Открытый урок "Особенности обучения плаванию способом брасс"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Главное отличие урока в бассейне от урока в зале состоит в том, что среди пришедших на занятие и освобожденных от физических нагрузок есть ученики, которые не владеют навыком плавания (по медицинским показаниям или вновь прибывшие). А, следовательно, для вовлечения в образовательный процесс всех обучающихся целесообразно разделить детей на 3 подгруппы, каждая из которых получает свое задание на уроке.

В целях развития интеллектуальных способностей занимающихся, а также для привития интереса к регулярным занятиям плаванием, была создана система формул и графической записи И.П. основных упражнений. Расширив владение данным навыком, обучающие получают возможность общаться «на одном языке» с преподавателем, что улучшает понимание предмета, повышает моторную плотность урока, и в дальнейшем, позволяет ребенку вести самостоятельную тренировочную деятельность.

 Учебное оборудование и инвентарь в помещении бассейна:

  • плавательные доски, колобашки (по количеству занимающихся);
  • конусы яркой окраски (4 шт.);
  • школьная передвижная доска;
  • видеокамера, транслирующая online - урок на внешний экран (например, на телевизор).

 Учебное оборудование в помещении холла бассейна: телевизор, принимающий с видеокамеры online - урок.

Место проведения - бассейн ГБОУ города Москвы «Школа Марьина Роща имени В.Ф.Орлова» (12,5 м х 8,4 м; 4 дорожки; глубина 0,8–1,5м).

Задачи урока:

  • Совершенствование движений рук и ног в плавании брассом на груди и на спине.
  • Совершенствование техники плавания брассом с различным сочетанием движений рук и ног в согласовании с дыханием.
  • Развитие скоростно-силовых качеств.
  • Содействие развитию интеллектуальных способностей.
  • Формирование интереса к изучаемому предмету и заинтересованности в занятиях плаванием.

Форма проведения урока - практическое занятие с элементами исследовательской деятельности.

  • I группа занимающихся (основная); имеют плавательные принадлежности для урока в бассейне;
  • II группа занимающихся (временно освобожденных от физической нагрузки); имеют ручку и рабочий лист №1, располагаются в холле бассейна перед экраном, принимающим online изображение урока.
  • III группа занимающихся (освобожденных от плавания по медицинским показаниям и не проходивших ранее курс обучения плаванию); имеют ручку и рабочий лист №2, располагаются в холле бассейна.

Занимающиеся II и III группы находятся под наблюдением инструктора.

Описание урока.

В процессе урока обучающимся предстоит:

  • ознакомиться с историей возникновения способа плавания «брасс»;
  • закрепить знания о правилах поведения и технике безопасности на занятиях в бассейне;
  • повысить свои интеллектуальные способности: посредством выполнения ситуационных задач - занимающиеся I группы; на основе меж предметных связей - занимающиеся II и III группы;
  • расширить умение составлять формулы плавательных упражнений и использовать графическую запись исходных положений.
  • приобрести умение правильно сочетать движения рук и ног с дыханием при плавании брассом (для обучающихся основной группы).

Особенности способа плавания «брасс».

Обучение брассу - важный этап в общем освоении навыка плавания. Брасс, являясь наименее энергозатратным способом плавания, применяют для отдыха и расслабления на воде. Элементы брасса на груди и на спине используют в прикладных целях, для помощи пострадавшим на воде и в различных экстремальных ситуациях. Симметричные движения рук и ног, а также удлиненная фаза скольжения позволяют широко использовать брасс, как средство лечения и профилактики при различных нарушениях осанки.

Основной особенностью данного способа плавания является то, что движения рук и ног происходят в горизонтальной плоскости. Это отличает брасс от трех других спортивных способов плавания (кроля на груди, кроля на спине и дельфина), где движения совершаются в вертикальной плоскости. Кроме того, гребок руками в брассе (а именно, все его фазы: захват, разведение и выведение) производят в воде, т.е. отсутствует пронос над водой как в других способах.

Данные особенности брасса обуславливают то, что его освоение происходит не одновременно с кролем (на груди и на спине) и дельфином. Во избежание отрицательного переноса навыков, обучение целесообразно начинать с трех «родственных» способов. Затем, уже после закрепления техники «вертикальными способами плавания» (и на ряду с их совершенствованием), мы приступаем к освоению «горизонтального способа плавания» - брасса.

Ход урока

Теоретическая часть

1. Инструктаж по технике безопасности при проведении занятия в бассейне и, непосредственно, при плавании брассом;

2. Особенности техники плавания брассом (в процессе урока);

3. Повторение основных правил записи формул плавательных упражнений и графических изображений   И.П. (Приложение 1).

4. Постановка задач;

Деление на 3 подгруппы:

  • занимающиеся 1-й подгруппы - переходят в раздевальные залы, подготавливаются к занятию в бассейне;
  • занимающиеся 2-й подгруппы - в холле бассейна, заполняют первое задание рабочего листа №1 (Приложение 2), далее перед телевизором, смотрят трансляцию online - урока, выполняют второе задание рабочего листа, выделяя технические ошибки у предварительно закрепленного за каждым из них «подопечного», занимающегося в воде; выполняют третье задание, предлагая способы устранения технических ошибок;
  • занимающиеся 3-й подгруппы - в холле бассейна заполняют рабочий лист №2 (Приложение 3).

Конспект урока

I группа

II группа

III группа

Подготовительная часть (15 мин с теоретической частью)

 

Выполняемые действия и упражнения

Пояснения и методические указания

Выполняют задание 1
в рабочем листе №1

Выполняют
Задания 1,2,3,4
В рабочем листе №2

На суше:
1. «Разминка пловца»;
2. Имитационные упражнения для брасса:

 

1) Упражнение «Цапля»;

Стоя, подтянуть пятку к ягодице, взяться за пятку рукой-развернуть стопу - пауза

2) Движения руками брассом

При необходимости с помощью преподавателя, который направляет и корректирует правильную траекторию движения

В воде:
3) Движения руками брассом, стоя на дне

на мелком месте, стоя в наклоне, руки на воде;

4) Упражнение «лягушка»

лежа в положении «звездочка на спине», подтянуть пятки к ягодицам, взяться руками за пятки - развернуть стопы - пауза), повторить, повернувшись на грудь

Основная часть (23 мин ) Online-урок

 

1. Скольжения с дополнительными элементами

Выполняют задание 2
в рабочем листе №1

Выполняют
Задания 1,2,3,4
В рабочем листе №2

1) И.П. - руки впереди; скольжение на груди с последующим гребком брассом до бедер;
2) И.П. - руки впереди; скольжение на груди с последующим толчком ногами брассом.

отсылка к теоретической части урока.

2. Упражнения для проработки первого элемента из основной заявленной темы. (5 мин) Мотивационная задача. «Молчанка»

1) И.П. - руки впереди; плавание с помощью рук брассом и ног кролем, вдох в начале гребка

«Молчанка»:
Предлагаемые упражнения выполняются занимающимися самостоятельно. Упражнения записываются преподавателем на доске с помощью специальных формул и графических изображений (которые заранее отработаны с обучающимися).

2) И.П. - руки впереди; плавание с помощью рук брассом и ног дельфином, вдох в начале гребка

3) И.П. - руки впереди, колобашка в ногах; плавание с помощью рук брассом, вдох в начале гребка

4) И.П. - руки впереди, ноги скрестно; плавание с помощью рук брассом, вдох в начале гребка

3.Упражнения для проработки второго элемента из основной заявленной темы, или элемента дополнительной темы. (5 мин) Техническая задача. «Step by step»

1) И.П. - руки впереди с доской; плавание с помощью ног брассом (вдох перед подтягиванием ног)

«Step by step» (по лестнице вверх):
Каждое последующее упражнение сложнее предыдущего. Добавляя к каждому выполняемому упражнению по одному элементу, побуждаем занимающихся осуществлять действия, строго следуя заданному условию.

2) И.П. - руки впереди с доской; плавание с помощью ног брассом, делая 3 поворота доски во время выдоха (вдох перед подтягиванием ног)

3) И.П. - руки вдоль туловища; плавание с помощью ног брассом (вдох перед подтягиванием ног);

4) И.П. - руки сзади пальцы в «замке»; плавание с помощью ног брассом (вдох перед подтягиванием ног);

5) И.П. - руки сзади пальцы в «замке»; плавание с помощью ног брассом с последующим поворотом на спину и обратно (вдох – во время поворота на спину, выдох-при движении на груди)

4. Упражнение на расслабление (или игровое упражнение).

И.П. - лежа в положении «звездочка на спине»

выполнять 90 сек, не вставая на дно

5. Основное задание I. (5 мин)

1) И.П. - руки впереди; плавание с помощью рук и ног брассом в сочетании: 1 гребок руками - 2 толчка ногами - пауза (вдох в начале гребка)

 

2) И.П. - руки впереди; плавание с помощью рук и ног брассом в сочетании: 2 гребка руками - 1 толчок ногами – пауза (вдох в начале каждого гребка)

 

3) И.П. - руки впереди; плавание с помощью рук и ног брассом в сочетании: гребок руками - пауза - толчок ногами – пауза (вдох в начале гребка)

 

4) И.П. - руки впереди; плавание с помощью рук и ног брассом в сочетании: 1 гребок руками -1 толчок ногами – пауза - 1 гребок до бедер - 1 толчок ногами - пауза (вдох в начале каждого гребка)

 

6. Упражнение на дыхание

Выдохи в воду с седом на дно «по-турецки»;

15 раз

7. Основное задание II. (5 мин) Целевая задача. «Игра скоростей».

1) первый отрезок –быстро; второй-свободно; третий-быстро (●▬●)

«Игра скоростей»: Бассейн разделить по длине на 3 равных отрезка, обозначив границы яркими конусами. Каждый бассейн проплывается брассом в полной координации, с заданным темпом. Если оговорить заранее, что быстрый отрезок обозначается как ●, а свободный, как ▬, то задание можно записывать на доске (Азбука Морзе)

2) первый и третий – свободно; второй- быстро (▬●▬)

3) первый и второй – быстро; третий – свободно (●●▬)

4) первый и второй свободно; третий - быстро (▬ ▬●)

Заключительная часть. 7 мин

Упражнение на расслабление (или игра)

Выполняют задание 3
в рабочем листе №1

Выполняют
Задания 1,2,3,4
в рабочем листе №2

1) Плавание способом брасс на спине

с наименьшим количеством циклов движений на 1 бассейн.

2) Организованный выход из воды.
3) Подведение итогов занятия.
4) Переход в душевые

 

1. Анализ пройденного материала.

2. Домашнее задание:
1) составить графическую запись И.П. упражнений: плавание на руках брассом (колобашка в ногах); плавание на ногах на спине кролем, руки вдоль туловища.
2) записать формулу упражнения: плавание на правой руке кролем на груди (вдох вправо).