Безударные гласные в разных частях слова. Безударные падежные окончания существительных. 4-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, загадки, безударные гласные в корне, падежные окончания существительных


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (533,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • Совершенствовать умения проверять и правильно писать слова с безударными гласными в различных частях слова.
  • Вспомнить состав слова.
  • Систематизировать выбор нужной орфограммы.
  • Повторить звуко-буквенный (фонетический) разбор слова.

Ход урока

1. Организационный момент

Записать: число. Классная работа.

2. Актуализация знаний

Вспомним написание некоторых словарных слов.

Сейчас мы соберем в свои тетрадки урожай. Послушайте загадки, запишите отгадки.

(Дети работают в тетради.) Записываем первое слово – урожай.

1).

Он круглый и красный
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет вкусней…. (помидор)

2).

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста
Если я…. (капуста)

3).

В темном тереме девица,
Наверху ее косица.
Дёрнешь за косу плутовку
И увидишь ты …. (морковку) записать МОРКОВЬ

4).

Длинный, зеленый,
Вкусен свежий и соленый. (огурец)

5).

В темноте живу все лето,
Как солдат, в мундир одета.
Меня единственную в мире
Не просто варят, а в мундире. (картофель)

6).

Круглое, румяное,
С дерева достану я.
На тарелку положу,
«Кушай, мамочка» – скажу. (яблоко)

7).

Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня.
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица. (земляника)

Какие слова вы сейчас записали? (Названия овощей, фруктов и ягод). Что ещё вы можете сказать об этих словах? (Это были словарные слова). Что значит словарные слова? Давайте прочитаем по слогам эти слова и назовём в них орфограммы. Вот такие «полезные» слова. Почему?

Без спорта – нет силы, без овощей и фруктов – нет здоровья. Ребята, а почему так необходимо, чтобы в рационе питания у каждого человека было как можно больше овощей и фруктов? (ответы детей). Больше всего витаминов как раз и находится в овощах и фруктах.

Физкультминутка (На интерактивной доске музыкальная физминутка)

3. Вспомнить части слова

Чтобы увидеть в слове орфограмму, надо видеть в какой части слова находится данная орфограмма. Давайте вспомним состав слова (какие части бывают у слова), разберём по составу слова, которые демонстрируются на доске, запишем их и укажем, в какой части слова находится орфограмма. Записать и разобрать по составу.

побелил; в жизни; писатель; в бочке; состав; подрос;

из проруби; дудочка; пробег; в городе; заглянул; к парте;

Сверить свой ответ с ответом на доске.

В каких частях слова мы встретили орфограмму безударная гласная? (Дети отвечают: в корне, в приставке, в суффиксе и в окончании.)

4. Повторение орфограмм безударных гласных (в разных частях слова).

Ребята, давайте вспомним, почему есть орфограммы, т. е. буквы, написание которых надо либо проверять, либо запомнить? Потому что произношение и написание слов различаются. Различается произношение как согласных, так и гласных. Посмотрите: мы говорим [вада], а пишем вода; мы говорим [дошт’], а пишем дождь; мы говорим [ч’эсный], а пишем честный. Но мы знаем, корни ПОЧТИ всегда пишутся одинаково. Написание одного слова можно проверить другим: либо этим же словом, только изменённым, либо однокоренным (или запомнить, если это словарное слово). Написание гласных (да и согласных часто) в приставках и суффиксах надо запомнить. А вот безударные окончания существительных тоже орфограмма, которую мы недавно изучили.

Сейчас мы запишем слова, которые я продиктую, на четырёх строчках. Мы должны дать НАЗВАНИЕ каждой строчке по орфограмме безударная гласная в… (приставке, корне, суффиксе, окончании). Дети по очереди говорят, в какую строчку нужно записать слово, которое я сказала, а затем диктуют, объясняя эту орфограмму.

Родная, полёт, гора, из бумаги, учитель, костёр, забег, по книге, весточка, без помощи, горизонт, просвет, беленький,

В тетради должна получиться следующая запись: (в начале строчки ставится знак, обозначающий часть слова и т. п.)

В приставке (знак): полёт, забег, просвет

В корне (знак): родная, гора, костёр, горизонт

В суффиксе (знак): учитель, весточка, беленький

В окончании (знак): из бумаги, по книге, без помощи,

Дети сверяют свою запись с записью на доске.

Дети вспоминают, окончания каких падежей являются орфограммами (родительного, дательного и предложного падежей).

5. Самостоятельная работа на листочках с последующей проверкой

Дети читают словосочетание, задают вопрос к существительному, определяют его склонение и падеж. Делают вывод, какое нужно написать в данном слове окончание.

Написал в тетрад__ (___скл., ___ п.)
купался в речонк__ (___скл., ___ п.)
салат из морков__ (___скл., ___ п.)
прыгнул с ветк__ (___скл., ___ п.)
гулял по площад__ (___скл., ___ п.)
ехал из деревн__ (___скл., ___ п.)
просил о помощ__ (___скл., ___ п.)
подошёл к рощ__ (___скл., ___ п.)
проскакал на лошад__ (___скл., ___ п.)
сидел на дерев__ (___скл., ___ п.)
ждал на пристан__ (___скл., ___ п.)
салон мебел__ (___скл., ___ п.)

7. Тренажёр (интерактивная доска) вставить пропущенную гласную.

8. Фонетический разбор

Мы уже говорили сегодня о том, что в русском языке (да и не только в русском) написание слова и его произношение часто НЕ совпадают ( и как следствие не совпадает количество букв и звуков в слове). Давайте разберём слово смеются. Листочки у вас на столе.

Смеются – ___ слога

___ [___] – ___________________________
___ [___] – ___________________________
___ [___] – ___________________________
___ [___] – ___________________________
___ [___] – ___________________________
___ [___] – ___________________________
___ [___] – ___________________________
___ [___] – ___________________________
___ букв, ___ звуков.

9. Выполни задание (если останется время)

Ударение в русском языке, в отличие от некоторых других языков, подвижное. Грамотный человек должен знать, как правильно произносить слова, в том числе и те, которые я вам раздала.

Поставьте ударения в словах (листочки у вас на партах). Какие это слова? (Ответ – глаголы)

Задала, повторим, начал, звонит, заняла, включит, начала, задал, заняли, брала.

Проверка: дети громко читают хором слова, выделяя голосом ударные слоги:

задалА, повторИм, нАчал, звонИт, занялА, включИт, началА, зАдал, зАняли, бралА

10. Итоги урока: рефлексия

Ответьте мысленно на вопросы, которые я буду вам задавать. Загибайте пальчики при ответе: «Да».

  1. Я могу объяснить, в каких частях слова может быть безударная гласная?
  2. Я помню написание гласных в приставках?
  3. Я умею определять склонение и падеж существительных?
  4. Я умею выполнять фонетический разбор?
  5. Я умею подбирать проверочные слова, проверяя безударную гласную в корне?
  6. Я умею правильно ставить ударение в глаголах?
  7. Я внимательно слушал учителя и одноклассников?
  8. Я активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы?
  9. Я восемь раз ответил «Да»! Я – МОЛОДЕЦ!!!

11. Оценивание