Формирование умения анализировать свои поступки и делать выводы у обучающихся СУВУ

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 6, 7, 8, 9, 10, 11


Пояснительная записка

Жизненный путь человека – это процесс формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем, фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой – целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для человека тем мотивационным центром, который определяет его деятельность, поведение его отношение к другим людям. Всю свою жизнь люди только и делают, что постоянно что-то сравнивают и анализируют. Выбирая между вкусной или полезной пищей, тщательно взвешивают все «за» и «против». Выбирая между отдыхом на теплом море или огромным плазменным телевизором, тоже стараются сравнить и взвесить все «плюсы» и «минусы». Везде ведется тщательный анализ происходящего.

Но мало кто задумывался, что все способности к тщательному анализу ситуации берут свое начало из глубокого детства.

В этой работе мне бы очень хотелось донести о том, насколько важно привить детям умение сравнивать и анализировать. В работе с обучающимися в СУВУ, педагоги должны учитывать, пробелы и упущения в воспитании таких детей. В таких случаях необходимо помочь подростку правильно оценить ситуацию и сделать верные выводы. Содержание психокоррекционных мероприятий, состоит в том, чтобы подросток осознал истинный смысл своих действий, смог увидеть себя со стороны, только при этом условии возможна адекватная регуляция своего поведения, что невозможно без рассмотрения структуры мотива. Самоанализ дает возможность отметить свой личностный рост и возможные недостатки, что стимулирует обучающегося добиваться целей в различных сферах деятельности. Развитие творческих, интеллектуальных, спортивных способностей осуществляется с помощью создания условий для мотива к самоанализу, личностному росту, реализации собственной «Я-концепции» («Я могу», «Я хочу» и т.д.).

Цель: Содействовать формированию у обучающихся СУВУ умения анализировать свои поступки,положительные и отрицательные черты характера, прогнозировать последствия своих действий, делать выводы.

Задачи:

  • помочь обучающемуся  понять, почему так важно уметь отвечать за свои поступки, оценивать их,
  • способствовать развитию у обучающегося чувства ответственности,
  • способствовать развитию мышления, внимания, речи, воображения,
  • воспитывать толерантное отношение к себе и окружающему, навыки самосознания и самовоспитания.

I. Что такое самоанализ. Самоанализ у подростков

Самоанализ – это то, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве или поступке.

Однако осознание отдельных компонентов мотива не обеспечивает еще понимание его как основание поступка или действия. Для этого человеку надо проанализировать осознаваемое и привести к общему знаменателю. Отсутствие необходимости углубляться в такой анализ при кажущейся индивиду очевидности ситуации, подмена в сознании человека одной причины его поведения другой, наконец, отсутствие желания постичь истину своего поступка может привести к тому, что на поверхности сознания окажется не действительно актуальная и решающая, а более благовидная причина, оправдывающая поступок человека.

Самоанализ у подростков

Процесс формирования отношения подростка к себе как к личности протекает в два этапа, которые соответствуют младшему и старшему периодам подросткового возраста. В период первого этапа подросток начинает осознавать свое отличие от сверстников и то, что он теперь принадлежит взрослому миру. На этом этапе проявляется значительная зависимость от группы сверстников. Второй этап характеризуется снижением зависимости от группы, повышенным вниманием к внутреннему миру других людей, самоанализу. На этом этапе подросток осознает свою индивидуальность.

В области мотивации в поведении проявляются два противоположных направления. С одной стороны подросток хочет быть индивидуальным и стремится к эмансипации во всех жизненных сферах., а с другой хочет найти свою группу, чтобы стать «одним из», почувствовать себя частью общества, мира, но при этом сохранить свою индивидуальность.

В подростковом возрасте «Я-образ» теряет целостность и становится неустойчивым. Постепенный отказ от копирования поведения окружающих требует от подростка развития методов самопознания и самоанализа, которые у него пока что недостаточно сформированы. Это создает противоречие между потребностью в самопознании и неспособностью нормально реализовать её. В связи с этим снижается уровень адекватности и устойчивости самооценки.

II. Самоанализ у девиантных подростков

Формирование умения анализировать свои поступки и делать выводы

Современный этап жизни российского общества, связанный с кардинальной перестройкой всей системы отношений (социальных, экономических, политических, семейных и т.д.), создает новые возможности для личностного становления растущего человека. В сложном положении оказываются дети, чьи родители тяжело переживают жизненную дезорганизацию. Особенно уязвимы в этом отношении дети, переживающие так называемые нормативные кризисы или критические периоды, связанные с переходом от одного возрастного этапа к другому. В полной мере это относится к такой социальной группе, как подростки. Они, как известно, переживают кризис взросления, и, если клубок психологических переживаний, связанных с этим состоянием, усугубляется житейскими критическими ситуациями, складываются деструктивные условия, препятствующие личностному росту человека. Подростки плохо осознают значимость собственной жизни. К тому же, они переживают кризис самооценки, когда рушатся былые представления о себе и формируются новые. В этой связи поиск интегративных механизмов созидания личности выступает как огромная общезначимая проблема.

Резкая смена социальных норм и жизненных ценностей приводит людей к ожесточению в повседневной жизни, к неуклонному росту агрессивных проявлений, особенно среди подростков. Проявляясь в правонарушениях, которые влекут за собой уголовную ответственность (убийство, изнасилование, разбой, ограбление и т.д.) деструктивное  поведение представляет собой действия субъекта, направленные на разрушение, причинение вреда имуществу или жизни других людей и себя, сопровождающиеся жестокостью и агрессией. Важно подчеркнуть, что данное поведение подростков обусловлено не только негативными факторами социальной среды, но и индивидуальными особенностями личности несовершеннолетних, определяющими специфику реагирования на разные жизненные ситуации. В ходе принятия решений действий или поступков подростки в равной степени ориентируются как на внешние обстоятельства, так и на внутренние факторы, стараясь возможно полно проникнуть в основания своих поступков и действий.

Становление смысла жизни в подростковом возрасте обусловлено в значительной мере развитием процессов личностного самоанализа. Очевидно, что задача психолога — создавать условия для формирования у ребенка потребности в самоанализе, выявлять и изучать факторы, стимулирующие мотивацию самосознания и самопонимания. Однако человек не станет заниматься самоанализом без соответствующей мотивации. Поэтому умение мотивировать, побудить человека к самоанализу есть важный показатель профессионального мастерства практикующего психолога.

Задача данной работы состоит в том, чтобы пробудить у девиантного подростка интерес к собственному внутреннему миру, к личностному самоанализу, способствующему осознанию себя, своего положения в окружающем мире, в человеческом обществе.

Формирование умения анализировать свои поступки и делать выводы у обучающихся в СУВУ

Началом работы становится формулировка обучающимся, с помощью психолога, важных в жизни каждого человека понятий, таких как: «личность», «сознание», «самосознание», «деятельность», «самооценка», «успех», «неуспех», «достоинство», «нравственность», «мораль» и т.п. При этом происходит переосмысление пережитого ранее, уже накопленного опыта деятельности, а также опыта общения и взаимодействия с окружающими. Путем переосмысления прошлого опыта на новом уровне (с помощью получаемых знаний) создается актуальное рефлексивное поле для осознания своих личных задач и дальнейших действий для эффективного саморазвития и психологического самообразования.

Работа с обучающимся во время пребывания в СУВУ:

  1. В начале адаптационного процесса обучающемуся предлагается заполнить первичную анкету, которая предоставляет нам общие сведения о характере, вкусах, планах и увлечениях подростка. Психолог предлагает вспомнить все самые яркие удачи, охарактеризовать самые лучшие качества подростка, вспомнить самые главные его недостатки, вспомнить и записать все его интересы (см. приложение №1).
  2. Основная работа, на протяжении всего реабилитационного процесса, ведется следующим образом: анализ поведения и поступков за прошедший период, прогноз последствий за свои поступки, умение делать выводы и находить возможные пути исправления ситуации.

Перед каждой ПМПК (раз в пол года) психолог проводит итоговое занятие с воспитанником за прошедший период. Где подводится итог всей деятельности подростка, по всем службам (включая спортивное направление) за последние пол года. Все это проговаривается подростком и психологом и прописывается на бумаге. Видя все свои недоработки, подросток легко может поставить себе цели на следующий период (см. приложение № 2).

После заполнения анкеты психолог предлагает подростку оформить свою работу в графическом варианте (цветовые фигуры успеха). Это позволяет  еще раз увидеть обучающемуся наглядно, те недочеты, которые необходимо исправить. А выбранный цвет для каждого рисунка, позволяет психологу отметить ту область, которая наиболее интересна подростку или наоборот (см. приложение №3).

Количество таких работ зависит от срока пребывания обучающегося в училище. Приступая к работе следующего анализа, психолог каждый раз обращает внимание обучающегося на предыдущую его работу. Подростку необходимо дать ответ на вопросы: смог ли он исправить прежние ошибки? Были ли выполнены поставленные задачи?

Итоговый анализ перед последней ПМПК

Подводя обучающегося к отчислению, психолог вместе с подростком анализирует и сравнивает поведение подростка в момент поступления и на данный момент, его интересы, личностные приоритеты и т.д.

Обучающийся вновь заполняет анкету, в последний раз. Здесь мы можем наглядно увидеть все успехи и неудачи за весь реабилитационный период и узнать планы подростка на будущее.

С разрешения обучающегося все анкеты и цветовые фигуры можно предъявлять как дополнительный материал к характеристике ПМПК.

После каждой ПМПК психолог вместе с обучающимся проводят сравнительный анализ результатов реабилитации.

Заключение

Многие взрослые забывают, что молодым быть трудно, гораздо сложнее, чем взрослым. Ведь взгляды взрослых в большей степени уже сформировались, им есть на что опираться в своих поступках, им уже не свойственно бросаться в крайности в поисках себя и своих идеалов. Подросток же труден для других потому, что ему трудно с самим собой. Он неуверенно и с опасениями ищет свои цели и ориентиры в жизни. Взрослые предпочитают толкать «несмышленыша» по накатанной дороге, к так называемому светлому будущему, зачастую не интересуясь возможностями, интересами, потребностями, способностями своего ребенка. Это еще больше разводит взрослых и подростков, создает напряженную эмоциональную обстановку  и усиливает желание последних непременно отстоять собственные ценности.

Работая в данном направлении, я отметила интерес у обучающихся к анализу собственных поступков. Особенно, когда приходится сравнивать результат прошлый и настоящий. Маленькие победы вызывают улыбку и блеск в глазах подростка. Каждый раз, заполняя последние строки анкеты, обучающийся как бут- то подписывается под своими словами, за которые нужно будет ответить и не подвести педагога. Огромный интерес вызывают работы ребят у других педагогов училища. С разрешения подростка на ПМПК я показываю эти анкеты малому педагогическому коллективу. Это помогает не только обучающемуся, но и педагогу понять и увидеть, как оценивает свои поступки подросток и планы его на перспективу.

Не зная, что могло стать причиной определенных поступков или действий человека, невозможно судить о них. Помните: нельзя делать необоснованные выводы. Умение видеть разницу между тем, что произошло, и выводом о том, что произошло, позволяет понять причины поведения.

Приложение №4

Список литературы

  1. Артемьева Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 67-87.
  2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  4. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 114-123.
  5. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 25—38.
  6. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
  7. Лозоцева В.Н. Конфликты, развивающиеся в условиях деформированных взаимоотношений подростка с одноклассниками // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986.
  8. Лозоцева В.Н., Усманова А.А. Опыт исследования личностных устремлений подростков // Педагогика. 1992. С. 33—40.
  9. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.; Воронеж, 1996.