Открытый урок по теме: "Ролевая игра на уроках предмета технологии "Обслуживающий” труд как средство формирования отношения к трудовой деятельности в условиях производства”

Разделы: Технология


“Новое растет на трех корнях: голова, сердце, руки”.
Н.В. Касаткин

Общая цель ОО “Технология” призвана пробудить мысль, взволновать душу ребенка, дать ему в руки полезное дело и зажечь искру надежды на успех.

Цели урока:

  • формирование технологической грамотности, культуры делового общения;
  • развитие способности самостоятельно решать творческие задачи, экологического и экономического подхода к труду.

Все это способствует подготовке инициативных и умелых работников.

Задачи учителя:

  • введение нового материала;
  • систематизация и совершенствование знаний;
  • применение полученных знаний и умений в несколько измененной ситуации.

Проведение урока.

Параллельно с технологией изготовления теста, изучением свойств муки, способов и видов разрыхления теста мы создаем производственную сферу.

Теоретическая часть урока проходит в виде круглого стола – “совет”.

1. Планирование. Бизнес-план, бизнес-проект.

Бизнес-проект представляет собой генеральный замысел, общую идею, позволяющую достичь желаемой цели. На предыдущем уроке поступает заказ (от учителя) на изготовление песочного теста и изделий из него. Детям дается задание: найти рецепты песочного теста придумать оформление блюда (формы, глазурь, цвета, украшения, наполнители, добавки). а так же подготовить сообщения о свойствах муки, о сортах муки, о видах разрыхления теста по учебнику и других источников.

На основании проекта составляется план действий выполнения процедур, составляющих бизнес-операции.

2. Бизнес-план – это программа предпринимательских операций –

может быть долгосрочный, краткосрочный и т. д.;

направлен на ожидаемую прибыль, повышения статуса, имиджа, престижа.

Открываем заседание круглого стола – “совет”, где выбирается название данной “фирмы изготовителя” – “СЛАДКОЕЖКА” и распределяются обязанности.

Менеджер – управляющий, который будет следить за всеми процессами и специалистами. Он же ведет заседание.

Технолог зачитывает все принесенные детьми рецепты, выбирается самый интересный. Технологи рассказывают новый материал в виде сообщений о свойствах муки, о видах разрыхления теста, учитель помогает им в этом, знакомит с особенностями песочного теста. Разбираем поэтапно приготовление выбранного рецепта.

Назначаются ответственные “работники” на каждом этапе.

Далее выбираются:

Техник по безопасным приемам работы на каждом технологическом этапе приготовления блюда.

Техник по санитарно-гигиеническим правилам – вспоминаем и рассказываем о сроках хранения продуктов, их качестве, например, как правильно разбить яйцо(каждое яйцо проверяется в отдельной посуде по очереди ). Выбирает ответственных дежурных по кухне. Следит за теми, кто нарушает порядок.

3. Маркетинг. Деятельность, связанная с рынком (сбыт произведенного продукта).

Ф. Котлер: “Маркетинг-вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена”. Цель—изучение потребностей и спроса, организация производства, реклама товаров, завоевание рынка сбыта, вытеснение конкурентов, расширение продаж.

Чтобы наш продукт соответствовал эстетическим и вкусовым требованиям и был на вид презентабельным, нам потребуются дизайнеры.

Дизайнеры рассказывают о оформлении блюда, о формах (клиновые листочки,формы грецкого ореха, грибочки, корзиночки, желуди, цветки, рябиновые гроздья) о разноцветной глазури и помадках, наполнителях (орешках, мак, изюм и др.). Оформление всего блюда на сервировочной тарелке.

Администратор зала отвечает за сервировку стола, следит за порядком и дисциплиной.

Экономист составляет список продуктов, их стоимость, подсчитывает стоимость всего блюда (всевозможные риски).

Технолог-составитель следит за составом ингредиентов, последовательностью их использования.

Состав ингредиентов, данных учителем:

  1. 2 ст. муки
  2. 4 ст. л. сахара
  3. 2 ст. л. крахмала
  4. гашеная сода, ванилин
  5. 2 желтка
  6. 4 ст. л. какао
  7. 250 г. слив. масла.
  8. присыпки, пищевые красители, или сок ягод и фруктов, белки для украшения, стружка, орехи, изюм.

Дети добавляют свои предложения.

Данное распределение обязанностей формирует сплоченность коллектива при достижении единой цели, ответственность за свои должностные обязанности, коммуникативные отношения, микроклимат, достижение лучших профессиональных результатов.

Дети, практически, работают в системе самоуправления, лучше усваивают технологические процессы, новый материал и одновременно знакомятся с основами производства.

Позиция педагога: сотрудничество (ненавязчивое), сотворчество (идей, передача опыта, знаний, умений). Поощрение инициативы. Педподдержка в развитии творческих способностях и подведении итогов конечных целей.

Подведение итогов.

Менеджер за круглым столом (за чаепитием) заслушивает отчет каждого “специалиста (ребенка) обсуждение в коллективе качество исполнения своих должностных обязанностей. Рассмотрение ошибок, всевозможные риски при приготовлении блюда.

4. Мотивация – деятельность по активизации людей, направленная на увеличение эффективности труда и достижение определенной конечной цели.

5. Контроль — полная и качественная оценка и учет результатов.

Выставляются оценки за работу на уроке. Объявляются лучшие работники, и те, кому нужно на следующем уроке постараться.

Планирование следующего задания.

Учитель дает возможность самоуправления в учебном процессе. Дети готовят сообщения по теоретической части, ищут рецепты, дизайнерские решения, как можно больше работают самостоятельно при поддержке учителя, каждый знает свои обязанности на любом этапе технологического процесса и сам процесс.