Конспект НОД (непосредственно образовательной деятельности) по теме «Этот загадочный космос. Подготовка к полету». Онлайн-обучение

Разделы: Астрономия, История и обществознание, Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование, Видеоурок, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, космос, Ю.А. Гагарин, дошкольное образование, дистанционное обучение


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (10,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (6,1 МБ)


(Слайд 1, Презентация 1)

Цель: Способствовать расширению представлений детей о космосе.

Задачи:

  • организовать деятельность детей по расширению знаний о космосе;
  • способствовать активизации познавательного интереса, обогащения словарного запаса по теме: «Космос»;
  • способствовать развитию умения мыслить, рассуждать;
  • способствовать развитию логического мышления, внимания, воображения, зрительного и слухового восприятия, интереса к познанию окружающего мира, творческой активности и фантазии;
  • способствовать воспитанию уважения к профессии «космонавт», гордости за нашу страну;
  • способствовать воспитанию отзывчивости, сочувствия к игровым персонажам; доброжелательное отношение друг к другу.

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: cоциально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Тип: интегрированное.

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Формы непосредственной образовательной деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Предварительная работа: беседы о космосе, космонавтах; рассматривание фотографий, иллюстраций; проведение дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр; чтение литературы по данной теме; творческая деятельность.

Материалы и оборудование:  видеофильм (онлайн обучение) «Этот загадочный космос. Подготовка к полету» https://youtu.be/OvCSutEdCV4, презентация 1 «Этот загадочный космос. Подготовка к полету», презентация 2 «Мечтая о космосе», приложения 1,5,6 (см. список литературы), приложения 2,3,4, иллюстрации о космосе (см. список литературы), фонарь, линейка, стол, большой мяч, бусинка, краски, карандаши, листы бумаги.

Словарная работа: звездное небо, комета, звезда, планета, Солнце, Земля, Луна, космос, космический корабль, спутник, телескоп, космический полет, космонавт, скафандр, спутник, тюбик, луноход, метеорит, ракета и др.

Ожидаемый результат: проявленный интерес детей и родителей к теме «Космос» (полные ответы детей на заданные вопросы, активизация и обогащение словарного запаса), к космическим опытам; желание детей полететь с друзьями на выбранную планету (рисунки планет); презентация 2 «Мечтая о космосе» (фотографии детей, рисунки, опыты и т.д.)

Ход непосредственно образовательной деятельности

Слайд 2, Презентация 1. Видеоролик «Про космос малышам».

Дети и родители смотрят видеоролик (Приложение 1).

Слайд 3, Презентация 1. Педагог: Здравствуйте, ребята и взрослые. Сегодня мы отправляемся в путешествие, которое называется - Этот загадочный космос.

Дети рассматривают картинку космоса на экране.

Слайд 4, Презентация 1.

Педагог: Ребята, а вы можете хранить секреты? Думаю, что да. Тогда секрет Незнайки. Незнайка, со своими друзьями коротышками, побывал на Луне и хочет полететь на другие планеты и пригласить вас, дорогие ребята. Но Незнайка мне признался, по секрету, что ему было на Луне сложно выполнять космические задания, ему нужно больше тренироваться перед полётом на другие планеты. Незнайка просит вас, ребята, ему помочь. Он хочет, чтобы вы научили его разным играм и выполнили с ним задания, которые очень пригодятся в космосе. Что ребята, проведём тренировку перед полётом на другие планеты, и поможем Незнайке?

Дети соглашаются помочь Незнайке и его друзьям.

Педагог: Тогда начинаем подготовку к полету.

Слайд 5, Презентация 1.

Педагог: Ребята, давайте представим, что мы с вами космонавты и скоро отправимся в космический полет на другие планеты. Вы знаете, что в космос берут только подготовленных людей. Давайте подберём слова-признаки к слову космонавт.

Проводится игра «Подбери слово-признак»

Педагог: Космонавт (какой?)…

Дети: Космонавт выносливый, космонавт смелый, космонавт бесстрашный, космонавт храбрый, космонавт сильный, космонавт мужественный, космонавт здоровый.

Педагог: Мы, ребята, узнали, каким должен быть космонавт и сегодня, вместе с Незнайкой его друзьями, начинаем готовиться к полету в космос.

Слайд 6, Презентация 1. Педагог: Надо поработать язычком, чтобы четко произносить команды в космосе. Будущие космонавты, слушай мою команду: «Поработаем язычком. Артикуляционная гимнастика!» Повторяйте за мной. Вы готовы?

Проводится артикуляционная гимнастика: «Космонавты»

Педагог:

– Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
– Им – им – им, на ракете полетим.
– Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
– Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

Дети (2-3 раза) проговаривают.

Слайд 7, Презентация 1.

Педагог: Будущие космонавты, чтобы Вы могли легко дышать в космосе, нужно поработать над нашим дыхательным аппаратом. Космонавты должны правильно дышать.

Проводится дыхательное упражнение «Забей гол».

Педагог: Дыхательное упражнение: на столе поставьте ворота (можно поставить обычные кубики) и возьмите ватный шарик или маленький мячик, дуйте на него и забейте этим мячом гол в ворота. Следите за дыханием: вдох через нос, выдох через рот, не поднимая плеч. Это упражнение можно выполнять свернутым в трубочку языком, чтобы воздух проходил посередине языка. Можно использовать трубочку и шарик, как показано на картинке.

Дети выполняют дыхательное упражнение.

Слайд 8, Презентация 1.

Педагог: Давайте ребята, Напомним Незнайке и его друзья о первом космонавте.

Дети слушают рассказ о космосе (Приложение 2).

Педагог: Первым космонавтом, который поднялся в небо, был Юрий Гагарин. Этот полёт был совершён 12 апреля 1961 года. С тех пор, мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики. С самых древних времен человек мечтал подняться в небо, и он осуществил свою мечту. Был такой учёный – Константин Циолковский, который мечтал о полётах в космос, он же и придумал космический корабль, а конструкторы под руководством Сергея Королёва построили первый космический корабль. Космический корабль — это ракета, в ней нет окон, а вот эти маленькие кружки называются иллюминаторы. А первая ракета, которая взлетела в космос, называлась «Восток» и в ней, ребята, помещался только один человек, такая она была маленькая. После Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов. А в 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. С тех пор прошло много лет, и теперь нам исследовать планеты помогают разные роботы. На Луну были запущены роботы-луноходы, которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю. А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане. Благодаря спутникам мы можем с вами смотреть телевизионные передачи, разговаривать по телефону.

Слайд 9, Презентация 1. Педагог: Будущие космонавты - гимнастика для ума. Слушайте и отвечайте.

Проводится интеллектуальная разминка, игра «Дополни предложение словом».

Педагог:

Чтобы глаз вооружить.
И со звездами дружить.
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный … (телескоп).

На корабле воздушном,
Космическом, послушном.
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … (ракете).

У ракеты есть водитель –
Невесомости любитель.
По-английски «астронавт»,
А по-русски - … (космонавт).

Самый первый в космосе,
Летел с огромной скоростью.
Отважный русский парень,
Наш космонавт … (Гагарин).

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят – ей не до сна.
В небе светит нам … (Луна).

Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя. Она моя.
А называется - … (Земля).

Специальный космический есть аппарат.
Сигналы на землю он шлет всем подряд.
И как одинокий путник,
Летит по орбите … (спутник).

В космосе сквозь толщу лет,
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света.
А зовут объект - … (комета).

Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит … (Солнце)

Дети дополняют предложение словом. Смотрят видеоролик с ответами (Приложение 3).

Педагог: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием.

Слайд 10, Презентация 1.

Педагог: Ребята, а как важно, чтобы у космонавта было хорошее зрение. Как вы думаете почему?

Ответы детей.

Педагог: Продолжаем нашу подготовку к полету в космос. Проводим зрительную гимнастику. Все движения выполняйте строго по тексту только глазами.

Проводится зрительная гимнастика «Умчимся на Луну».

Педагог:

Мы летаем далеко, мы летаем близко.
Мы летаем высоко, мы летаем низко.
На космической ракете в воздухе кружимся.
Мы присядем, посидим на Луну умчимся.

Дети выполняют (2 раза) зрительную гимнастику, повторяя слова.

Слайд 11, Презентация 1.

Педагог: Ребята, вы такие молодцы, вы справляетесь со всеми заданиями, и вы обязательно сможете помочь Незнайке и его друзья подготовиться к полету в космос. А, загадки вы можете отгадывать? Давайте проверим.

Педагог загадывает «Космические загадки».

Он в скафандре, со страховкой.
Вышел на орбиту.
Кораблю поправил ловко
Кабель перебитый. (Космонавт, астронавт)

В космосе нет сковородки,
И кастрюли тоже нет.
Тут и каша, и селедка,
И борщи, и винегрет –
Расфасованы, как крем!
Космонавтом буду.
Из чего-то я поем,
Вовсе без посуды. (Из тюбиков)

Эти звездочки, как искры,
Падают и гаснут быстро.
Зажигают среди ночи
В небе звездный дождик,
Словно эти огонечки
Рисовал художник. (Метеориты)

В космосе всегда мороз,
Лета не бывает.
Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает.
Та одежда припасет
И тепло, и кислород. (Скафандр)

Дети отгадывают загадки. Смотрят видеоролик с загадками и ответами (Приложение 4).

Педагог: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Слайд 12, Презентация 1.

Педагог: А теперь, ребята, давайте расправим плечи и потренируем свои руки и ноги, начинаем космическую физкультминутку. Внимание на экран.

Проводится «Космическая физкультминутка» (видеоролик).

Дети смотрят видеоролик «Космическая физкультминутка» и делают, как показано на экране (Приложение 5).

Слайд 13, Презентация 1.

Педагог: Внимание, будущие космонавты, продолжаем учить Незнайку и его друзей, и готовимся к космическому путешествию. Посмотрите на картинки (на экране) и объясните взрослым, что на картинке лишнее и почему. У вас обязательно получится.

Проводится игра «Лишний предмет» (на экране).

Дети на картинках находят лишний предмет и объясняют родителям, почему этот предмет лишний.

Слайд 14, Презентация 1.

Педагог: А теперь, Ребята, давайте потренируемся, как настоящие актеры в театре. Представьте, что вы выходите на планету Марс.

Проводится игра «Актеры».

Педагог: Итак, начинаем: Вы вышли на планету Марс и увидели инопланетян (удивление, радость и т.д.); Вы фотографируете всё необычное и интересное, что есть на этой планете; по время полёта вы решили подкрепиться; вы танцуете марсианский танец вместе с инопланетянами.

Дети выполняют театральные импровизации, родители фотографируют.

Педагог: Молодцы, ребята, вы настоящие космические актеры.

Слайд 15, Презентация 1

Педагог: А теперь, ребята, самое трудное и интересное задание для вас и Незнайки – космические опыты. Ведь настоящие космонавты должны уметь проводить опыты и ставить эксперименты. Попросите взрослых вам обязательно помочь.

Проводятся «Космические опыты».

Педагог:

1 опыт. Темный космос. Выясним причины темноты в космосе. Материалы, которые будут нам нужны: фонарик, линейка и стол. В тёмной комнате положите включённый фонарик на край стола, взгляните на луч света, и попытайтесь проследить этот луч. Поднесите руку на расстоянии 30 см от фонаря. Вы видите, на руке появляется круг света, но между рукой и фонарем либо совсем не видно света, либо почти не видно. В космосе нет ничего, что могло бы отражать свет. Поэтому в космосе темно.

2 опыт. Солнце и Земля. Выясним соотношение размеров Солнца и Земли. Материалы, которые будут нам нужны: большой мяч и бусинка. Размеры нашего любимого светила – Солнца, по сравнению с другими звёздами невелики, но по земным меркам - огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, Земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту бусину.

Дети, с помощью родителей, проводят опыты и делают выводы.

Слайд 16, Презентация 1.

Педагог: Ребята, сегодня вы с Незнайкой и его друзьями провели тренировку перед полетом в космос: много узнали о космосе, разгадали загадки, проверили себя физически и интеллектуально, и скоро совершите полёт на другие планеты.

Педагог:

Готовьтесь ребята, готовьтесь к полетам,
Скоро наступит ваш час,
Скоро дороги откроются к звездам,
На Луну, на Венеру, на Марс!

Педагог: Ребята, нарисуйте планету, на которую вы хотели бы полететь с Незнайкой и его друзьями. До скорых встреч! Вы большие молодцы!

Дети рисуют планету, на которую хотят полететь с Незнайкой и его друзьями.

Слайд 17, Презентация 1.

Педагог: Дорогие родители, посмотрите этот замечательный космический фильм с ребёнком и обсудите этот фильм. У вас обязательно получится, вы большие молодцы!

Родители смотрят и обсуждают с детьми развивающий фильм «Дети на ракете» (Приложение 6).

Список литературы

  1. Бойкова С.В. Занятие с логопедом по развитию связной речи, Каро, 2010.
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» // От рождения до школы, 2010.
  3. Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам, Баласс, 2019.
  4. Дерягина Л.Ю. Дошкольникам о российских покорителях космоса, Детство-Пресс,2015.
  5. Дорожин Ю. Школа Семи гномов. Малышам о звездах и планетах, Мозайка – Синтез, 2018.
  6. Емельянова Э.Л. Расскажите детям о космонавтике, Мозайка – Синтез, 2015.
  7. Знакомство с Солнечной системой. Изучаем Землю и другие планеты. Серия «Папка для дошкольников». Для детей 5-6 лет, ВК Дакота, 2013.
  8. Космос. Обучающие карточки, Проф-Пресс, 2019.
  9. Кочемасова Е.Е., Вахрушев А.А. Окружающий мир для старших дошкольников, Баласс, 2015.
  10. Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме: Космос», Гном, 2016.
  11. Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах», Педагогика - Пресс, 1993.
  12. Майорова Г. Игры и рассказы о космосе, Лист, 1999.
  13. Минишева Т. Наглядно-дидактическое пособие: «Космос», Мозайка – Синтез, 2015.
  14. Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ, Детство - Пресс, 2015.
  15. Нищев В.М. Веселая астрономия для дошкольников, Детство-Пресс, 2016.
  16. Паникова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие, ТЦ Сфера, 2010.
  17. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования, Детство - Пресс, 2015.
  18. Скоролупова О.А. Покорение космоса, Скриптории, 2010.
  19. Цветкова Т.В. Великий космос. История освоения космоса. 12 картинок с текстом, Сфера, 2020.
  20. Шорыгина Т.А. Детям о космосе и Юрии Гагарине - первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы, ТЦ Сфера, 2011.
  21. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11629068835682568232&p=1&parent-reqid=1586530305254275-1817449305778063453900284-prestable-app-host-sas-web-yp192&path=wizard&text=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%8B+%D0%BE+%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B5+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9+%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%B5
  22. (видеофильм «Дети на ракете»)
  23. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11058700778884309806&p=1&parent-reqid=1586592946535318-1103837000123598065600324-prestable-app-host-sas-web-yp115&path=wizard&text=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8+%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9
  24. (видеоролик «Про космос малышам»).
  25. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10182131034344940325&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%20%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1587038392656841-157466078428362899100293-prestable-app-host-sas-web-yp-11&redircnt=1587038456.1
  26. (видеоролик «Космическая физкультминутка»)