Открытый урок по теме: "Лесные опасности"

Разделы: Начальная школа


Программа “Зелёный дом”, “Мир вокруг нас”. Автор: А.А. Плешаков

Тема: “Лесные опасности”

Цели урока:

1. Закрепить знание правил безопасности, которые нужно соблюдать дома;

2. Выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в лесу, научить правилам безопасности на природе;

3. Развить познавательную активность учащихся и самостоятельность добывания новых знаний;

4. Воспитывать стремление заботиться о своём здоровье и сохранении своей жизни;

5. Воспитать дружеские взаимоотношения при совместной работе в группе.

Оборудование урока:

1. Названия съедобных и несъедобных ягод и грибов. Название темы.

2. Картинки с изображением бытовых предметов.

3. Картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов и ягод.

4. Игрушечный телефон.

5. Учебники ОБЖ 1 класс (2 шт.), ОБЖ 2-4 класс (4 шт.), авт. А.А. Усачёв, А.И. Березин, “Естествознание” 3 класс Н.Я. Дмитриева

Ход урока:

Оформление доски: названия съедобных и несъедобных ягод грибов. В центре название темы “Лесные опасности”. (Закрыта)

1. Организационный момент.

По оформлению доски определить, о чём сегодня на уроке пойдёт речь.

Формулируем тему. Открываем название темы.

2. Проверка домашнего задания.

На предыдущем уроке мы говорили о том, какие правила безопасности нужно соблюдать дома, чтобы нам было уютно и удобно жить в своей квартире.

Давайте повторим эти правила.

Индивидуальные задания:

Три ученика получают конверты с картинками и получают задание: рассказать, чем могут быть опасны данные предметы, и как нужно обращаться с ними.

Первый конверт: ножницы, нож, иголка, вилка.

Второй конверт: кастрюля, ковш, сковорода, поварёшка, чайник, утюг.

Третий конверт: уксус, лекарства, бытовые средства для кухни, ванны, от насекомых, для ремонта.

Общеклассная работа:

Учитель читает загадки. Дети называют отгадки и рассказывают правила безопасности, которые нужно соблюдать.

Я из дома на порог лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной, нет пути передо мной.
Я и дома - и не дома, между небом и землёй,
Отгадайте-ка, друзья, где же я? (Балкон)

Межи деревянные, а поля стеклянные? (Окна)

Дети рассказывают, что нельзя высовываться из окон, сидеть на подоконниках, свешиваться с балкона.

Кто по проводам в дом приходит к нам?
По ночам, когда темно освещает дом оно. (Электричество)

Дом на ножках, посреди окошко.
Засветится окно – появиться кино. (Телевизор)

После стирки у простынки
Он разгладит все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий, как огонь. (Утюг)

Правило: не засовывай пальцы в бытовую технику, имеющую крутящиеся детали (мясорубка, кофемолка, соковыжималка)

На четырёх ногах стою,
Ходить я вовсе не могу,
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать. (Стул)

Правило: хочешь влезть на стул или табурет, проверь, устойчив ли он.

Затем выступают дети, которым давались конверты с индивидуальным заданием.

Дети показывают условные знаки к памятке “чтобы не было пожара”.

Рассказывают и объясняют правила, которые нужно соблюдать,  чтобы предотвратить пожар.

Вспоминают как нужно вести себя, если пожар всё-таки возник.

Показывают, используя игрушечный телефон, как вызвать пожарных.

3. Работа над новым материалом.

Лесные опасности.

Учитель:

– Мы сейчас с вами говорили об опасностях, которые нас подстерегают  дома, но опасности нас могут подстерегать и в лесу.

– Давайте вместе с героями нашего учебника отправимся в лес.

– Что удивительного можно увидеть в лесу?

– А знаете ли вы, какие лесные ягоды можно есть, а какие нельзя?

– Какие грибы съедобны, а какие нет?

– Каких насекомых нужно опасаться в лесу?

– Как вести себя во время грозы в лесу?

– Что делать если ты заблудился?

– Давайте проверим, что вы знаете. Сядьте по группам. Каждой группе даётся задание.

Самостоятельная работа в группах

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

Гроза и пожар в лесу.

В лесу можно заблудиться.

Вредные насекомые.

Жалящие насекомые.

Съедобные и несъедобные ягоды.

Съедобные и несъедобные грибы.

Подготовить

Рассказ о том, как вести себя:

1) во время грозы в лесу;

2) если в лесу пожар.

ОБЖ 2-4 кл.

стр. 73

Подготовить рассказ на тему: “В лесу можно заблудиться” по плану:

1) чтобы не заблудиться

ОБЖ 1 кл. стр. 159

правило 1,2

2) Если ты заблудился

ОБЖ 1 кл. стр. 159-161

правило 3,4,5,6

3) Если не  слышно ника-ких звуков

ОБЖ 2-4кл.

Стр.58

Если долго никто не идёт

Подготовить рассказ о вредных насекомых и о том, как уберечься от укусов насекомых

“Мир вокруг нас”  стр. 103 (пчёлы, осы, шмели)

ОБЖ 2-4кл. стр. 222-225

(мухи, комары, клещи)

Разделить картинки ягод на съедобные и   несъедобные

Назвать ягоды.

Нарисовать знак  - предупреждение и сформулировать правило о том, какие ягоды можно собирать.

Подготовить  рассказ о ягоде  вороний глаз.

“Естествознание” стр. 102 

Н.Я. Дмитриева

Разделить  картинки  грибов на   съедобные и  несъедобные

Назвать грибы

Нарисовать знак - предупреждение и сформу-лировать правило о  том, какие  грибы можно собирать

Учитель там, где требуется его помощь.

Физминутка.

Усвоение новых знаний, выступление групп

1 опасность

1 группа Съедобные и несъедобные ягоды

1 ученик показывает съедобные ягоды

2 ученик показывает несъедобные ягоды; (ребята из других групп проверяют правильность ответов);

3 ученик рассказывает о ягоде вороний глаз.

Формулируем вывод: ягоды можно есть и собирать только те, которые ты знаешь. (Показывают знак предупреждение).

Картинки вывешиваем на доску рядом с их названиями.

2 опасность

2 группа Съедобные и несъедобные грибы

1 ученик показывает съедобные грибы

2 ученик показывает несъедобные грибы ( ребята из других групп проверяют правильность ответов)

Формулируем вывод: грибы можно есть и собирать только те,  которые ты знаешь. (Показывают знак предупреждение).

Картинки вывешиваем на доску рядом с их названиями.

3 опасность

3 группа Вредные и жалящие насекомые

1 ученик рассказывает о жалящих насекомых ( пчёлах, осах, шмелях) и о том, как уберечься от их укусов;

2 ученик рассказывает о вредных насекомых (мухи, комары, клещи)  и о том, как одеваться, когда идёшь в лес.

Учащиеся класса дополняют.

4 опасность

4 группа В лесу можно заблудиться

Учащиеся рассказывают по плану:

1. Чтобы не заблудиться…

2. Если ты заблудился…

3. Если не слышно никаких звуков…

4. Если долго не идут на помощь…

Учащиеся класса дополняют.

5 опасность

5 группа Гроза и пожар в лесу

1 ученик рассказывает о том, как вести себя во время грозы в лесу;

2 ученик рассказывает о том, как вести себя, если в лесу пожар.

4. Проверка усвоения знаний учащимися

Общеклассная работа

Учитель начинает правило, а учащиеся заканчивают:

1. Собирай грибы и ягоды… которые хорошо знаешь.

2. Жалящих насекомых пчёл, ос… не трогай, не тревожь.

3. Чтобы не заблудиться в лесу от родителей и друзей… не отходи, если потерял их из виду… громко кричи.

4. Грозу лучше переждать… в кустарнике.

5. Если почувствуешь запах гари то … немедленно выходи из леса и сообщи взрослым о пожаре.

5. Итог урока.

– Чему научились сегодня на уроке?

– Что нового узнали?

6. Оценка деятельности учащихся.

Даю оценку работы групп.

Выставляю индивидуальные оценки за работу на уроке.

В течение урока выдаю жетоны красного (отлично) и синего (хорошо) цвета за верные ответы.

Оценки выставляю по количеству набранных жетонов.

7. Домашнее задание.

Стр. 32-33

– Вспомнить то, о чём говорили на уроке, подготовить рассказ о лесных опасностях.