Сценарный план урока по теме "Географическая карта". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6

Ключевые слова: география, географическая карта


Тип урок: урока систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Географическая карта», закрепить практические навыки работы с картой.

Методы: Побуждающий, поисковый.

Оборудование: Раздаточный материал: атласы, карточки с заданиями, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран).

Ход урока

Настроение у нас отличное, 
А улыбки – дело привычное. 
Пожелаем друг другу добра, 
Ведь урок нам начинать пора.

На сегодняшнем уроке мы будем работать парами. В ходе выполнения заданий вы сами будете оценивать свою работу. За каждое задание вы должны поставить себе оценку. Если возникают затруднения в этом вопросе, то посоветуйтесь с товарищем.

Слайд 1

Внимание на экран.

Конфуций – древнекитайский мыслитель, в свое время сказал: «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятное?!»

Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.

Внимательно прочитайте еще раз. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Молодцы!

Тема «Обобщение знаний по теме «Географическая карта».

А какова цель обобщающего урока?

Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Географическая карта».

Задачи: Проверить знания основных понятий, закрепление практических навыков работы с картой.

Молодцы!

Я хочу пожелать вам удачи!
В мире есть четыре брата:
Север, Юг, Восток и Запад.
Братья эти - страны света,
Ну, а дом их - вся планета.

Отгадайте, о чем идет речь?

Правильно – это стороны горизонта.

Слайд 2. Внимание на экран. Ответьте на вопрос – на какой схеме основные стороны горизонта обозначены правильно?

Занесите свой ответ в оценочный лист.

Слайд 3

Правильный ответ вариант б, оцените свой ответ.

Молодцы.

Справились с первым заданием. Но чтобы проверить, как вы запомнили расположение сторон горизонта, вам предстоит стать на время художниками. Вы немного порисуете.

В оценочных листах задание 2. Рисовать начинаете с точки, указанной на данном листе, а помогут вам стороны горизонта.

  • 2 на восток
  • 1 на на север
  • 2 на восток
  • 1 на север
  • 1 на восток
  • 5 на юг
  • 7 на восток
  • 2 на север
  • 1 на восток
  • 3 на юг
  • 1 на запад
  • 7 на юг
  • 2 на запад
  • 1 на север
  • 1 на восток
  • 3 на север
  • 6 на запад
  • 4 на юг
  • 2 на запад
  • 1 на север
  • 1 на восток
  • 3 на север
  • 1 на запад
  • 5 на север
  • 3 на запад
  • 2 на север

Что же у вас получилось?

Правильно – это собачка.

Слайд 4

Посмотрите на экран сравните его со своим рисунком и оцените свою работу.

Молодцы, вы замечательно справились с заданием.

А теперь предлагаю вам поработать с тестами на установление соответствия.

В оценочных листах это задание №3, вы будете записывать ответы.

1. Установи соответствие между видами карт и примерами карт.

1. общегеографическая

А. карта растительности

2. тематическая

Б. физическая

 

В. климатическая

 

Г. топографическая

 

А

Б

В

Г

2

1

2

1

2. Установи соответствие между видами масштаба и примерами.

1. численный

А. в 1 см 500м

2. именованный

Б. 1: 10000

3. линейный

  В.

 

1

2

3

Б

А

В

3. Установите соответствие между видами масштаба и его значением.

1. численный

А. 1:15 000

2. именованный

Б. в 1 см – 20м

 

В. в 1 см – 500м

 

Г. 1: 100 000 000

 

А

Б

В

Г

1

2

2

1

4. Установите соответствие между обозначением объекта на карте и видом условного знака

1. месторождения полезных ископаемых

А. знаки движения

2. океаническое течение

Б. значок

3. неровности земной поверхности

В. послойная окраска

 

1

2

3

Б

А

В

Поменяйтесь своими работами, проверяем.

Слайд 5–8

Оцените работу своих товарищей.

Прежде чем вы получите задания, давайте вспомним, что такое легенда карты? Легенда карты – это список или таблица условных обозначений на карте с разъяснениями их значения.

Молодцы!

Какие способы изображения на географических картах используются?

- качественный фон (применяется для изображения на картах объектов или явлений, имеющих сплошное распространение, значительную площадь – это есть цвет)

- знаки (применяются для изображения на картах объектов, имеющих небольшие размеры и точно определённое местоположение – города, полезные ископаемые

- изолинии ( линии на карте, соединяющие точки с одинаковыми значениями каких-либо величин – изогипсы (линии равных высот), изобаты (линии равных глубин), изотермы (линии равных температур воздуха), изобары (линии равных значений атмосферного давления).

- знаки движения (это стрелки на карте, применяемые для изображения географических явлений, для которых важной характеристикой является направление движения – направление морских течений, ветров.

Сделайте записи в оценочных листах в левой  колонке задания №4/

Для того чтобы заполнить вторую колонку вам необходимо поработать с картами атласа, 1 вариант – с «Физической картой полушарий», 2 вариант – с  «Картой океанов».

Проверяем и оцениваем свою работу.

Слайд 10

Молодцы!

У вас все замечательно получается. Но мне кажется, нам всем надо немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка, 
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.

Садитесь, пожалуйста. Продолжим.

Задание 5

Работаем парами. У вас на столах атласы, откройте «Физическую карту России».  Определите какой город  находится от Санкт – Петербурга. 

  • на западе в 1086 км
  • на севере в 1012 км
  • на юго-востоке в 1073 км
  • на юге в 1055 км
  • на востоке в 544 км
  • на юго-западе в 1031 км
  • на северо-востоке в 561 км

И занесите свои ответы в оценочный лист.

Слайд 11

Проверяем и оцениваем работу.

Молодцы!

А теперь нам предстоит вспомнить термины темы «Географическая карта».

  1. Прибор, с помощью которого можно ориентироваться на местности (Компас)
  2. Точка на земной поверхности, через которую проходит воображаемая ось (Полюс)
  3. Условная линия, соединяющая полюса (Меридиан)
  4. Сторона горизонта, противоположная югу (Север)
  5. Определение своего местоположения относительно сторон горизонта (Ориентирование)
  6. Линии, соединяющие точки с одинаковыми глубинами (Изобаты)
  7. Величина дуги в градусах от начального меридиана к востоку или западу до заданной точки (Долгота)
  8. Угол, между направление на север и на какой-либо предмет местности (Азимут)
  9. Чертеж, изображающий небольшую часть земной поверхности в уменьшенном виде, с помощью условных знаков (План)
  10. Особый вид карты с изображением очертаний географических объектов (Контурная)
  11. Единица измерения масштабов (Сантиметр)
  12. Модель земного шара (Глобус)
  13. Самая длинная параллель (Экватор)

Слайд 12-24

А сейчас вам предстоит поставить итоговую оценку.

Рефлексия

Если вернуться к эпиграфу и обратить внимание на его ключевые слова: учиться, повторять, приятно – давайте ответим на вопрос: «Нам приятно было сегодня общаться?

А почему? (мы учились, повторяли, общались)

И мне было приятно с вами общаться. Спасибо за урок!

Приложение