Урок "Алюминий и его свойства"

Разделы: Химия

Класс: 9

Ключевые слова: химия, неорганическая химия


Тип урока: Комбинированный: усвоение новых знаний на основе ранее полученных предметных умений.

Цель:

Обучающие.

Обеспечить в ходе урока:

  • усвоение знаний о строении атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области применения алюминия. Природные соединения алюминия. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер;
  • закрепление основных химических понятий: амфотерность, амфотерный характер, заряд ядра, степень окисления);
  • изучение новых понятий  алюминаты, комплексные соли, термит, алюминиевые кислоты;
  • формирование  химического языка.

Развивающие:

  • Развивать мотивацию к получению знаний, используя видеофрагменты в качестве иллюстративного материала.
  • Развивать познавательную деятельность и самостоятельность учащихся выполнение лабораторных опытов.
  • Развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, компактно и логически последовательно излагать мысли в ходе  формулирования выводов по проведенной работе.
  • Развитие навыка аргументации

Воспитательные:

  • Закрепление навыка самостоятельности при выполнении эксперимента и ответственности за его результат,
  • Формирование навыка сотрудничества в ходе выполнения эксперимента.

Задачи:

Обучающие:

  • Изучение физических и химических свойств алюминий на основе имеющихся знаний о строении атома, строении вещества, об общих химических свойствах металлов.

Развивающие:

  • Формирование умения анализировать факты, полученные в результате наблюдений и проведении эксперимента;
  • Формирование навыка записи наблюдений химическим языком (запись химических формул веществ, уравнений реакций);
  • Формулировка и аргументация выводов по проведенным наблюдениям:
    • Формулировка основной мысли (вывода).
    • Развитие монологической речи.

Воспитательные:

  • Формирование навыка организации рабочего места;
  • Формирование самостоятельности и ответственности за результат выполнения работы;
  • Формирование навыка сотрудничества в ходе выполнения;
  • Развитие навыков самооценки.

Новизна: На уроке и при подготовке к нему дается возможность каждому ученику проанализировать рассмотренный материал, что в свою очередь позволяет провести линию использования химических, биологических, математических и других знаний в практике, так как алюминий находится в природе в связанном состоянии, а практические навыки его получения и применения относятся к химическим и физическим процессам. Введение учеников в круг знаний перечисленных выше дисциплин и умений, позволяет пробудить интерес к науке и выбору учащимися профиля обучения.

Актуальность: Тема занятий особенно актуальна для нашей Республики, которая является наиболее крупной и перспективной в России сырьевой базой бокситовых (алюминиевых) руд. Затронутые на уроке проблемы техногенного загрязнения вследствие добычи, транспортировки и переработки алюминиевых характерны для всего Земного шара. На этом занятии осуществляется исследование этих проблем при помощи средств, присущих интегрируемым предметам.

Организация деятельности учащихся на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.

Планируемые результаты урока:

Предметные.

Знать. Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия. Природные соединения алюминия.

Уметь.

  • Характеризовать свойства алюминия и его соединений на основе строения атома.
  • Составлять уравнения  химических реакций, характеризующих свойства алюминия и его соединений.

Метапредметные

Уметь:

  • Наблюдать;
  • Фиксировать результаты наблюдений;
  • Делать выводы из результатов наблюдений;
  • Аргументировать свой ответ.

Личностные

Овладение:

  • Навыками выполнения экспериментальной работы по инструкции;
  • Навыками постановки цели, навыками планирования своей деятельности для достижения этой цели.

Ресурсы урока:

  • Экран, проектор, беспроводная мышка;
  • Периодическая система химических элементов;
  • Реактивы и оборудование для проведения лабораторных опытов;
  • Образовательный модуль из ФЦИОР (федерального центра информационных образовательных ресурсов) - расположен в презентации, http://fcior.edu.ru/card/86/svoystva-alyuminiya.html
  • Презентация.
  • Информационный лист «Физические свойства металлов»
  • Инструкции по проведению лабораторных опытов;

Основные этапы урока

Время (минуты)

1. Организационный этап.
2. Этап актуализации знаний.
3. Этап постановки  цели и задач урока.
4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
5. Этап контроля и самоконтроля.
6. Этап обобщения и систематизации (слово учителя).
7. Этап информации о домашнем задании.
8. Этап рефлексии.

1
3
6
22
4
2
2
2

Технологическая карта урока

Презентация

Рабочий лист

Физические свойства металлов

Литература

  1. Венецкий С. «Рассказы о металлах». АЛЮМИНИЙ. "СЕРЕБРО" ИЗ ГЛИНЫ
  2. Образовательный модуль из ФЦИОР (федерального центра информационных образовательных ресурсов) - расположен в презентации, http://fcior.edu.ru/card/86/svoystva-alyuminiya.html
  3. Химия 9 класс. Учебник. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н.