Урок астрономии в 11-м классе. "Солнечная активность"

Разделы: Физика


Цель урока:

  • Ознакомить учащихся с проявлениями солнечной активности в виде пятен, протуберанцев, факелов;
  • Сформировать общие представления о пятнообразвательной деятельности Солнца, о цикле солнечной активности, используя новейшие научные данные;
  • Развивать основы видения взаимосвязи и взаимообусловленности явлений природы, проблем интеграции физики и астрономии;
  • Развивать навыки работы с информацией.

Основные умения, вырабатываемые в процессе урока:

  • Умение по фотографиям определять размеры пятен и протуберанцев, сравнивать их с размерами Земли;
  • Умение определять степень солнечной активности по различным параметрам;
  • Умение использовать методы ТРИЗа (метод синектики, метод гиперболизации, метод “если бы”, мозговой штурм) для познания закономерностей природных явлений.
  • Умение использовать современные компьютерные технологии в процессе познания окружающего мира и переработки информации.

Необходимые материалы и литература:

Данная тема соответствует третьему уроку по теме “Солнце и звёзды” по планированию к учебнику Е. П. Левитана “Астрономия – 11”, § 19 “Строение атмосферы Солнца”.

Урок желательно проводить в компьютерном классе, так как организовать проведение исследовательской лабораторной работы и создание компьютерной презентации темы урока силами учащихся удобнее при наличии необходимого количества компьютеров. Возможность выхода в Интернет облегчит подготовку необходимого материала к работе.

Используется информация, полученная в Сети по следующим адресам:

http://antwrp.gsfc.nasa.gov/apod/astropix.html – астрономическая картинка дня “Astronomy Pikture of the Day”. Этот сайт организован по датам. Обратить внимание учащихся, что цифры в электронном адресе соответствуют датам.

http://sohowww.sel.noaa.gov/solar_images/lmagelndex.cgi/ - архив фотографий Солнца.

http://www.chat.ru/~aryback/ - сайт “Солнечное обозрение” поможет учащимся сделать вывод о степени солнечной активности.

Если доступ к сети Интернет ограничен (как в данном случае), то надо заранее необходимые материалы и фотографии скачать и поместить на Рабочем столе каждого компьютерного места в папку “Солнце”. Туда же можно поместить задания исследовательской лабораторной работы.

Желательно при подготовке к уроку настоятельно советовать учащимся использовать не только материал учебника, но и справочные данные “Астрономического календаря школьника”, статьи энциклопедии “Аванта +”, “Энциклопедию юного астронома” и другую доступную научно-популярную литературу, которую можно принести в класс на урок.

Для учителя дополнительно:

  • Воронцов-Вельяминов М. М., “Методика преподавания астрономии в средней школе”, (пособие для учителя) - М.: Просвещение, 1995 г.
  • “Золотая рыбка в Сети Интернет”, практическое руководство по использованию Интернет-технологий в средней школе, под ред. Ольховской Л. И.

Для “мозгового штурма” необходимы листочки самоклеющейся бумаги жёлтого цвета.

Желательно самого подвижного и эмоционального ребенка попросить стать координатором-помощником, он же поможет смонтировать презентацию класса из отдельных кадров, поможет управлять мультимедийной установкой при смене кадров, тогда учитель сможет не отвлекаться на эти “мелочи”, хотя это совсем не обязательно, всё зависит от темперамента и подготовки учителя.

План урока:

  1. Орг. момент 1-2 минуты.
  2. Актуализация знаний по теме “Солнце” 4 минуты.
  3. Получение и закрепление основного материала в ходе подготовки и проведения лабораторной работы и компьютерной презентации “Солнечная активность” 20 минут.
  4. Контроль усвоения и рефлексия 15 минут.
  5. Инструктаж по выполнению домашнего задания 4 минуты.

Ход урока:

Кадр № 1 из приложения 1 презентация “Солнечная активность”. Последние два урока посвятили изучению строения Солнца и выявлению процессов, происходящих в активных областях Солнца.

Кадр №2 презентации - “Детский рисунок”, строки песни.

Кадр № 3

- Какие ассоциации, связанные со словом “Солнце”, возникают у вас? (координатор-помощник на доске записывает столбиком предложенные слова и выражения).

Кадр № 4. А это мнение двух поэтов:

В дали зеркальной, огненно-лучистой,
Закрывшись тучей
И окаймив дугой её огнистой,
Пунцово-жгучей,
Огромный шар, склонясь, горит над нивой
Багрянцем роз.

Андрей Белый.

Прекрасно светишь ты
на небосводе,
О, Атон, живущий,
начавший жизнь!

Эхнатон

Кадр № 5

- Почему образ Солнца по-разному трактуется жителями Земли? (выясняем: это зависит от

- от свойств личности, условий существования;

- от деятельности Солнца (полезное или вредное).

(К обсуждению этого вопроса ещё вернемся.)

Кадр № 6. “Мозговой штурм” (работа в группах на листках самоклеющейся бумаги жёлтого цвета):

- Приведите три аргумента, в связи с которыми современные астрономы пристально изучают Солнце.

По результатам координатор-помощник оформляет на доске симпатичное “солнышко”, лучами которого являются листки, где сформулированы аргументы учащихся.

Сегодня мы будем изучать Солнце как настоящие ученые-естествоиспытатели, причём используя фотографии, полученные с помощью специальных солнечных телескопов - коронографов.

Фотографии получены в ультрафиолетовом, рентгеновском и гамма-диапазоне и размещены в Сети на сайте “Солнечное обозрение”.

Кадр № 7. Исследовательская лабораторная работа:

“Изучение проявлений активности Солнца”

Кадр № 8. Цель работы.

Ход лабораторной работы

Материалы помещены в папке “Солнце” (см. Приложение 2) на Рабочем столе каждого компьютера.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Защита проекта “Самое, …. (красивое, необычное, удобное для наблюдения, поэтичное) явление, характеризующее активность Солнца и его влияние на жизнь на Земле” и обсуждение результатов, полученных в ходе исследования фотографий Солнца и дополнительных материалов по ссылкам в заданиях или личной инициативе - одни из наиболее эмоциональных, наиболее деятельных минут урока, так как здесь очень важно напомнить о культуре проведения общественных дебатов, о необходимости уметь услышать мнение другого человека, об уважении прав дискутирующих личностей.

Ряд заданий творческого характера, с одной стороны, поможет снизить накал эмоций (если это необходимо), переключившись на другой вид деятельности, даст возможность самовыражения детям с артистическими способностями, с другой стороны, позволит проконтролировать усвоение основных понятий темы.

Задание (используется метод ТРИЗа “метод образной картины”)

Изобразите Солнце

  • в 1980 году
  • в 2000 году

(По графику “Циклы солнечной активности” надо определить характер солнечной активности. Солнце в 1980 г – спокойное, в 2000 г. – активное)

  • протуберанец,
  • солнечное пятно.

Задание (используется метод ТРИЗа “если бы …”, метод “гиперболизация”)

Что происходило бы на Земле, если Солнце было бы:

  • более активное (менее стабильное)?
  • более стабильное?
  • больших размеров?
  • меньших размеров?
  • расположено дальше?

Рефлексия:

Чему научились? Что узнали нового?

Какие качества, какие умения и навыки пригодились в ходе работы на уроке?

  • Природа не делит свои законы на законы физики и законы астрономии. Обе науки изучают явления природы в процессе познания окружающего мира, используя известные закономерности и научные методы.
  • Явления природы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
  • “Вред” и “польза” Солнца относительны, как относительно все в окружающем мире.
  • Мы ценим и уважаем деятельность Солнца, как самый дорогой дар Природы. Недаром самых дорогих сердцу людей называем: “Солнышко ты моё!”