Интернет: опасности и безопасность

Разделы: Информатика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • систематизировать знания обучающихся правил безопасного пользования сети Интернет.
  • привитие навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

Задачи:

  • рассмотреть основные угрозы в сети;
  • обсудить вопросы опасности сети Интернет для обучающихся;
  • найти выходы из возможных опасных ситуаций;
  • дать рекомендации по соблюдению правил безопасной работы в сети Интернет.

Результаты мероприятия:

  • обучающийся должен знать принципы обеспечения информационной безопасности;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • соблюдать требования информационной безопасности, информационной этики и права.

Форма проведения: интеллектуальный тимбилдинг.

Ход мероприятия

(При входе обучающиеся получают цветные карточки 5 цветов, таким образом, делятся на 5 групп, рассаживаются за парты соответствующие цвету)

Вступительное слово: Добрый день обучающиеся и преподаватели! Приветствую всех, на интеллектуальном тимбилдинге «Интернет: опасности и безопасность». (Слайд 1)

Ежедневно мы выходим в сеть — делаем покупки, общаемся с друзьями, работаем — и даже не задумываемся о том, что подвергаем свой компьютер и мобильные устройства большому риску.

Сегодня мы еще раз обратим внимание на правила, которые необходимо соблюдать, чтобы оградить свой компьютер от вредоносных программ и свою жизнь от неприятностей.

Ведущий 1. Начинаем интеллектуальный тимбилдинг. Представьте свою команду: название и девиз. (Слайд 2)

Поднимите руки те, кто пользуется сетью интернет (ребята поднимают руки).

В следующем конкурсе вам предстоит ответить на вопрос: «Интернет - польза или вред?».

Ведущий 2.

Конкурс «Весы»

Команды (красные, желтые и оранжевые карточки) записывают на стикерах минусы использования сети интернет. Две другие команды (синие и зеленые карточки) – записывают достоинства использования сети Интернет. Стикеры приклейте на ту часть доски, которая соответствует вашему знаку на весах. (Слайд 3)

(Командам дается 2 минуты)

Ведущий 1. Посмотрите на результаты вашей работы. Какой вывод вы можете сделать? Интернет - польза или вред? (ответы обучающихся)

Несмотря на большую пользу, в интернете много опасностей. Их необходимо знать и учиться избегать.

Ведущий 2. Какой способ защиты данных широко используется? (Пароль)

Почта, социальные сети, интернет - магазины - везде нужен пароль, и желательно надежный. (Слайд 4)

Конкурс «Безопасные пароли»

Вам предлагается несколько паролей: (слайд 5)

  • qwerty
  • 12345
  • Эвакуаторвафрике
  • P@$$w0rd

Выберите самый надежный пароль. Перечислите требования, предъявляемые к паролю, чтобы он был надежным (группы отвечают по очереди).

(Командам дается 3 минуты)

(Слайд 6)

Ведущий 1. Пароли вычисляются злоумышленниками с помощью специальных программ, которые перебирают все возможные варианты из словарных баз (такой метод подбора называется брутфорсом)

Ведущий 2. Чтобы пароль был надежным:

  1. Совмещать несколько букв и числовых значений. Пароль станет более стойким к подбору.
  2. Не используйте в качестве пароля личную информацию: имя, фамилию, дату рождения, данные о родственниках, номера телефонов. Если кто-то нацелился конкретно на вашу почту, то узнать подробности о вас можно из тех же социальных сетей или через знакомых.
  3. Хорошим вариантом пароля может быть словосочетание, фраза. Лучше, если она будет уникальной или абсурдной.
  4. Чем ближе пароль к случайной последовательности, тем труднее будет злоумышленникам его подобрать
  5. Наиболее безопасный пароль должен состоять как минимум из 8 символов, содержать большие и маленькие буквы, цифры, а также дополнительные символы, имеющиеся на клавиатуре:  / ? ! < > [ ] {}
  6. Не сообщайте их никому, не записывайте на видном месте. Также не стоит хранить пароли в Интернете или даже в отдельном файле на компьютере.
  7. Старайтесь периодически менять пароли на своих сервисах, а также в случаях, когда один из ваших паролей взломали, так как велика вероятность, что злоумышленники могут получить доступ и к другим.
  8. Не используйте один и тот же пароль везде — это ставит под угрозу одновременно все аккаунты, которыми вы пользуетесь.

Ведущий 1. Следующий конкурс - кроссворд «Опасность в сети Интернет». Проверим, насколько вы готовы защитить свой компьютер. (Слайд 7)

Обучающиеся по группам решают кроссворд в MS Excel (Приложение 1).

(Командам дается 10 минут)

Кроссворд:

  1. Сетевая, фишинговая…..
  2. Сведения об окружающем нас мире.
  3. Разновидность вредоносной программы, проникающая в компьютер под видом легального программного обеспечения, в отличии от вирусов и червей, которые распространяются самопроизвольно.
  4. Вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям.
  5. Вид вредоносного программного обеспечения, способного создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы, а также распространять свои копии по разнообразным каналам связи.
  6. Специализированная программа для обнаружения компьютерных вирусов, а также нежелательных (считающихся вредоносными) программ вообще и восстановления заражённых (модифицированных) такими программами файлов, а также для профилактики — предотвращения заражения (модификации) файлов или операционной системы вредоносным кодом.

Кроссворд проверяется на правильность выполнения (Слайд 7).

Ведущий 2. Компьютер - это сложная система, и поэтому всегда необходимо следить за «здоровьем» компьютера.

  • Что угрожает здоровью вашего компьютера? (Вирусы) (Слайд 8)
  • Как можно защитить свой компьютер от вирусов? (Антивирусной программой)

Конкурс «Защита ПК»

Команды, ваша задача как можно больше перечислить программ-антивирусов, которые вы знаете. На выполнение дается 3 минуты)

(Каждая команда записывает название антивирусной программы. Называют по очереди, по одной)

На слайде представляются антивирусные программы. (Слайд 9)

Вывод: Для защиты ПК необходимо использовать лицензионное антивирусное ПО и регулярно обновлять его.

Ведущий 1. Кроме вирусов, которые нарушают работу компьютера существуют, и другие угрозы для пользователей сети Интернет.

Конкурс «Угрозы личной безопасности»

Команды, Вам предлагается несколько терминов. Поясните, что они означают. (Слайд 10)

(Командам дается 2 минуты)

(По щелчку мыши появляется картинка, отражающей соответствующей понятие, дается краткое его определение)

Социальная инженерия - способ получать нужную информацию путем обыкновенного обмана, хитрости. Социальные инженеры применяют психологические методы воздействия на людей через электронную почту, социальные сети и службы мгновенного обмена сообщениями. В результате их умелой работы пользователи добровольно выдают свои данные, не всегда понимая, что их обманули.

Например, сообщение от злоумышленника может выглядеть так: «Ваш аккаунт заблокирован. Чтобы восстановить доступ к нему, необходимо подтвердить следующие данные: номер телефона, электронную почту и пароль. Присылайте их по такому-то электронному адресу». Чаще всего злоумышленники не оставляют пользователю времени для размышлений, например, просят заплатить в день получения письма.

Ведущий 2. Фишинг – является наиболее популярным способом атаки на пользователей. Цель фишинга – получение доступа к конфиденциальным данным, таким как адрес, телефон, номера кредитных карт, логины и пароли, путем использования поддельных веб-страниц. Часто фишинговая атака происходит следующим образом: на электронную почту приходит письмо с просьбой войти в систему интернет-банкинга от имени якобы сотрудника банка. Письмо содержит ссылку на ложный сайт, который трудно отличить от настоящего. Пользователь вводит личные данные на поддельном сайте, а злоумышленник перехватывает их. Завладев персональными данными, он может, например, получить кредит на имя пользователя, вывести деньги с его счета и расплатиться его кредитными картами, снять деньги с его счетов или создать копию пластиковой карты и с ее помощью снять деньги в любом месте мира.

Ведущий 1. Кибербуллинг – это травля в интернете. Кибербуллинг более опасен, чем травля в реальном мире, потому что, во-первых, он незаметен для друзей и родителей, во-вторых, потому что кибербуллинг может происходить круглосуточно.

Ведущий 2. Представляет опасность и сетевое общение. Просмотрите видеоролик и сформулируйте правила безопасного использования социальных сетей. (Слайд 11)

(Смотрят видеоролик. «Соцсети. Не ведите себя как дети» (Приложение 2).

https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=I-0-K_FWXec

Каковы правила безопасного использования социальных сетей? (Ребята подводят итог просмотренного ролика, формулируют правила). (Слайд 12)

Ведущий 2. Другая угроза для пользователей - интернет-зависимость. (Слайд 13)

Какие виды интернет-зависимости вы знаете? (Командам дается время)

Ведущий 1. Виды интернет-зависимости (Слайд 14):

  1. Самым распространенным видом интернет-зависимости считается необходимость в беспрерывном общении. Это могут быть форумы, социальные сети и различные чаты.
  2. Информационная интернет-зависимость (онлайн серфинг), или непреодолимая нужда в постоянном потоке информации, заставляет человека бесконечно путешествовать по Сети.
  3. Следующий вид интернет-зависимости – игровая зависимость. Человек не может оторваться от онлайн игр.
  4. Интернет-зависимость, связанная с азартными онлайн-играми во многом схожа с обычным пристрастием к игре на деньги.
  5. Перечень основных видов зависимостей от интернета можно расширить, добавив туда: хакерство; непроизвольную тягу к покупкам вещей на интернет-аукционах и в онлай-магазинах; бесконечное скачивание с торрент трекеров видео и аудиоматериалов в целях создания собственной базы и т.д.

Ведущий 2. Какие существуют способы борьбы с зависимостью от общения в интернете? (командам дается время) (Слайд 15)

  1. Отключить уведомления, чтобы реже вспоминать о своей страничке в социальной сети.
  2. Установить лимит времени, это позволит отслеживать часы, проведенные у монитора.
  3. Найти увлечения в реальном мире. Вы будете заняты и не сможете слишком часто подключаться к социальной сети.
  4. Уделите внимание родным! Это позволит вам вернуть навыки простого человеческого общения, и сохранить, а иногда и вернуть доверительные отношения с близкими людьми.
  5. Сделать общение в соцсетях для себя наградой. Вы не покупаете новое пальто каждый день, постарайтесь относится к интернету так же.
  6. Найти другой способ общения. Не забывайте, что знакомится можно по-разному, например пойти в кино.
  7. Попробуйте взять своеобразный отпуск от социальной сети и ваша жизнь изменится к лучшему.

Ведущий 1. Подведем итог всей нашей работы.

Способы защиты от угроз в сети Интернет (Слайд 16-19)

(Команды по очереди заполняют недостающие слова).

  • Используй сложные и разные пароли
  • Нельзя никому сообщать свои пароли
  • При случайном разглашении пароля его необходимо сменить.
  • Необходимо завершать сеанс работы в учетной записи, если пользователь покидает рабочее место.
  • Используйте лицензионное антивирусное ПО и регулярно обновляйте его.
  • Используйте межсетевой экран

Межсетевой экран, или брандмауэр, – это специальный фильтр, он не позволяет проникнуть информации, вызывающей подозрение, и не выпускает из системы важную информацию

  • Соблюдать сетевой этикет.
  • Используйте несколько почтовых ящиков для разных целей.
  • Не устанавливайте на ПК условно-бесплатные программы
  • Не нажимайте рекламные ссылки во всплывающих окнах.
  • Никогда не отвечайте на спам.
  • В друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей.
  • Не используй свое реальное имя и другую личную информацию.
  • Кибербуллинг – это травля в интернете.
  • Помни, что в Интернете, как и в реальной жизни, есть мошенники.

Преподаватель:

  • Кто же сегодня стал победителем? (Слайд 20)
  • А победителем стали все мы. Почему? (Ответы обучающихся).
  • Потому что выучили основные правила безопасного поведения в сети Интернет. Эти знания обязательно вам пригодятся. Спасибо за активную работу. (Слайд 21)