Бинарный урок «Образы богатырей в литературе и музыке»

Разделы: Литература, Музыка

Класс: 8

Ключевые слова: К.Бальмонт , образы богатырей


Класс: 8.

Предмет: литература и музыка.

Количество времени: 45 минут (один урок).

Тема урока: «Образы богатырей в литературе и музыке».

Тип урока: «Открытие» новых знаний.

Зрительный ряд: мультимедийная презентация PowerPoint c видео- и аудиофрагментами.

Литературное произведение: стихотворение К.Бальмонта «Живая вода».

Музыкальный ряд: Моцарт В.А. «Dona nobis pacem!», А.П.Бородин «Богатырская симфония» I часть (фрагмент, главная партия), песня Олега Медведева «Марш Трансвааль», песня А.Пахмутовой и Н.Добронравова «Богатырская наша сила» (группа Стаса Намина «Цветы»).

Видеоряд: песня Олега Медведева «Марш Трансвааль», песня А.Пахмутовой и Н.Добронравова «Богатырская наша сила».

Оборудование (ТСО): синтезатор YAMAHA, экран, мультимедийный проектор, компьютер.

Материалы: 4 указателя для обозначения цвета команды, вешалка с элементами костюмов для инсценировки (шляпы, шпаги, вееры, шарфы, кружевные воротники).

На уроках музыки (3 часа) предварительно был освоен материал: выучены распевка «Dona nobis pacem», песня Олега Медведева «Марш Трансвааль».

На уроке литературы (1 час) предварительно был освоен материал: Былины как фольклорный жанр. Особенности былинного героя-богатыря. Образы богатырей в литературе XIX века. На дом было задано: вспомнить изученное о былинах и былинных героях.

Структура дидактической цепочки «цель-задачи-результат»

Цель урока: познакомить восьмиклассников с особенностями трактовки образа богатырей в музыке и в стихотворении К.Бальмонта «Живая вода».

Задачи урока:

  • показать особенности трактовки образа богатырей у К.Бальмонта;
  • дать начальное представление о символизме в литературе;
  • познакомить учащихся с особенностями передачи образа богатырей в музыкальных произведениях XIX и XX вв.;
  • создать условия для развития умений анализа поэтического текста;
  • развить у обучающихся умения анализировать, синтезировать и критически осмысливать материал на основе освоения художественного текста и музыки;
  • совершенствовать навыки коллективной и индивидуальной исследовательской деятельности.

Личностный результат:

  • обучающиеся оценят собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины успехов и неудач;
  • сформируются нравственные ориентиры в отношении места богатырей в нашей современной жизни.

Метапредметные результаты:

Получат практическую возможность:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками;
  • контролировать время на выполнение заданий;
  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
  • формулировать собственное мнение;
  • на основе текста аргументировать свою точку зрения;
  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей;
  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • анализировать текст с выделением существенных и несущественных признаков;
  • определять душевное состояние героев произведений;
  • оценивать утверждения, исходя из своих представлений о мире;
  • слушать и слышать мнение других людей,
  • излагать свои мысли о музыке и её выразительных средствах;
  • выражать свое отношение к произведениям искусства.

Технологии деятельного типа, используемые на уроке:

  • Технология обучения на основе познавательно-творческих ситуаций (действенная включённость, рефлексия, самостоятельное освоение текстов культуры).
  • Технология организации индивидуальной и коллективной мыследеятельности (диалоговое общение и взаимодействие, проблемность содержания, анализ, синтез и критическое осмысление).
  • Технология контекстного обучения (игровое моделирование, системность содержания, культурно-исторический и социальный контекст).

Методы обучения:

  • создание проблемных ситуаций;
  • эмоционально-образное погружение;
  • активизация восприятия, воображения и творческого мышления;
  • анализ художественных впечатлений;
  • создание ситуаций творческого поиска, познавательно-творческих ситуаций.

Формы обучения: сочетание групповой и индивидуальной познавательной и творческой деятельности.

Сокращения: УМ – учитель музыки, УЛ – учитель литературы.

Технологическая карта урока

Презентация

Оценочные листы