурсы, выставки, творческие отчёты, выступления с номерами художественной самодеятельности в сельском Доме Культуры. Трое учащихся посещают районную музыкальную Школу искусств. Одна ученица два года принимает участие в краевом заочном экологическом марафоне “Сохраним биосферу”. Если в 2004/2005 учебном году была его участником, то в 2005/2006 учебном году стала его лауреатом. (Смотри таблицу № 10)

Таким образом, учитель начальных классов сегодня должен не только вести урок, используя современные технологии, но и фиксировать качественные изменения в психическом развитии учащихся, знать их возрастные и индивидуальные особенности и возможности, своевременно выявлять причины различных трудностей и оказать помощь в их устранении. В этом важную роль играет педагогическая диагностика, которая входит в систему контроля и оценивания результативности образования.

Здоровье детей всё больше волнует нас, учителей. С каждым годом число детей-первоклассников, имеющих различные патологии, увеличивается. Встаёт вопрос: как помочь ребёнку быть физически развитым, как бороться с имеющимися заболеваниями, как с наибольшей пользой проводить профилактические мероприятия? В нашей школе в последние годы складывается система, направленная на укрепление здоровья.

Целевая программа “Здоровье” направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников. На уроках проходят физминутки, гимнастика для глаз. На переменках проветривается классная комната и два раза в месяц проводится операция “Чистюлька” (генеральная уборка класса).

Ежегодно, врачами из районной поликлиники проводится медицинский осмотр учащихся. (Смотри таблицу № 11 “Медицинский осмотр учащихся”)

Профилактическая работа проводится совместно со школьным медицинским работником: плановый медосмотр, вакцинации (прививки), консультации. Ведётся работа с родителями по проблеме укрепления здоровья детей в семье. Этому были посвящены вопросы, которые рассматривались на родительских собраниях: “Режим дня школьника”, “Как избежать перегрузки учащихся при выполнении домашних заданий”, “профилактика инфекционных заболеваний”, “Правильное питание - залог здоровья” и другие. Осуществлялись прогулки в природу. Интересно прошли “Дни Здоровья”.

Ребята, начиная с первого класса принимают участие в программе спортивно – оздоровительного тестирования состояния школьников России “Президентские состязания”. (Смотри таблицу данных для участников спортивно-оздоровительных состояний школьников России “Президентские состязания” № 12)

В повседневном настроении ребят чаще преобладает мажорный, приподнятый, бодрый тон.

Посещение семей показывает, что в основном дети имеют хорошие условия, отношения к ним родителей соответствует норме. Приятно отметить, что родители принимают участие в классных делах. В результате совместной работы учащихся, учителей, родителей, классного руководителя прослеживается динамика развития коллектива. (Смотри таблицу № 13, таблицу № 14 “Уровень воспитанности учащихся)

Развитие познавательной активности учащихся осуществляется через познавательные игры, конкурсы, викторины. Наиболее удачно и интересно прошли мероприятия: экологическая игра – путешествие “Почему? Зачем? Откуда?”, “Математическое лото”, защита знаний по русскому языку “Что? Где? Когда?”.

Всё это формирует познавательный интерес к учебной деятельности.

Проведя диагностику “Настроение” мы можем увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Это даёт возможность классному руководителю использовать её в работе с учителями, преподающими в классе, а также скорректировать своё взаимодействие с отдельными учениками. (Смотри таблицу № 15 “Настроение”)

Ориентир на развитие личности ученика не только вызывает, усиливает интерес к его изучению, но и делает это необходимым в работе учителя. В центре – ребёнок, уровень и особенности его развития, зная которые, мы можем прогнозировать индивидуальное обучение и воспитание, создавать наиболее благоприятные условия для этого процесса.

При изучении детского коллектива “Мой класс” с целью благоприятной адаптации учащихся ребятам предлагался рисунок класса. За столом сидит учитель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Детям даётся задание: найти и отметить крестиком себя и своего товарища, подписав фамилии и имена. При анализе результатов:

  • позиция: “один, вдали от учителя” - оказался один ученик, эмоционально неблагополучная позиция ребёнка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе;
  • отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе с играющими, - доказательство благополучной социально-психологической позиции ребёнка (7 пар – 7 человек);
  • игровая позиция: не соответствует учебной позиции, в данной категории выбора не оказалось.

Таким образом, социометрия помогает выявить межличностные отношения в коллективе и скорректировать ситуацию.

Среди индивидуальных особенностей ребёнка особое место принадлежит их темпераменту. При определении темперамента у детей учитываются их возрастные особенности, руководствуясь жизненными показателями свойств нервной системы. (Смотри таблицу № 16 “Темперамент учащихся”)

С целью выявления мотивации учения, то есть, как ребёнок осознаёт своё отношение к школе, к учителю, была проведена диагностика. Формирование мотивов учения тесно связано с тем, как сам ребёнок осознаёт процесс своего учения, свои успехи и неудачи. (Смотри таблицу № 17 “Уровень школьной мотивации учащихся”)

Таким образом, результаты воспитательной работы с классом налицо, наглядно представлены в таблицах и диаграммах, видна позитивная динамика.

Большое внимание уделяю организации семейного воспитания. Индивидуальный поход к каждой семье, к родителям и ребёнку, уважение к личности родителей – принцип моей работы. А главная цель – обеспечить комфортный микроклимат детей в семье и школе. Родители – частые гости и участники воспитательных мероприятий. Это даёт положительный результат. Дети успешно учатся, дружны и трудолюбивы. А учителя, ученики и родители стали коллективом единомышленников.