Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука

Разделы: Работа с дошкольниками


В своей работе логопеда я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для малышей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.

А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

В самом начале учебного года, на первых занятиях, дети знакомятся с весёлым мальчиком Звукознайкиным и его умными друзьями Словознайкиным, Слогознайкиным, которые “рассказывают” о том, что звуки бывают разными: гласными и согласными, как их можно различать, что из звуков получаются слова, и они тоже бывают разными: слова-предметы, слова-признаки и слова-действия, а слова состоят из частей – слогов. Понятие “звук” трудно и непонятно для дошкольников, звук можно услышать и сказать, а вот на логопедических занятиях его можно и увидеть. Правильное произношение звуков быстрее и легче запоминается с помощью “звуковых человечков” (Рисунок 1) – это “звуки-невидимки” из подготовительного дошкольного курса обучения грамоте “По дороге к Азбуке” образовательной системы “Школа 2100”. “Звуковые человечки” приходят на каждое занятие по автоматизации звука, каждый раз побуждая вспомнить: характеристику звука – почему этот звук согласный, глухой он или звонкий, твёрдый или мягкий и как правильно его произносить. А также “звуковые человечки” любят дружить, создавая слоги и слова, и таким образом, учат детей фонематическим процессам синтеза и анализа. Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук нужно дружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки-игры о “Весёлом Язычке”. 5-ти и 7-ми летним детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую книжки-самоделки “Сказки о весёлом Язычке” и картины “Весёлые полянки” (Рисунок 2), даже “гуляя” по ним неоднократно дети любят повторять артикуляционные упражнения снова и снова. Хорошо понять и запомнит то, что гласные звуки легко поются, помогает игра “Звуковые песенки зверят” (Рисунок 3), разные животные “поют” песенки: лягушка – звук А, лошадка – звук О, поросёнок – звук У, овечка – звук Э, мышка – звук И, а мишка-медведь – звук Ы (артикуляция губ зверюшек “подсказывает” их песенку-звук).

Они поют вдвоём, втроём и, наконец, их голоса звучат в едином хоре: АОУЭИЫ… Это трудно и интересно и хочется повторить, получится ли так у меня?

Вот звук уже хорошо, правильно звучит у ребёнка изолированно, но нужно закрепить, автоматизировать это правильное произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи. А это не менее 10 –15 занятий. И хочется, чтобы этот трудный и важный этап исправления речи проходил легко и интересно.

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование:

  • “Волшебной палочки”, которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.
  • Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА,

РО-РО-РО-РО-РО
РУ-РУ-РУ-РУ-РУ
РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ

А затем все 5 “песенок”-слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

  • Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
  • Игры “Проведи слог по звуковой дорожке” (Рисунок 4): одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.
  • Игры “Гласные звуки пришли в гости к согласному”, когда “звуковые человечки” встают рядом и получается слог (дети самостоятельно проводят синтез слога из звуков), а затем подружившиеся звуки – слоги могут пройти по “Звуковой дорожке”, встретится с другим слогом.

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

  • “Рыбалка”, в которой вместо удочки используется палочка с магнитом, а вместо рыбок – картинки с заданным звуком. Поймав “рыбки” – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.
  • Не менее интересна игра “Веер”, на каждом пёрышке которого наклеены картинки с заданным звуком. Эта игра позволяет не только добиваться правильного произношения слов, но и развивает память – нужно запомнить и повторить слова в их разных сочетаниях.
  • Игра “Построй домик” из кирпичиков, на которых предметные картинки с заданным звуком и со звуками близкими ему по артикуляции, позволяет проводить одновременно с автоматизацией заданного звука его дифференциацию с другими звуками. Ведь нужно выбирать только кирпичики с нужным звуком и объяснить, почему другие кирпичики не пригодились.
  • На этом же принципе автоматизации и дифференциации звуков строятся и другие игры: “Собери цветочек” (выбирая лепестки со звуком Р), “Солнышко” (подбирая лучики со звуком Ш), “Собери бусы” (нанизывая бусинки со звуком Л), “Собери грибы в корзинку” (со звуком Ж), “Украсим ёлочку”, наряжая её, игрушками (со звуком С. Рисунок 5).

Спустя несколько занятий, детям легко сказать звук правильно, если он самый первый в слове или хотя бы последний, а вот если он в середине слова – это трудно, потому что дети с нарушенным фонематическим восприятием не всегда точно представляют, где же нужный звук находится. Для развития фонематического восприятия звуков полезна игра со Звукоедом (Рисунок 6), который “похищает” звук из слова, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла...а – глаЗа, к...от – кРот, Алёну...ка – Алёнушка… Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем Звукоедом. Дети с нетерпением ждут новых встреч с ним.

Для развития фонематического восприятия и слуха также используются игры:

  • “Носики-хвостики”, “Ёжик бежит по дорожке” (Рисунок 7), “Пуговка”, “Сигнальщики”. Все эти игры позволяют определить место звука в составе слова: первый он, последний или в середине слова.
  • “Волшебная карусель”. Вращающаяся стрелка останавливается напротив одного из символа звуков, ребёнку нужно придумать слова, начинающиеся на этот звук, слова в которых есть этот звук.
  • “Магазин”. В ходе игры дети “покупают” предметы (предметные картинка) на деньги-символы звуков.
  • “Собери слова в корзинку”. У детей корзинки с символами звуков, в которые они должны собрать слова с соответствующими звуками.
  • “Ворота”. Дети руками перед грудью изображают закрытые ворота. Во “двор” можно “пропускать” только слова с заданным звуком. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они “пропустили во двор” и др.

Работая над автоматизацией звука в предложениях, я часто использую эффективную и полезную игру “Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть “дружными” (согласованными), в конце предложения нужно ставить какой-то знак: . ! ? Дети запоминают жестовый показ знаков: точка – сжатый кулачок, восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рук, вопросительный знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса. Таким образом, не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях, но и проводится работа по профилактике дисграфии.

На этом этапе автоматизации “приходят” на занятия гости, чаще всего это Незнайка (используется кукла Незнайка,“Письмо от Незнайки”, “Незнайкина тетрадка”) и Василиса Премудрая( кукла на руку).

Незнайка всё время ошибается – в его предложениях слова не дружат (Рома рубить дрова. Егорка кувырком скатиться с горка.), или слова стоят не на своём месте: Кошка съела мышку. У шубки красивая Маша. Дети помогают Незнайке исправить ошибки, объясняя, что они сделали: “подружили” слова в предложении, поставили слова по порядку.

А Василиса Премудрая любит умных-разумных детей и поэтому загадывает им загадки и просит выполнить трудные задания: закончить предложение, подсказав последнее слово по картинке, самостоятельно придумать предложение по картинке или с заданным словом, собрать разрезанную картинку и придумать предложение, сделать схему предложения.

И вот, наконец, дети довольно неплохо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе (дети любят манипулировать этими персонажами и с большим интересом вспоминают содержание рассказа), пересказы-драматизации, стихи-драматизации (т.е. по ролям), диалоги с пальчиковыми куклами, пальчиковый театр, и придуманные и сделанные мною книжки-говоришки: “ Коротышки и Звук Л”, “Как звук Р к нам попал”, “Путешествие в Москву со звуком С”, “День рождения Маши” (Рисунок 8).

Рассматривание такой книжки является итоговым занятием по автоматизации звука. Разглядывая картинки и выполняя различные задания, дети повторяют, закрепляют знания о звуке и правильно его произносят последовательно: изолированно, в слогах, в предложениях и связной речи. Каждая “книжка-говоришка” объединена одним сюжетом – историей, что создаёт целостную картину восприятия материала.

Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна.