Внеклассное мероприятие по математике в 6-м классе "Физико-математическое ралли"

Разделы: Математика, Физика


Цели:

- развитие интереса к предмету;

-демонстрация учащимся возможностей математики, ее связи с физикой,  техникой;

-пропедевтика физики;

-развитие у учащихся познавательного интереса.

Условия игры:

1. Класс разбивается на 3 экипажа по 10 человек.

2. Экипажам предстоит пробег по местности с множеством  препятствий.

3. Трасса гонок определена жюри и обязательна для всех.

4. Побеждает тот экипаж, который наберет больше очков, пройдя по всей трассе.

Девиз гонки: Торопись – медленно!

Оформление кабинета: 1. На доске вывешивается плакат с изображением трассы гонки, портреты ученых физиков и математиков.

2. Для каждой команды отдельный стол, на котором   визитная карточка экипажа с изображением гоночного  автомобиля.

Жюри: В состав входят старшеклассники, учителя физики и математики.

Конкурс ведут учитель математики и физики.

1. Старт.

Презентация каждой команды.

Проверяется готовность экипажа к старту. Объявляется 5 минутная готовность:

Необходимо разгадать кроссворд.

Побеждает тот экипаж, который первым даст верный ответ.

2. Первый этап: ”Проверка местности!”

А) На доске записаны задания для каждого экипажа. Члены экипажа по очереди выбегают к доске и решают одно задание.

Команда А. Запиши пропущенные числа в равенствах.

2мм = ? см = ? дм = ? м.

250м = ? км.

2см3 = ? дм3 = ? м3.

35см3 = ?дм3 = ? м3.

Команда Б. Запиши пропущенные числа в равенствах.

12г = ? кг; 35кг = ? ц; 450кг = ? ц = ? т ;

240см2 = ? дм2 = ? м2; 56м2 = ?а; 78а = ? га.

Команда В. Запишите пропущенные числа в равенствах.

7га68а = ? га; 3а25м2 = ? а; 15а40м2 = ? га; 6т500кг = ? т;

8т9ц = ? т; 4ц38кг = ?т.

Б). В физике используется различные величины: масса, скорость, сила. давление.

Все они имеют свои единицы измерения. Вам надо их назвать. Например: длина – метр. Учитель физики показывает карточку v, ученики называют (масса – кг, г, т, мг. Время – ч, с, мин, сутки, год. Температура – градус. Объем – м3, дм3, см3, мм3, л, мл. площадь – м2, см2, дм2, мм2, а, га.)

3. Второй этап: “Гонка по пересеченной местности”.

Каждой команде необходимо решить ряд задач и в таблицу занести букву ответа каждой задачи по порядку. Если все верно, то в таблице из букв получается фамилия ученого физика или математика.

Каждый экипаж получает пакет с задачами и таблицей. Весь экипаж участвует в решении задач. Побеждает тот экипаж, который быстрее всех и верно решил задачи. Учитель физики называет фамилии ученых и обращает внимание участников на их портреты, не много рассказывает о каждом.

Команда А. 1. Ракета пролетела 14 км за 4секунды. За какое время ракета пролетит путь, равный 24,5 км?

2. Мальчик идет со скоростью Какой путь он пройдет за  часа?

3. Вычислите среднюю скорость лыжника, прошедшего путь 20 км за 3 часа.

4. Автомобиль равномерно движется с запада на восток со скоростью 60 км/ч. Изобразите отрезком со стрелочкой скорость автомобиля (масштаб: 0,5 см – 10 км/ч).

5. За один час лыжник пробегает 12 км. Сколько км он пробежит за часа?

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА

Номер задания 1 2 3 4 5

Буква ответа А М П Е Р

ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ

Р). 10 км. П). 6км/ч. А). 7 секунд. М). 3,6 км или км.

Е) вектор длиной 3см направлением с запада на восток.

Команда Б. 1. Вы опаздываете на поезд. До станции 2 км по утрамбованной  дороге, по которой вы можете двигаться со скоростью 5 км/ч, или 1,6 км по лугу, где скорость меньше – только 4 км/ч.

Какой путь вы выберете?

2. За 5ч30мин велосипедист проделал путь 99км. С какой  средней скоростью двигался велосипедист?

3. Вычислите среднюю скорость движения пешехода,  кавалериста, танка (Т-34), пассажирского самолета (ИЛ-62),  если путь в 20 км они проходят соответственно за 5ч, 2ч,  22 мин, 1,4мин.

4. Муха летит со скоростью 18 км/ч. Выразите эту скорость в метрах в секунду.

5. Автотурист проехал в первый день намеченного пути, а во второй – оставшуюся часть. Какой путь автотурист проехал в первый и какой путь во второй день, если  известно, что в первый день он проехал на 80 км меньше, чем во второй?

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА

НОМЕР ЗАДАНИЯ 1 2 3 4 5

БУКВА ОТВЕТА Э Й Л Е Р

ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ.

Е). 5м/с. Й). 18 км/Ч. Э). Все равно. Р). 160км, 240км. Л). 4км/ч,

10км/ч, 54 км/ч, 857км/ч.

Команда В. 1. С какой скоростью должен ехать велосипедист, чтобы проехать 25,1км за 2 часа?

2. Скорость зайца 15м/c, а скорость дельфина 72км/ч. Кто из них имеет большую скорость?

3. За один час лыжник пробежал 12км. Сколько км он пробежит за часа?

4. Голубой кит способен развивать в воде скорость до 20 узлов (узел – это скорость, равная 1,862 км/ч). Моторная лодка МКМ может развивать скорость до 30 км/ч. Выразите скорость моторной лодки в узлах (с точностью до 1 узла) и узнайте, какую часть скорость моторной лодки составляет от скорости голубого кита?

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА

НОМЕР ЗАДАНИЯ 1 2 3 4

БУКВА ОТВЕТА Г Е Р Ц

ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ.

Е). Дельфин. Ц). или 0,8. Р). 9 км. Г). 12,55 км/ч.

4. Третий этап. Конкурс капитанов. Движение по трассе увлекательное и сложное дело. В пути бывает все! Внезапная остановка! Движение вперед зависит от правильности выбора капитана.

Учитель физики: “Мы говорили о величинах и их единицах измерения, а теперь поговорим об измерительных приборах. Я буду называть прибор, а вы единицу измерения и величину. Например: линейка – длина – см, м и тд. Побеждает тот капитан, который дал больше всех верных ответов.

5. Четвертый этап. За время гонки экипажи очень устали. Необходим отдых.

Экипажам предлагается половить рыбку, но не простую!

Конкурс: ”Математическая рыбалка”.

Помощники держат занавес. По одному участнику от каждого экипажа ловят удочкой с магнитом на конце рыбку, к которой прикреплена задача. За каждую пойманную рыбку прибавляется один бал. Задачу решает вся команда. Решение показывается на доске.

Задачи к рыбалке.

А). В банку, имеющую форму прямоугольного параллелепипеда, хозяйка насыпала сахарный песок. Сколько стаканов сахарного песка поместилось в банке, если объем стакана 250 см3 и размер банки см?

Б). Найдите массу мраморного бруска, размер которого см, если масса 1дм3 мрамора равна 2кг700г. (Ответ выразить в килограммах).

В). Минутная стрелка часов на здании Московского университета имеет длину 4,13 м, а часовая стрелка 3,70 м. Какой путь пройдет конец минутной стрелки в течение часа? Какой путь пройдет конец часовой стрелки в течение 12 часов? (Ответ округлить до сотых).

Г). Космический корабль движется по круговой орбите вокруг Земли и находится на высоте 330 км от ее поверхности. Какой путь проделает космический корабль за один оборот вокруг Земли? (Радиус Земли приближенно равен 63770 км. Ответ округлите до десятков).

Д). На плато Ла – Манча построена солнечная ветроэлектростанция. Она представляет собой круглую теплицу диаметром 250 м, крутую пластиковой пленкой. Какую площадь занимает эта теплица?

Е). Для того чтобы была достаточной освещенность каюты океанического лайнера, площадь иллюминатора, имеющего форму круга, должна быть не меньше 12,56дм2. Найдите, каким должен быть при этом диаметр иллюминатора?

6. Пятый этап. Учитель физики: “Мы повторили необходимый материал, чтобы выполнить последнее задание. Это коллективное дело в физике называется – лабораторная работа”. Каждому экипажу выдается брусок, измерительные приборы, бумага. Нужно измерить объем детали, сделав необходимые измерения.

Итог. Жюри подводит итоги. Награждаются победители.