Методическая разработка на тему «Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности». 7-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7

Ключевые слова: биология


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока: формирование представлений о группе высших споровых растений - папоротников.

Формирование УУД:

  • Личностные УУД: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
  • Регулятивные УУД: фиксировать результаты наблюдения и делать выводы; умение планировать и регулировать свою деятельность; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
  • Познавательные УУД: умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы; умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач; смысловое чтение.
  • Коммуникативные УУД: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении; продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении; формирование экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Планируемые предметные результаты:

  • учащиеся научатся: формировать первоначальные систематизированные представления о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; выделять отличительные признаки папоротников; искать, исследовать и выбирать информацию в тексте, анализировать разные группы царства растения, выделять основные характерные признаки папоротников;
  • учащиеся получат возможность научиться: составлять устные и письменные ответы, работать в команде и индивидуально; овладеть понятийным аппаратом биологии; формировать представления о значении биологических наук в  решении проблем необходимости рационального природопользования.

Планируемые метапредметные результаты:

  • учащиеся научатся: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать); строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • учащиеся получат возможность научиться: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Используемые учебники, рабочие тетради:

  1. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов». Учебник.
  2. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов». Рабочая тетрадь.

Используемое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, маркеры, дополнительный информационный материал, магниты.

План урока

1. Организационный момент. Приветствие

Здравствуйте, меня зовут Анастасия Геннадиевна, и сегодня мы с вами будем открывать новые знания в области биологии. Садитесь. Начнем наш урок.

2. Обобщение знаний по пройденным темам

У. - Вспомним, что такое классификация растений?

у. - система разделения растений на группы

У. - Хорошо. Сейчас мы с вами освоим «правило руки». Откройте тетради, сделайте подзаголовок «Классификация растений». Обведите правую ладонь карандашом.

Ученики обводят руку. (слайд 2)

У. - Какой самый высокий уровень в классификации вы знаете?

у. - Царство

 *Если ученики затрудняются с ответом, нужно задать еще вопрос-подсказку: «Исторически выделяют 5 уровней».

У. - Отмечаем внизу ладони царство, пишем «Растения». Царство Растений делится на два подцарства, как они называются?

у. - Низшие и высшие.

У. - Подписываем на ладони «Низшие» под большим пальцем руки, а «Высшие» - на оставшемся участке половины ладони. А теперь подскажите мне, какие растения относятся к «низшим»?

у. - Водоросли

У. - Правильно! А почему?

у. - у водорослей нет органов и тканей.

У. - Пишем слово водоросли на большом пальце руки. Обратите внимание, он находится отдельно от других пальцев, можем ли мы провести здесь аналогию? Почему мы подписали на большой палец именно слово водоросли?

у. - Водоросли тоже находятся отдельно от других растений из-за особенностей своего строения.

У. Молодцы! А теперь задание сложнее, ответьте, на какие две большие группы делится подцарство Высшие растения?

у. - Споровые и семенные.

*Если ученики затрудняются с ответом, нужно задать еще вопрос-подсказку: «В основе их названий лежит особенность размножения растений».

У. - Начнем со споровых растений. Они размножаются с помощью?..

у. - Спор.

У. - Верно, именно поэтому они и носят свое название «споровые». Какие споровые растения вы уже изучили?

у.- Мхи (возможен развернутый ответ: Мхи, плауны и хвощи)).

У. - Запишем на указательном пальце слово Мхи. А знакомы ли вы с такими отделами, как плауновидные и хвощевидные? (если до этого ответ учеников не включал упомянутые отделы). Мы запишем их между указательным и средним пальцем, так как эти отделы занимают среднее место в усложнении организации организма растений. А какого представителя споровых растений мы еще не назвали?

у. - Папоротники.

У. - Записываем на среднем пальце. Нам осталось заполнить только семенные растения. Знаете ли вы, кто относится к семенным?

у. - Голосеменные и покрытосеменные.

У. - Записываем на безымянный палец и мизинец.

*Если вопрос вызывает затруднение, нужно задать вопрос-подсказку: Чем они будут размножаться? (Семенами).

У. - Давайте вспомним, какие растения образуют семена?

у. - подсолнух, яблоня, сосна...

У. - А теперь самый главный вопрос: Какой отдел станет сегодня центром нашего внимания?

у. - Папоротники, располагаются в центре руки на среднем пальце.

3. Формулирование темы урока «Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности». (слайд 3). (Ученики видят на слайде только слово папоротники).

У. - Давайте подумаем, что нам нужно сегодня рассмотреть на уроке, чтобы узнать о папоротниках?

у. - строение, размножение, происхождение, как и где живут папоротники,

У. - Посмотрим, в чем особенности строения папоротников и как они жили и живут сейчас

Ученики записывают тему урока.

У. - Существует много легенд о жизни папоротников, в особенности о «цветке папоротника». (слайд 4 - видео). Растение это казалось загадочным, потому что никто никогда не видел его цветков. А раз их трудно найти, думали люди, значит, этим цветкам присущи какие-то чудесные свойства. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается в глухую ночь, под удары грома и молнии. Считалось, что кому удастся сорвать этот цветок, – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Потому как этот цветок – волшебная трава, а охраняет его нечистая сила, добыть его трудно. А цветет папоротник будто бы единственный раз в году – в ночь на 7 июля, накануне древнего языческого праздника Ивана Купала». 

У. (Проблемный вопрос) - Как вы думаете, почему же ботаникам не посчастливилось найти цветок папоротника?

у. - Нечистая сила тщательно охраняет цветок, кто-то успевает сорвать папоротник ночью до того, как до него добираются ботаники, папоротники не цветут.

У. - Попробуем научно разобраться с этим вопросом. Для этого мы должны узнать о папоротниках как можно больше! Посмотрим на экран. Нужно вставить недостающие слова, чтобы определить, что же нам предстоит сегодня узнать.

Ученики подставляют слова, чтобы определить задачи урока. (слайд 5).

  • происхождение папоротников;
  • общие признаки папоротников;
  • особенности строения и жизнедеятельности;
  • значение в природе и жизни человека.

4. Актуализация новых знаний

У. - Отлично, мы разобрались с задачами. Сейчас будем работать в парах. Попробуем поработать настоящими учеными. На партах у вас лежат листы.

1 ряд – палеонтологи. Внимательно прочитайте и выполните задания, дополнительно пользуясь учебником, страница 61.

Палеонтологи (Приложение 1)

Задания

1. Прочитайте текст.

2. Ответьте устно на вопросы после текста.

3. Выберите иллюстрацию для ваших ответов из предложенных.

4. Составьте из ответов рассказ, представьте его классу вместе с иллюстрацией.

Текст

Произошли папоротники как и хвощи, и плауны от псилофитов в Каменноугольный период.

Более 300 млн. лет назад было время наивысшего расцвета папоротников. Они вместе с хвощами и плаунами безраздельно господствовали на всей планете. Климат был влажным и теплым. Туманная мгла водяных паров часто закрывала Солнце. Каждый день шли теплые проливные дожди. Это приводило к разливам рек, образованию озер и заболачиванию почвы. Все это вызывало пышный рост древовидных папоротников. Высота деревьев достигала почти 40 м. Отмершие растения падали на залитую водой почву. Во время разлива реки сносили деревья и заносили их песком и илом. Под действием слоев грунта и воды деревья спрессовывались, за миллионы лет без доступа кислорода они превратились в каменный уголь. Этот период в истории нашей планеты называется каменноугольным периодом.

Вопрос 1. Какие условия необходимы для жизни и размножения папоротников.

Вопрос 2. Когда папоротники достигали наивысшего расцвета?

Вопрос 3. Почему этот период называется каменноугольным?

Вопрос 4. Где используется каменный уголь человеком?

2 ряд, вы – биологи. Вы тоже должны выделить важную информацию, дополнительно обращаясь к учебнику на странице 61 и 64.

Биологи (Приложение 2)

Задание

1. Прочитайте текст.

2. Ответьте устно на вопросы после текста.

3. Выберите иллюстрацию для ваших ответов из предложенных.

4. Составьте из ответов рассказ, представьте его классу вместе с иллюстрацией.

Текст

В настоящее время насчитывается около 300 родов и более 10 тысяч видов папоротников. По своим размерам папоротники варьируют от тропических древовидных форм, достигающих  иногда высоты 25 метров с диаметром ствола до 50 см, до крошечных растений всего лишь в несколько миллиметров длины. Папоротники распространены по всему земному шару. Наиболее разнообразны они во влажных тропических лесах (около 2/3), а оставшаяся треть населяет леса умеренной зоны. Очень редко встречаются  папоротники  в степях и пустынях. В большинстве своём - это травянистые растения, но встречаются и древовидные, лиановидные формы. Также встречаются и папоротники - эпифиты, селящиеся на других растениях.

Вопрос 1. Какие формы папоротников существуют?

Вопрос 2. В каких областях земного шара распространены папоротники?

Вопрос 3. Почему папоротники редко встречаются в пустынях?

Вопрос 4. Каких размеров достигают листы папоротников?

3 ряд, вы – экологи. Ваша задача расставить номера значений папоротников в природе и жизни человека, которые приведены в карточке.  На странице 62 учебника у вас есть информация, благодаря которой вы можете дополнить свои пункты.

Экологи (Приложение 3)

Таблица

Значение для природы

Значение для человека

 

 

Текст

Значение папоротников

1. Используют в медицине (глистогонное средство).

2. Папоротники, как и все зеленые растения, выделяя кислород, участвуют в круговороте веществ и энергии в природе.

3. Папоротники являются средой обитания и пищей для беспозвоночных животных.

4. Папоротники – великолепные декоративные растения, их используют для украшения.

5. У некоторых видов папоротников части растения употребляют в пищу. У папоротника орляка съедобны молодые закрученные “завитки” листьев.

6. Каменный уголь, образовавшийся из отмерших древовидных папоротников – один из лучших видов топлива, сырье для химической промышленности.

7. Но можно привести пример и отрицательного влияния папоротников на организмы природных сообществ. Так, самым вредным сорняком среди водных растений является папоротник сальвиния. У сальвинии хорошо развита способность к вегетативному размножению, вследствие чего толщина ее слоя в водоеме достигает порой 25 см, что может привести к гибели растений и животных.

8. В настоящее время папоротники – вымирающая группа растений. Многие виды занесены в Красную книгу, например Ужовник обыкновенный.

Одна пара осталась без дополнительного задания, это неспроста. Вы – ботаники. Возьмите учебник и выходите к доске. Ваша задача разобраться, какое же строение имеют папоротники. (слайд 6).

Ботаники (Приложение 4)

Задание

1. Прочитать о строении папоротников на стр. 61 учебника.

2. Найти ошибки на рисунке, показанном на слайде.

3. Исправить ошибки и объяснить их.

4. Ответить на дополнительные вопросы.

Вопросы

1. Какие поколения выделяют в жизненном цикле папоротника?

2. Какое из этих поколений преобладает в цикле?

3. Какие функции выполняют листья папоротников?

У. - На выполнение заданий у вас есть две минуты. После мы проверим и поделимся полученной информации друг с другом. Приступаем.

Ученики выполняют полученное задание. После садятся на свои места.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу
Вниз опустили, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.

Проверка задания у доски

У. - Давайте проверять. Начнем с ботаников. Класс, откроем рабочие тетради на странице 31. Нас интересует задание 41. Начинаем заполнять. Биологи, расскажите, что вам удалось выяснить.

Ученики показывают одноклассникам основные отличительные черты папоротников на доске. Класс параллельно заполняет строение папоротников в рабочей тетради, с.31, задание 41.

У. - Вот мы и выяснили особенности строения папоротников. А теперь дадим слово палеонтологам. Кто желает ответить?

Отвечают ученики 1 ряда.

У. - Вот мы и раскрыли с вами тайну происхождения папоротников! Давайте продолжим. Что нам расскажут биологи?

Отвечают ученики 2 ряда.

У. - А вот мы узнали общие признаки.

Резервное задание (если останется время)

У. Каким обычно мы представляем себе папоротник?

у. - травянистое растение, папоротник средних размеров, папоротник, который можно встретить в лесу.

У. Вы удивитесь, узнав, насколько разнообразными бывают папоротники. У вас на партах есть небольшие листы. На них вы найдете описание папоротников. Посмотрите на экран. Ваша задача найти самый большой, самый маленький и самый вредный папоротники. (слайд 7).

Ученики рассматривают карточки с названиями и описанием папоротников:

Папоротник страусник используется как декоративное растение. Его спороносные листья по форме очень похожи на перья страуса. Отсюда и название – страусник.

Среди водных растений есть папоротник сальвиния, найденный в Африке. Он был обнаружен в водохранилище Кариба в мае 1959г. За 11 месяцев он буквально “задушил” водохранилище, распространившись на площади в 199 км.

В Новой Зеландии растет древовидный папоротник - Циатея серебристая. Отдельные представители достигают высоты 24 метра и имеют листья(вайи) длинной 5 м.

Наиболее токсичным из произрастающих в России папоротников является щитовник. Корневище обладает специфическим запахом и сладковато-терпким вкусом, однако, использование не исключает возможность отравления.

Водный папоротник - азолла, обитает в Северной Америке. Длина его листьев достигает 12 мм.

Ученики названия на слайде согласно описаниям.

У. - Пришло время вернуться к вопросу урока: Почему никто никогда не нашел цветок папоротника?

у. - папоротник размножается спорами, а для образования спор цветок не нужен.

Итог

У. - Подведем итог. Встаньте. Посмотрим, насколько внимательно вы меня слушали сегодня на уроке. Я буду задавать вам вопросы. Если вы считаете, что ответ да, то полностью поднимите руку, если считаете, что нет – стоите и не двигаетесь. Если вы ответить неправильно, попрошу вас сесть. Выигрывают те, кто сможет правильно ответить на вопросы и останется стоять.

Отвечайте самостоятельно, не обращая внимания на ответы своих одноклассников. Вы можете сбить друг друга и ответить неправильно. Доверьтесь себе!

Закрепление (Игра)

1. Папоротники, как и мхи, имеют органы: стебли, листья и корни.

2. Листья папоротников называются вайи. +

3.Листья папоротников растут верхушкой. +

4. Легенды о папоротнике справедливы, папоротник цветёт.

5. Современные папоротники представлены только травянистой формой.

6. На нашей планете встречается более 10000 видов папоротников. +

7. Каменный уголь образовался из древних папоротникообразных. +

8. Папоротники растут только во влажных тропических лесах.

9. Сорусы - это бурые, некрупные бугорки, в которых образуются споры. +

10. Молодые листья папоротников в некоторых странах мира используются в пищу. +

Обязательно запишем ваши результаты, чтобы поставить оценку на усмотрение вашего учителя.

Домашнее задание: Стр. 61-65, Составить список папоротников «Самый-самый» (слайд 9).

Описание папоротников.

5. Рефлексия

1) на мизинце продолжите: «Я узнал о…»

2) на безымянном запишите: «Я сделал…»

3) на среднем: «Настроение у меня…»

4) на указательном: «Я помог…»

5) на большом пальце: «Мое самочувствие…»