Путешествие в Санкт-Петербург и пригороды (автоматизация звуков [р] и [р,] в связной речи у школьников и взрослых)

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Ключевые слова: автоматизация звуков [р] и [р.]


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: создать условия для закрепления поставленных звуков [р] и [р'] в связной речи.

Задачи:

  • закрепление приобретённых произносительных навыков;
  • стимуляция активного применения трудных звуков в речи;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • расширение кругозора, обогащение словаря;
  • развитие познавательного интереса.

Оборудование:

  • компьютер;
  • презентация PowerPoint;
  • зеркало (по необходимости).

Пояснение к использованию презентации

Данная презентация создана для работы по автоматизации звуков [р] и [р'] у школьников и взрослых. Возраст школьников в данном случае не играет решающей роли, но у обучающегося должен быть сформирован навык чтения целыми словами. Презентация предназначена для индивидуальной работы с учащимся или работы в малой группе. Продолжительность занятия 20-30 минут. Данную презентацию можно использовать также и для самостоятельной работы. На слайдах содержатся тексты для чтения с выделением буквы Р, интерактивные задания. Информация не подразумевает получения знаний по истории, географии и другим предметам, но может стимулировать познавательный интерес и способствовать развитию речи.

Актуальность

Принято считать, что коррекцией звукопроизношения нужно заниматься в дошкольном возрасте. Это безусловно имеет под собой основание, но всем известно, что нарушения звукопроизношения встречаются у людей любого возраста. Современный учитель-логопед стремится быть универсальным специалистом. Школьный специалист имеет дело с учащимися всех возрастов. Технология работы по коррекции звукопроизношения на этапе постановки у дошкольников, школьников и взрослых существенно не отличается. Но когда звук поставлен, автоматизирован в слогах разной структуры, словах и простых фразах, наступает момент введения звука в связную речь. На данном этапе логопеду требуется огромное количество речевого материала (текстов, стихов, картинного материала и т.д.). Благодаря логопедам, работающим в детских садах, на протяжении многих лет был создан разнообразный речевой материал для дошкольников.

Специалист, работающий со школьниками и взрослыми, частично адаптирует имеющиеся пособия для более старшего возраста, но всё равно испытывает дефицит подходящего речевого материала. Эта проблема может быть частично решена, если посмотреть на процесс автоматизации шире. Этап введения поставленных звуков в связную речь подразумевает, что звуки обучающимся произносятся фонетически правильно, но без внешнего контроля не употребляются в речи (пропускаются, заменяются и т.д.). Основная задача логопеда на данном этапе - контроль и помощь. Эту задачу лучше всего решать параллельно с любой другой речевой деятельностью (рассказыванием, беседой, чтением и т.д.). Главное, чтобы тема была интересна и обучающемуся, и педагогу. Одной из подходящих для решения данной задачи тем, является тема путешествий. Речевой материал по теме «Путешествия» практически не имеет границ. Можно подобрать слова (географические названия, фамилии, объекты) с любым необходимым для автоматизации звуком. Одной из форм представления речевого материала является учебная презентация с интерактивными заданиями.

Ход занятия

1. Организационный момент

Артикуляционная и дыхательная гимнастика (упражнения, необходимые конкретному учащемуся; по необходимости выполняется перед зеркалом). Проверка предыдущего домашнего задания (если оно было задано).

2. Работа с презентацией

Слайд 1

Свободная беседа, которая начинается с вопроса:

- Был ли ты когда-нибудь в Санкт-Петербурге?

Слайд 2

Вступление. Чтение вслух представленного на слайде текста.

Слайд 3

Чтение вслух представленного на слайде текста. Свободная беседа, которая начинается с вопроса:

- Какие из перечисленных названий тебе знакомы?

Слайд 4

Интерактивное задание. Рассмотри фотографии городов. Оставь только те из них, на которых изображён Санкт-Петербург (учащийся самостоятельно выполняет задание, комментируя вслух свои действия).

Слайд 5

Интерактивное задание. Рассмотри памятники Санкт-Петербурга. На некоторых из них изображён великий царь, с именем которого связан город на Неве. Вспомни его имя. Оставь только те фотографии, на которых изображён Пётр I.

Слайд 6

Интерактивное задание. На какой фотографии изображён Эрмитаж?

Эрмитаж – это музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Занимает несколько зданий, главным из которых считается Зимний дворец.

Слайд 7

Чтение вслух представленного на слайде текста. Свободная беседа про Атлантов.

Слайд 8

Чтение вслух представленного на слайде текста.

- Кто такой адмирал?

Слайд 9

- Что такое пригород?

Пригород – это населённый пункт, сливающийся с территорией большого города. Пригородом может считаться и небольшой город. Посмотрим какие города расположены вокруг Санкт-Петербурга.

Учащийся рассматривает карту и читает названия городов, а затем выбирает только те, в названиях которых есть звуки [р] и [р,].

Слайд 10

Чтение вслух представленного на слайде текста. После прочтения задаём вопросы:

- Какой город считается городом морской славы?

- В каком городе расположены Екатерининский и Александровский дворцы?

- Какой город знаменит своими фонтанами?

- Как переводится название Шлиссельбург?

Слайды 11, 12, 13

Интерактивное задание на закрепление информации с предыдущего слайда.

Слайд 14

Чтение вслух представленного на слайде текста. Интерактивное задание на закрепление информации слайдов 10 и 14.

Слайд 15

Чтение вслух представленного на слайде текста. Свободная беседа.

- Приходилось ли тебе переправляться через воду?

Слайд 16

Интерактивное задание. Какие способы переправы через водную преграду ты знаешь?

Слайд 17

Интерактивное задание. На какой картинке изображена паромная переправа?

Слайды 18, 19

Свободная беседа о блокаде Ленинграда. Чтение вслух представленных текстов и рассматривание фотографий.

Слайды 20, 21

Поэтические страницы. Интерактивное задание на узнавание городов России по стихам.

Слайд 22

3. Заключительный

Чтение вслух представленного текста. Подведение итогов.

Итог подводится по двум направлениям.

- Что нового ты узнал о Санкт-Петербурге?

- Какие слова со звуками [р] и [р,] тебе сегодня встретились?

В качестве домашнего задание можно предложить чтение или разучивание отрывка из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин: Переправа».