Интегрированный курс "Дизайн информации"

Разделы: Физика, Информатика


…Творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные, добытые раньше, становятся средством познания, освоения, преобразования мира… (В.А. Сухомлинский)

Актуальность:

Эпоха научно-технической революции в корне изменила представление о мире, захлестнув общество потоком разнообразной информации. В наши дни информацию рассматривают как источник ресурсов наравне с трудом и капиталом, а информационные системы и технологии - как средство повышения производительности и эффективности труда. Информация и все, что с ней связанно, играет решающую роль во всех жизненных сферах. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм - вот главные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе.

В информационном обществе необходимо овладевать информационной культурой, причем делать это надо с раннего детства. Сегодняшние школьники предпочитают работать с готовым пакетом информации. Но к уровню образованного человека предъявлены три группы требований. Одним из требований является умение воспринимать и перерабатывать информацию.

Лучшим способом выработки умения воспринимать и перерабатывать информацию является работа по подготовке информации для другого пользователя. При этом школьники задают определённый порядок изложения информации, правила; осознают их необходимость. С другой стороны такая деятельность предполагает развитие творческих способностей, содействует приобретению самостоятельного мышления. Развивает умение самому находить ответы на возникшие вопросы и принимать нужное решение.

Современному человеку необходимо владеть потоком информации. Обладание информацией движет человека к совершенству. Умение применить информацию делает человека совершенным, культурным.

Одно из значений термина "культура" может быть понято как уровень развития творческих сил и способностей человека. Культурой определяются знания и умения, профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрения, способы и формы взаимного общения людей. Личная культура человека определяется, во-первых, уровнем его умственного развития, а во-вторых, характером его профессиональной или творческой деятельности.

Быть хорошим специалистом в своей области еще не означает быть высококультурным человеком. Для этого необходим соответствующий уровень эстетического и нравственного развития, владение искусством общения.

Будучи важнейшей составляющей культуры в целом, информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека.

Школа ВДЦ "Океан" имеет следующие особенности:

  • временный детский коллектив (в среднем каждую смену в школе обучается 550 детей);
  • кратковременный процесс обучения (2-3 недели);
  • дети обучаются по разным учебным программам;
  • учащие имеют разный уровень подготовки по предмету (дети из общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей, специализированных классов);
  • обучение без домашнего задания;
  • в классах обучаются представители различных национальных школ (Бурятии, Агинского-Бурятского Автономного Округа, Республики Саха (Якутия), Усть-Ордынского Бурятского Автономного Округа, Хакасии и других).

В связи с этим, перед учителем школы ВДЦ “Океан” ставятся следующие задачи:

  1. Умение ориентироваться во всех основных вариантах учебно-методического обеспечения базового уровня образования по предмету.
  2. Поддержание первоначального интереса учащихся к предмету.
  3. Обеспечение прохождения программного материала, который приходится на конкретную смену.
  4. Сохранение уровня учебной подготовки учащихся.
  5. Расширение и повышение знаний учащихся, развитие у них умений, навыков, творческих способностей.
  6. Создание условий комфортного обучения для каждого учащегося, т. е. позволяющих учащимся работать по своим программам и темам, чтобы не отставать от одноклассников.

Цель: обучить ребят находить, воспринимать, обрабатывать, оформлять и демонстрировать информацию.

Задачи:

  • обеспечить осознанное владение детьми основами знаний об информации, способах передачи и использования информации;
  • развивать теоретический, творческий, логический, операционный способы мышления;
  • формировать у детей знания, умения и навыки рационального использования новых информационных технологий в учебной и будущей профессиональной деятельности;
  • формировать умения планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств;
  • развивать творческие способности и эстетические вкусы детей;
  • развивать коммуникативные навыки ребят;
  • повышать их культурный уровень.

Основные принципы воспитания и обучения спецкурса:

  1. Индивидуально-личностного подхода: содействовать осуществлению права ребенка выбирать самому направление самореализации, саморазвития, самоутверждения с учетом его внутреннего развития.
  2. Рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.
  3. Творческой активности: развитие образного мышления, доверия к себе, уверенности в своих силах.
  4. Целостно-смыслового равенства: дети по собственному желанию выбирают тему проекта, подбирают для него необходимый материал и вместе с педагогом реализуют его.
  5. Культуросообразности: знакомясь с различной информацией дети узнают о культуре, традициях разных народов, учатся культуре общения.
  6. Природосообразности: учет возрастных, физиологических, психологических особенностей детей, а также особенностей национального характера.
  7. Постоянный поиск новых форм работы и совершенствование технологий.

Методы обучения и воспитания: беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, самоанализ, групповая и индивидуальная работа и др.

Возраст участников спецкурса: 14-17 лет.

Формы проведения занятий: беседа, тестирование, работа с различными источниками информации (книга, периодическая литература, видео, интервью), практическая работа.

Технические средства: персональный компьютер, сканер, цветной принтер, цифровая фотокамера, видеомагнитофон, видеопроектор.

Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Paint, Adobe Photoshop, Page Marker, коллекция картинок, фотографий и другие программы.

Количество занятий: 10 по 45 мин.

Предполагаемый результат: демонстрация презентаций на экранах мониторов или большом экране.

Вводное занятие
Компьютерный дизайн

Цели:

  • познакомить ребят с понятием компьютерный дизайн и некоторыми программами, которые можно использовать при оформлении чего-либо;
  • познакомить учащихся с профессиями: дизайнер, корреспондент, журналист, фотокорреспондент, видеооператор, редактор и др.;
  • познакомить ребят с готовыми детскими проектами;
  • формировать у ребят положительное отношение к художественному творчеству на компьютерах;
  • выявить ребят уже имеющих навыки работы в графических и текстовых редакторах;

Форма проведения: беседа, тестирование, демонстрация, работа со словарями.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.
  2. Знакомство с детьми.
  3. Беседа "Дизайн и профессия дизайнера".
  4. Работа со словарями (Найти значения слов: дизайн, дизайнер, корреспондент, фотокорреспондент, редактор, журналист и др.).
  5. Обобщение найденных терминов.
  6. Тестирование "Как найти "свое место" в жизни" [6].
  7. Демонстрация имеющихся проектов.
  8. Итоги.

Занятие 2
Проект (Как разработать и подготовить проект)

Цели и задачи:

  • познакомить ребят с понятиями: проект, культура общения, интервью;
  • определить темы детских проектов (презентаций);
  • формировать навыки культуры общения (беседу может провести педагог-психолог).

Форма проведения: беседа, тренинги.

Ход занятия:

  1. Орг.момент.
  2. Беседа "Проект. Как составить проект".
  3. Выбор тематики проектов.
  4. Тренинги "Культура общения".
  5. Итоги.

Занятия 3 - 4
Первые шаги (работа по группам)

  1. Сбор информации. Разработка проектов презентаций (учитель физики).
  2. Презентации и их создание (учитель информатики).

Цели: развивать навыки работы с информацией; научить учащихся создавать слайды.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятием информации, видами информации, способами получения информации;
  • учить детей находить информацию с помощью различных источников (книги, средства массовой информации, видео, беседа с респондентами);
  • познакомить учащихся с понятиями: презентация, слайд, анимация;
  • формировать у учащихся умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели, при помощи определенного набора средств;
  • учить строить информационные модели для описания объектов;
  • развивать умение устанавливать признаки, свойства при формировании понятий, проводить анализ, синтез, сравнение;
  • раскрыть значение новых информационных технологий в развитии современного общества;
  • развивать художественные вкусы и творческие способности учащихся;
  • развивать навыки работы с устройствами ввода-вывода информации.

Форма проведения: практическая работа, работа с различными источниками информации.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.
  2. Посещение библиотеки.
  3. Работа с литературой, видеосюжетами, респондентами.
  4. Разработка плана презентации.
  5. Физкультминутка.
  6. Понятие презентации. Как создавать слайды.
  7. Итоги.

Занятия 5-8
Создание презентаций (сбор информации, обработка информации, создание слайдов - работа в группах)

Цели и задачи:

  • развивать навыки работы с различными источниками информации;
  • развивать навыки работы с устройствами ввода-вывода информации;
  • развивать творческие способности детей, их эстетические вкусы.

Форма проведения: работа с источниками информации, практическая работа на компьютере.

Ход занятия:

  1. Орг.момент.
  2. Работа с источниками информации (редактирование собранной информации).
  3. Практическая работа "Создание слайдов".
  4. Физкультминутка.
  5. Итоги занятий.

Практическая работа. Поиск и отбор информации для презентаций (темы презентаций дети определяют самостоятельно). Создание и редактирование презентации, состоящей из нескольких слайдов, включая титульный лист.

Предполагаемые темы проектов:

1. Сборник "Физика человека":

  • Человек и тепловое воздействие
  • Механическое воздействие на человека
  • Электромагнитное воздействие на человека
  • Радиационная безопасность
  • и другие темы по предмету.

2.* "Океанский калейдоскоп":

  • "Литературное творчество океанцев"
  • Странички истории

3.* Традиции и культура народов России.

Регионы России (откуда в "Океан" приезжают дети) и др.

Примечание: * данный интегрированный курс можно использовать с другими учебными предметами и (или) как элективный курс и во внеучебное время (как кружок, факультатив и т.д.)

Занятия 9-10
На пути к финишу

Цели и задачи:

  • учить детей монтировать и демонстрировать презентацию;
  • учить детей проводить анализ работ других детей и своей работы.

Ход занятий:

  1. Орг. момент.
  2. Редактирование работ.
  3. Монтаж презентаций.
  4. Демонстрация презентаций.
  5. Анализ работ.
  6. Итоги.

Практическая работа (монтаж презентаций, демонстрация презентаций для своей группы, анализ получившихся проектов).

Одна из работ, выполненная на занятиях спецкурса прилагается.

Используемая литература:

  1. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986.
  2. Информатика 10-11 класс / Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб: "Питер", 2001.
  3. Карелова Е.И., Шумихина Т.А. Учебно-методический комплекс "Интернет-технологии - образованию": Основы информационных технологий для учителя. Лабораторный практикум. - М.: Федерация Интернет Образования, 2002.
  4. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1983.
  5. Патрушев В. Секреты видео.
  6. Рожков М.И., Волохов А.В. и др. Познай себя. - Научно-практический центр Совета СПО-ФДО, 1993.
  7. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. - СПб.: "Дуэт", 1994.
  8. Современный словарь по культурологии. - Мн.: "Современное Слово", 1999.
  9. Современный энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. - М.: Современная энциклопедия, 1983.
  10. Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель Adobe Photoshop 7. - СПб.: БХВ - Петербург,2002.
  11. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.