Тема урока: "Удивительный мир положительных и отрицательных чисел"

Разделы: Математика


Цели урока.

  • Закрепить умения и навыки в действиях с положительными и отрицательными числами.
  • Развивать логическое мышление.
  • С помощью интересных форм работы повысить активность учащихся на уроке, добиться сознательного усвоения материала.

Форма урока: традиционная.

Оборудование: жетоны, карточки каждому учащемуся, кроссворд на парту каждому ученику, тест на парту каждому ученику, таблица со словарными словами, таблица с ответами для теста.

На доске вывешивается таблица:

М Р Б А У П Г А Т А
-8 40 -30 8 1 4 -3 0 -6 2

1. Организационный момент

Дорогие ребята! В течение ряда уроков мы изучали положительные и отрицательные числа и сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в удивительный мир положительных и отрицательных чисел. Обычно в путешествие берут компас, но в нашем путешествии нам помогут наши друзья: ручка, линейка, тетрадь, карандаш.

Решая разные задачи, вы можете проверить свои знания. За правильный ответ можно заработать жетон, тот, кто наберет наибольшее количество жетонов, получит титул “Лучший математик”.

В течение урока мы будем выполнять задания. При верно выполненном задании будете ставить себе 5 баллов, если вы допустите одну ошибку – 4 балла, две ошибки – 3 балла, три ошибки – 2 балла, если больше ошибок – 0 баллов.

2. Математическая разминка

На доске плакат, на котором зашифровано слово. Ваша задача разгадать слово, зашифрованное в примерах. Решите пример, найдите на таблице ответ и замените его буквой, получится имя индийского математика.

1. -10+(-20) 2. -20 + 60 3. 27 + (-19) 4. 0 – 8
5. -18 + 18 6. -8 – (- 5) 7. -3 + 10 - 6 8. 1- (-1) +2
9. 7 + (- 6) -7 10. -5 -6 -4 +5 +12    

Кто за одну минуту назовет имя индийского математика, тот получит жетон.

Таблица на доске. Ответ: слово “Брамагупта”

3. Историческая справка

Индийский математик Брамагупта живший в VII веке, пользовался отрицательными числами. Положительные числа представлял как “имущество”, отрицательные как “долг” .

Правила сложения положительных и отрицательных чисел он выражал так:

Это так трактовал индийский математик, а мы с вами пользуемся современными правилами сложения чисел: отрицательных и с разными знаками, вычитание чисел.

Сейчас мы их проверим.

4. Работа с карточкой

Один ученик работает за створкой. Задание написано заранее, затем створку открывают и проверяют.

В карточке записан номер задания , а рядом варианты ответов. Учитель читает задания, а ученики должны правильный ответ подчеркнуть.

1. Сумма двух отрицательных чисел есть число (отрицательное, положительное).

2. Сумма двух противоположных чисел равна (их сумме, нулю).

3. При сложении двух чисел с разными знаками, знак суммы совпадает со знаком того слагаемого, модуль которого (больше, меньше).

4. Чтобы из одного числа вычесть другое число, нужно (к уменьшаемому прибавить; от уменьшаемого отнять) число противоположное вычитаемому.

5. Чтобы найти расстояние между двумя точками координатной оси, надо найти модуль (разности, суммы) координат соответствующих точек.

Оцениваем себя сами, выставляя баллы.

5. Загадка

А теперь загадка, за загадку награда жетон.

Подумайте, иллюстрацией какого правила и конкретно какого примера могли бы послужить следующие рисунки.

6. Работа с учеником

№ 1051. Один ученик за створкой, остальные самостоятельно в тетради, затем открываем створку и проверяем. Верно 4 задания – 5 баллов, 1 ошибка – 4 балла,

2 ошибки – 3 баллов, 3 ошибки – 2 балла.

7. Кодовая самостоятельная работа

Написана на доске. Один за створкой решает, затем проверяют.

с У К О Р
1) Х + 3 = -14 - 17 17 11 - 11
2) Х + 3,12 = - 5,43 8,55 - 2,31 2,31 - 8,55
3) 2 – У = - 5
    9              9

3
9

1
3

7
9

-1
  3

4) – Х = - 3,5 - 3,5 3,5 0,35 - 0,35

На доске записана таблица, надо решить уравнения, отыскать ответ и взять соответствующую букву, должно в итоге получиться слово (урок).

Проверим.

Нет ошибок – 5 б,

1 ошибка – 4 б,

2 ошибки – 3 б,

3 ошибки – 2 б,

остальные – 0 б,

8. Физкультминутка

Мы можем весело шагать
По лесенке волшебной
На двух ногах
И на одной скакать
Руками весело махать
Смотреть по сторонам, кругом
С друзьями пробежать бегом
И отдохнуть потом.

9. Словарный диктант

Читает учитель, затем вывешивается таблица со словами.

Проверка по таблице:

нет ошибок – 5 б,

1 ошибка – 4 б,

2 ошибки – 3 б,

3 ошибки – 2 б.

Модуль числа, отрицательное число, координатная прямая, начало отсчета, противоположные числа, абсцисса, ордината, положительное число.

10. Тест

После того как, тест выполнили, вывешивается таблица ответов на доске, ученики меняются тестами с соседом по парте, проверяют и ставят баллы.

В–1

1) Найдите сумму - 27 и - 11
а) - 16; б) 16; в) 38; г) - 38;
2) Вычислите 17 + (-59)
а) - 76; б) 42; в) - 42; г) 76;
3) Найдите разность 18 и 59
а) 41; б) - 41; в) 77; г) - 77;
4) Вычислите 27 - (-44)
а) - 71; б) -17; в) 17; г) 71;   
5) Вычислите - 19 + |-52|
а) - 33; б) -71; в) 33; г) 71;

В–2

2) Найдите сумму - 12 и - 33
а) - 45; б) 45; в) - 21; г) 21;
2) Вычислите - 45 + 14
а) - 31; б) 31; в) - 59; г) 59;
3) Найдите разность 21 и 35
а) 14; б) - 14; в) - 56; г) 56;
4) Вычислите 43 - (-59)
а) 16; б) -16; в) -102; г) 102;
5) Вычислите |-43| + (-27)
а) - 70; б) 70; в) -16; г) 16;

 

1 2 3 4 5 c 1 2 3 4 5
c c c c c c c c c c c

Нет ошибок – 5 б,

1 ошибка – 4 б,

2 ошибка – 3 б,

3 ошибки – 2 б.

11. Кроссворд

Задание на доске.

Поработай головой, а кроссворд у нас такой.

1. Расстояние от начала отсчета до точки.

2. Знак, используемый для сравнения чисел.

3. Абсцисса и ордината.

4. Один из компонентов при сложении.

5. Один из компонентов действия вычитания.

6. Старинное название школьного курса.

Ответы. 1. Модуль 2. Меньше 3. Координаты 4. Слагаемое 5. Разность 6. Арифметика

Если в горизонтальные строчки правильно записать ответы на вопросы, то в столбце образуется имя создателя координатной прямой (в 1637 г.): Французский математик Рене Декарт.

Нет ошибок – 5 б, 1 ошибка – 4 б, 2 ошибки – 3 б, 3 ошибки – 2 б.

12. Итог

Итог подведем в виде конкурса. Задача учеников разгадать пословицу, которая в ней зашифрована. Рядом ключ к разгадке.

В таблице записаны примеры. Надо устно решить, найти ответ и заменить буквой.

Прочитали пословицу “Кончил дело, гуляй смело”.

Кто первый прочитает, тот получает жетон.

1) -(-19)
2) |-5|
3) |х| = 3
4) - 10 + (- 90)
5) - 100 + 500
6) 10 + (- 10)
7) - 200 + 0
8) 19 - 10
9) 7 - 7
10) - 5 - (- 10)
11) - 5 - 0
12) - 2 - 9
13) - 2 - (-2)
         3      3
14) - 5 - 7
         6   6
15) 400 - 100
16) - 1 - (- 1) + 2
17) 0 - (- 7) + 6
18) - 5 + 10 + 4
19) 30 -30 -6 - 4 + 10
20) 1 - х = - 4

Кто набрал

от 25 до 30 б. - оценка “5”,

от 20 до 24 б. - оценка “4”,

меньше 20 б. - оценка “3”.

Кто набрал наибольшее количество жетонов, получает титул “Лучший математик”. Д / З. № 1094, № 1101.