Содержание и формы работы школьного психолога в структуре социально-психологической службы по формированию мотивации здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ среди учащихся

Разделы: Школьная психологическая служба


Понимание психологической деятельности в школе начинается с ответа на важные и, пожалуй, основные вопросы:

  • А чем вообще является по своей сути работа школьного психолога?
  • Какое место занимает психологическая служба в системе образования?
  • Чем задаются цели, задачи и ценности профессиональной деятельности школьного психолога в системе образования?

В реальном виде деятельность школьного психолога в большинстве случаев программируется как “чужая практика”, как приложение теоретических, методических научных достижений психологии к педагогической практике, а не как самостоятельная форма работы на уровне профессионального сотрудничества со специалистами школы. Чаще всего деятельность школьного психолога организуется конкретными запросами педагогов, администрации школы и выше стоящими структурами, определяется задачами педагогического процесса. Исходя из подобной строгой иерархии конкретный ребенок часто, если не “выпадает” из психологической практики, то, присутствуя в ней, отходит на второй план.

Например: “Психолого-педагогическое обследование познавательных способностей учащихся на определенных этапах обучения”. Всегда ли такое обследование является изучением психологических особенностей с целью максимального их учета в обучении? Далеко не всегда. Чаще всего оно ориентированно на отбор учащихся под определенную программу.

Продуктивнее было бы построить школьную психологическую деятельность как “свою” практику. То есть такую профессиональную деятельность, которая направляется собственно психологическими целями и задачами, регулируется своими ценностями, своими установками на ребенка, формами и методами работы с ним.

Такое внутреннее переструктуирование деятельности школьного психолога и явилось отправной точкой организации социально-психологической службы на базе МОУ СОШ № 3 города Ноябрьск.

Работа СПС (социально-психологическая служба) направлена на равноправное сотрудничество психологов и педагогов учебного заведения (приложение 1). На наш взгляд, такой подход расширит способность решать актуальные проблемы, стоящие перед школой, всем психолого-педагогическим коллективом. И так, модель СПС представляет собой единство взаимодействия психологов школы и социальных педагогов, тесно сотрудничающих с педагогическим коллективом в структуре учебно-воспитательного процесса.

СПС имеет многоуровневую направленность психологического и социально-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащегося, направленного на:

  • обоснование обучающих педагогических программ и методов в психологическом аспекте;
  • - проведение диагностического минимума, определение готовности ребенка к обучению и усвоению различных специализированных программ;
  • определение уровня психологической и социальной зрелости учащегося (соответственно возрастным нормам и особенностям);
  • профилактическая работа с учащимися школы и педагогическим коллективом по формированию и развитию социально-психологической зрелости ребенка;
  • работа, направленная на формирование мотивации здорового образа жизни и профилактику употребления ПАВ учащимися школы;
  • работа по конкретным запросам педагогов и администрации школы, Комитета по образованию;
  • индивидуальная и групповая работа с детьми, их родителями;
  • тесное сотрудничество с различными структурами города.

Что мы подразумеваем под психологическим и социально-педагогическим сопровождением учебно-воспитательного процесса?

Психологическое и социально-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности психологов и социальных педагогов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия.

Объектом школьной психологической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия.

Предметом – социально-психологические условия для успешного обучения и развития учащегося.

Методом работы специалистов социально-психологической службы является психологическое и социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Значимое место, если не одно из главных, занимает направление профилактической работы по формированию мотивации и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике употребления ПАВ среди подростков. Данная работа в школе проводится не отдельным обособленным направлением. Она является основополагающим элементом всей работы службы, проходит “сквозным действием” через весь учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие учащегося и включает в себя сотрудничество всего коллектива школы (приложение 2).

Принцип интегративности, распространенный в нашей школе на все образовательное пространство и его службы, применяется в отношении:

  • проблемы предупреждения наркомании среди учащихся,
  • профилактики употребления психоактивных веществ подростками,
  • а так же формирования мотивации и привития навыков здорового образа жизни.

Планирование работы в данном направлении не является чем-то отдельным, изолированным, а лежит в общей плоскости профессиональной деятельности и педагогов-психологов, и социальных педагогов, затрагивает зону деятельности, как педагогов дополнительного образования, так и педагогов-предметников. И вся эта совместная деятельность направлена, прежде всего, на профилактическое воздействие на личность ребенка (приложение 3). Механизм реализации направлен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у учащегося навыки самостоятельного принятия решений, умения противостоять давлению группы, преодоления стрессовых ситуаций, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а так же проблем общения.

Общая цель всей программы в этом направлении – не только научить ребенка объективно оценивать свои действия и поступки (соответственно особенностям своего возраста), развить веру в свои возможности и силы, адекватно реагировать на сложную жизненную ситуацию и делать свой собственный выбор, помочь ему достигнуть социально-значимых результатов в жизни, но и получить грамотно и своевременно дозированную информацию о вреде психоактивных веществ, о разрушающем эффекте не только на организм человека, но на саму жизненную ситуацию. Необходимо предоставить подростку азы правовой базы, информацию об уровне ответственности лежащем на человеке, который не только распространяет, но и употребляет наркотические вещества. Более того, данная информация должна носить адекватный уровень сложности в соответствии с возрастом ребенка.

Принципы, на которых основывается деятельность специалистов СПС в профилактической работе употребления ПАВ в школьной среде, следующие:

  1. Комплексность. Предполагает согласование взаимодействия на межведомственном и профессиональном уровнях.
  2. Дифференцированность. Определение целей и задач, средств и согласованности результатов. Осуществляется с учетом возрастных особенностей ребенка, степенью его социальной зрелости, вовлечения в школьную среду.
  3. Аксиологичность. Ведущим аспектом профилактической работы в школе мы выделяем социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей. Психологический аспект направлен на формирование стрессоустойчивых установок. В образовательном аспекте – формируем систему представлений и знаний о злоупотреблении ПАВ.
  4. Последовательность (поэтапность).
  5. Легитимность. Создание правовой базы профилактического направления.

Работа в направлении профилактики употребления ПАВ и формирования мотивации на здоровый образ жизни, ведется в трех основных направлениях:

  1. Исследовательская работа.
  2. Индивидуальная работа.
  3. Групповая работа.

Коротко охарактеризуем работу в каждом направлении.

Исследовательская работа.

Исследовательская работа дает возможность иметь представление о предпочтениях наших детей, их интересах и направленностях. Не имея объективной информации об истинном положении дел, невозможно определить верного направления в работе с подростками, невозможно перестроить подростка и заставить его принять ценности взрослого, старшего поколения.

Диаграмма 1

Опрос старшеклассников по выявлению отношения к употреблению ПАВ представлен в диаграмме 1. Мы видим, что приоритет отдается общению со сверстниками, одним из ведущих увлечений является занятие спортом. Но, тем не менее, больше половины подростков хотя бы один раз в жизни употребляли алкоголь, либо курили сигареты. К сожалению, данные цифры совпадают с данными статистики федерального уровня. Это еще раз подтверждает актуальность проблемы наркомании среди подростковой среды и важность профилактического направления по отношению к употреблению ПАВ.

Но в то же время из того же социологического опроса старшеклассников прослеживается высокий уровень нежелания иметь вредные привычки.

Диаграмма 2

Исходя из расстановки приоритетов в диаграмме 2 мы можем говорить о потребности в помощи подросткам со стороны взрослых, о правильности и эффективности выбранных нами направлений.

Индивидуальная форма работы.

Индивидуальная форма социально-психологической работы – не менее важное направление. Из опроса самих подростков и опыта работы специалистов СПС, каждый ребенок представляет свое будущее (ответы учащихся):

  • быть богатым,
  • удачным,
  • радостным,
  • образованным,
  • здоровым,
  • благополучным,
  • иметь хорошую работу,
  • быть полноценным членом общества,

и нет ни одного ответа, где подросток представляет свое будущее неудачным, с плохим здоровьем, низким социальным статусом и т.д.

Реализация себя подростком посредством употребления психоактивных веществ говорит о социальной незрелости, неудачном жизненном опыте, травмирующем воздействии этого опыта на саму личность ребенка. И поэтому индивидуальная работа с ребенком, подростком является значимым моментом в формировании гармоничной, зрелой личности, поиске индивидуальных способов принятия конструктивных форм решений в проблемных ситуациях каждого конкретного ребенка.

О важности данной работы говорит представленная диаграмма 3 по приоритетности проблем в процессе индивидуальной социально-психологической консультативной работы:

Диаграмма 3

Из 19 направлений заявленных проблем во время консультативной индивидуальной работы, мы определили 5 ведущих позиций:

1 позиция – проблемы формирования личности ребенка.

2 позиция – профессиональные консультации специалистам школы.

3 позиция – дисгармония детско-родительских отношений, формирование эмоционально-волевой сферы ребенка (страхи, невротические состояния).

4 позиция – проблемы в обучении.

5 позиция – школьная дезадаптация.

Анализируя уровень модальности по значимости заявленных проблем, можно сделать акцент на 2-й позиции – профессиональные консультации специалистам школы. Данный пункт говорит об интегративности учебно-воспитательного процесса, тесном сотрудничестве психологов, социальных педагогов с педагогами нашей школы.

Групповая форма работы.

Одно из ведущих направлений работы специалистов СПС.

В нем большое значение имеет информированность учащихся, и, как было выше сказано, информация должна носить адекватный уровень сложности в соответствии с возрастом ребенка. Более того, она должна быть наглядна, иметь не только научно-теоретическое подтверждение, но и свою правовую основу.

В данном направлении проводятся:

  • Тематические классные часы.
  • Встречи с представителями силовых структур, врачами-наркологами и другими специалистами различных структур города.
  • Тесное сотрудничество ведется с Федеральной службой наркоконтроля.

В рамках данного сотрудничества в октябре месяце прошла акция федерального уровня “Я не хочу, чтобы мои друзья принимали наркотики”. В рамках данной акции были собраны подписи учащихся старших классов под обращением к своим сверстникам и взрослому населению города поддержать их в борьбе против наркотиков. И завершающей точкой данного мероприятия дети написали сочинение в рамках единого урока (урок проводится во всех классах в одно и то же время) среди старших классов, которое не подвергалось никаким оценочным процедурам, сочинение адресовано автору, самому себе (приложение 4).

Особое место в нашей профессиональной деятельности занимает тренинговая работа с учащимися школы, где дети являются не только активными слушателями, но и сами предлагают конструктивные формы поведения в сложных ситуациях. На тренинговых занятиях дети проигрывают формы конструктивного поведения в межличностном взаимодействии, получают опосредованный опыт, направленный на формирование здорового образа жизни. Ребенок получает реальный опыт взаимодействия в группе, имеет возможность сделать анализ этого опыта.

Проблема в том, что адаптируясь в своем социальном окружении, подросток выбирает свою социально-одобряемую группу сверстников для самореализации. И, понятно, что дезадаптивный подросток выберет асоциальную группу.

Основной мотив социализации ребенка в группе – это самореализация, которая невозможна была бы для этого подростка по разным причинам:

  • невозможность самореализации в семье, в школе;
  • расхождения во взглядах с родителями, педагогами;
  • желание обрести единомышленников;
  • уйти от одиночества;
  • заполнить свое свободное время;
  • уйти от надзора родителей, педагогов;
  • и так далее.

Исходя из этих особенностей, сам собой вытекает вывод. Необходимо работать с реальными детьми и подростками. Такими, какие они есть, не вырывать их из контекста взаимоотношений со сверстниками. Узнавая наших детей, мы сокращаем дистанцию во взаимоотношениях со взрослыми. Просто заставить подростка изменить свои взгляды, интересы, ценности – дело не благодарное. Профилактическая работа будет только тогда эффективна, когда мы будем отталкиваться от интересов и потребностей самого подростка и в процессе совместного взаимодействия формировать его конструктивные взгляды, ценности, совпадающие с общепринятыми ценностями общества (здоровье, любовь, семья, дети, самоуважение, уважение окружающих, и так деле).

И, наверное, мы не ошибаемся, когда утверждаем, что профилактика употребления ПАВ предполагает пристальное внимание к подростковой субкультуре. Вот почему, на наш взгляд, работа в группе с подростками имеет такое важное значение.

Приобретая определенный опыт работы с группой (классом), мы пришли к выводу, что при профилактической групповой работе есть определенный смысл не делить класс на разные тренинговые группы по общепринятой норме человек (12 человек) – хотя бы на некоторых занятиях. Это, конечно, имеет свои минусы – сложность в управлении группой. Но в данном случае при выполнении определенных упражнений хороший эффект имеет разделение на малые группы. С другой стороны, оставляя класс в своем первоначальном численном составе, группа остается в естественном своем составе. Мы ее, то есть среду сверстников, в которой общается подросток, не реконструируем путем отбора, значим каждый участник. Наша цель – именно в таком естественном составе сделать отношения между подростками класса максимально приемлемыми и конструктивными. Мы стремимся научить путем экспериментального взаимодействия, путем игровой ситуации принимать, или хотя бы понимать ранее отвергаемого одноклассника.

Социальная адаптация ребенка, в будущем молодого человека, происходит не потом, в отсроченном “далеко”. Она начинается уже сейчас, с сегодняшней уверенности, качества и глубины осознания своей значимости, умения налаживать коммуникации в среде своих сверстников и с окружающими людьми, на настоящем, сегодняшнем своем возрастном этапе и с теми возрастными особенностями, которые имеются на данный момент у ребенка, подростка.

Так каковы же они сегодня, нынешние дети и подростки?

Говорить о том, что многих из них интересуют наркотики, было бы не правильно. Очень многие из детей имеют свои жизненные планы с ориентацией на дальнейшее обучение и получение престижной профессии. Немало школьников знают, чего хотят и стимулируют нас, специалистов, вводить новые технологии и формы работы в учебно-воспитательной деятельности. Они претендуют на уважение своего мнения и терпимое отношение со стороны взрослых к их увлечениям.

Исходя из противоречивости и столкновения данных непониманий, возникает благодатная почва формирования своего молодежного стиля жизни, своей молодежной субкультуры.

Такая субкультура имеет свои особенности. С одной стороны – это обособленность, часто демонстрация своих ценностей, отличных от ценностей старшего поколения. Это специфические идеалы, мода, сленговая речь, что старшим поколением часто расценивается как контркультура. С другой стороны – экстремальность всех этих проявлений часто не имеет под собой серьезного фундамента, культурных традиций. Вот почему наша школа так бережно относится к своим традициям.

Наиболее близкими школьными традициями учащиеся нашей школы сами называют:

- Операцию “Ягодка”, кульминацией которой является долгожданный традиционный школьный пирог. Более того, такой пирог можно смело называть традиционным, так как данный и всегда желанный вкусный приз ребята-победители получают в многочисленных мероприятиях школы.

- День рождения театральной студии “Сентябрь” - яркая иллюстрация самовыражения творческого потенциала наших детей, выступление которых вы увидите сегодня. В 2005 году данному коллективу было присвоено звание “Образцовый театральный коллектив РФ”.

- Марафон “Мой выбор” - серьезная ступенька в формировании личности учащегося. Данный марафон является традиционным ежегодным мероприятием общегородского уровня и носит акцент воспитания патриотизма не только к родному краю, но и саране.

- Осенний бал, День учителя, встреча выпускников школы, праздник микрорайона, вечер старшеклассников позволяют сократить дистанцию между подростками и взрослыми.

Данные мероприятия помогают не только детям открывать новые перспективы в свое будущее, но и нам, специалистам школы, понять и принять ценности ребят. А, понимая и принимая мир наших детей, мы передаем им наши ценности, ценности старшего поколения.

Список используемой литературы

  1. Быков А.А., Худякова Е.Н. Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа. Самара: “Практика-М”, 2002.
  2. Байкова В.Г., Брюн А.Н. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления. Москва: “ВЛАДОС-ПРЕСС”, 2003.
  3. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. Москва: “Ось-89”, 2002.
  4. Горанская С.В. Выбираю жизньё. Петрозаводск: “ПетроПресс”, 2002.
  5. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе. Под ред. Кривцовой С.В. Москва: “Генезис”, 2002.
  6. Жизненные навыки. Уроки психологии в 2 классе. Под ред. Кривцовой С.В. Москва: “Генезис”, 2002.
  7. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе. Под ред. Кривцовой С.В. Москва: “Генезис”, 2002.
  8. Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании. Под ред. В.В. Аршиновой. Творческий центр “Сфера”. М: 2004.
  9. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М: “ПЕР СЭ”, 2002.
  10. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. М: “Сентябрь”, 1999.
  11. Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Урокипсихологии в начальной школе. С-П: “Речь”, 2004.
  12. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. Москва: “ВЛАДОС”, 2003.
  13. Секач М.Ф. Психология здоровья. Москва: Академический проект, 2003.
  14. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Москва: “Генезис”, 2004.
  15. Рядом и чуть впереди. Сборник. Ноябрьск, 2004.