Есть в травах и цветах целительная сила…

Разделы: Биология


Задачи:

  • изучить типичные, широко распространенные лекарственные растения, учить распознавать и определять эти растения, развивать понятия по систематике;
  • познакомить с лекарственными растениями родного края (республика Хакасия);
  • продолжить формирование практических умений и навыков работы с учебником и дополнительной литературой, через поиск дополнительного материала, фактов к темам урока;
  • воспитание чувства гордости за богатства малой родины, эстетического чувства прекрасного через красоту лекарственных растений.

Оборудование:

таблицы с лекарственными растениями, таблица “Структурное строение растения”, корзинка, костюмы, сборы лекарственных растений (фиточаи, грудные сборы, сборы) рецепты салатов, витаминных чаев, гербарные экземпляры лекарственных растений.

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех умеющих их тайну разгадать….

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Звучит музыка

Актуализация знаний:

Учитель: “…Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание: “Иди и принеси все то, чем ты будешь лечить”. Ученик вернулся через неделю и сказал учителю: “Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной.

Как вы думаете почему?

Ответы уч-ся:

Учитель: ученик сказал: “…., потому что … я не в состоянии принести все то, что может излечивать, так как в природе каждый минерал, каждое растение, каждое животное целебны”.

II. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы поговорим о растениях.

Тема урока: (проговаривается), запись в тетрадях темы урока

Эпиграфом к уроку послужат такие слова:

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать…..

Учитель: Впервые упоминания о лекарственных растениях стали известны из сочинения Диоскрита “О лекарственных травах”, в котором содержится описание более 600 растений и рецепты их применения, написанного в древние века. Именно с тех времен известен человеку сад Артемиды.

Как вы думаете, что это был за сад? Почему его называли волшебным?

Ответы уч-ся:

Учитель: Волшебный сад Артемиды – это сад – фармакон, где по легенде росли целебные и ядовитые растения. Этот сад был в легендарной Колхиде на Кавказе. Слово “фармакон” обозначает одновременно – “лекарство”, “яд” и “колдовство”. Так что мы вполне можем сказать, что сад Артемиды – это лекарственный сад.

(Запись в тетради слов – фармакон, сад Артемиды)

В наше время существуют специальные плантации лекарственных растений. И именно с этих плантаций лекарственные растения попадают в аптеки.

Сценка

Звучит музыка

(Травница собирает растения, кладет их в корзину)

Прохожий: (удивленно) Что делает эта девочка? Подойду поближе …. Хорошая погода сегодня, не правда ли?

Травница: Да, хорошая для того, чтобы травы собирать.

Прохожий: Травы собирать?

Травница: Ну, разумеется, ведь в дождь это делать нельзя. Собранные во время ненастья травы теряют свою целительную силу.

Прохожий: А что за траву вы собираете и как ее используете?

Травница: (подойдя к доске, показывает на плакате с частями растения)

Корни валерианы от болезней сердца,
Трава крапивы для блеска волос
Листья ноготков для улучшения структуры ногтей
Плоды шиповника от гриппа

(Актеры получают красные жетоны)

Учитель: Есть такое выражение “Подобное лечиться подобным”. Иногда это выражение справедливо и в буквальном смысле. Ломкие ногти полезно подержать в отваре из ноготков, грецкий орех похожий на головной мозг, улучшает работу мозга.

Интересно, а как первый человек узнал, что растение лекарственное?

Учитель: Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров, заболели. Вам надо подлечиться. А растения вокруг вас незнакомые. Что вы будете делать, как будете действовать?

Ответы учащихся:

Учитель: Люди наблюдали за животными и видели, что больные животные ели, определенные растения. Вспомните, если вы выезжали на дачу или в деревню с кошкой. Наблюдали за ней, то видели, что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка домашняя, то она часто пытается обкусывать или съедает комнатные растения. Такое их поведение показывает, что есть потребность в растениях.

Учитель: Растений в природе огромное количество, но мы, живя в Хакасии, пользоваться теми растениями, которые далеко не можем. Кроме того, ученые давно заметили, что человеку полезнее те растения, минералы, которые его окружают, как и климат и погода. Потому что мы, а чаще наши родители выросли здесь. Поэтому нам полезнее использовать те растения, которые растут вместе с нами.

Игра

Звучит музыка

Учитель: Ребята, теперь мы с вами поиграем.

Вы делитесь на команды по 4 человека (2 парты; раздать листки, засечь время 3-5 минут).

Задание: вы должны за 5 минут записать как можно больше лекарственных растений, которые вы знаете в левой колонке.

Итог:

1. Отложили ручки, взяли карандаши. Каждая команда называет число лекарственных растений.
2. Начинают зачитывать та команда, у которой меньше всего лекарственных растений. Другие команды в это время вычеркивают совпавшие лекарственные растения.
3. Те команды, которые уже зачитали список, вписывают карандашом те растения, которых у них нет.
4. Команда, у которой больше всего лекарственных растений дается красный жетон, остальные команды – зеленые жетоны.

С какими растениями вы знакомы и могли бы рассказать о самом растении? (3 примера)

Ответы учащихся: Чистотел, полынь, одуванчик или другие на выбор.

Учитель: Ребята, чтобы лучше запомнить те лекарственные растения, о которых мы услышим сегодня, вы должны заполнять таблицу. Она называется использование лекарственных растений. В ней 2 колонки:

Использование лекарственных растений

Название
лекарственного
растения

Использование

   

(Доклады учащихся и одновременное заполнение таблицы учащимися самостоятельно)

Учащийся: А можно легенду? (Одуванчик)

Учитель: Ребята, у нас сегодня гостья в классе. Она так заинтересовалась вопросом о лекарственных растениях, что у нее получилась целая научная работа. Она учится в 9 классе, но уже выступала со своей работой на городском конкурсе. Конечно, все рассказать она не сможет. Давайте ее, послушаем. (Приложение 1)

(Продолжаем заполнять таблицу)

Учитель: Когда мы начинаем болеть, нас могут лечить лекарственными настойками на травах или отварами, например, грудные сборы от кашля, изготавливают мази на основе трав и мажут ими, делают ванночки из трав, например из коры дуба, травы чистотела от кожных заболеваний, цветков ноготков для укрепления ногтей.

Но только есть на Руси традиция, которая появилась задолго до “диковинной китайской травы”. Я говорю о чае. “Диковинная китайская трава” – это и есть чайный куст, из листьев которого изготавливают современный чай – черный, зеленый.

Но есть другой чай…. А какой?

Учитель: Вспомните, кто с папой в лес поехал, а чай из дома взять забыли? А к бабушке в деревню ездил, у которой весь амбар травами завешен?

Из чего вы чай пьете, или, что в чай добавляете?

Ответы учащихся: Смородина, малина и т.д.

Учитель: Смотрите, сколько мы с вами назвали чаев – из смородины, малины, мелиссы, шиповника, белоголовник, иван-чай и много еще других трав можно назвать.

Это и есть чай, но тот, в котором нет чайного листа, мы его по привычке чаем назвали. Кто может назвать рецепты приготовления такого чая?

Ответы учащихся: 2-3 рецепта чая полезного для детей, общеукрепляющего, от простуды, витаминного и т.д. (Приложение 2).

Ученик: А можно я расскажу не о чае? Чтобы быть здоровым нужно кушать еще и салаты. Я приведу несколько рецептов салатов из лекарственных растений.

Раздача рецептов салатов из лекарственных растений (Приложение 3)

III. Закрепление знаний

Учитель: Итак, ребята, подведем итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и об их использовании. Так вот, объясните, что же называют лекарственными растениями?

Ответы учащихся: те растения, которые человек использует в медицинских целях, а также как источник чаев и салатов витаминных.

Хотелось бы сказать, что, узнав о лекарственных растениях, их целебных свойствах, не надо сразу бежать в лес и собирать эти растения. Увидев в лесу медуницу, венерин башмачок и другие растения, не надо их срывать и заваривать. Эти растения, как и многие другие, находятся под охраной человека. Лучше воспользоваться теми растениями и сборами, которые есть в аптеках. В них уже есть все необходимые растения для лечения какого-либо заболевания.

Учитель: Вернемся к эпиграфу:

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать… .

Учитель: Ребята, какую тайну мы сегодня разгадали с вами?

Учащиеся: О том, что все растения растущие вокруг нас – лечебные, лекарственные.

IV Домашнее задание

Учитель: К следующему уроку подготовить:

    1. Листовку о лекарственном растении (размер с альбомный лист, на одной стороне рисунок растения, на другой – описание и использование этого растения).
    2. На листах размером с открытку написать 3 рецепта чая или витаминного салата из лекарственных растений.

Наш урок хотелось бы закончить словами:

Когда ты входишь в лес
Где все нам с детства мило.
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Давай пройдемся медленно по лугу
И “здравствуй” скажем, каждому цветку!
Ты должен над цветками наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!

Учитель: Спасибо, ребята, за сегодняшний урок.

Выставление оценок по полученным жетонам и за работу на уроке.