Урок русского языка по теме "Мягкие и твердые согласные звуки". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: систематизирование знаний учащихся о твёрдых и мягких согласных звуках; создание условий на уроке для усвоения данной темы.

Задачи:

  • научить способам обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков;
  • развивать орфографическую зоркость, умение производить звуковой анализ слов;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение работать в парах.

Оборудование: учебник “Русский язык” часть 1 (автор Л. М. Зеленина), карточки для работы в парах, индивидуальной работы, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок.
Начинаем мы урок.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

2. Актуализация знаний.

Игра “А я помню…”.

- На какие группы можно поделить все буквы? (Гласные, согласные; буквы, которые не обозначают звука)

- Чем отличается гласный звук от согласного? (Гласный состоит только из голоса; при произношении гласного нет во рту преград, гласный звук образует слог)

- Что знаете и можете рассказать о согласных звуках? (Звон., глух., парн., непарн.)

- Как отличить звонкие звуки от глухих ? (Звон. произнос. с участием голоса и шума, а глухие – только с участием шума)

- Назовите парные, звонкие непарные, глухие непарные.

- Звуки мы (говорим, слышим).

- Буквы мы (видим, читаем, пишем).

- А какое сегодня число? (15 ноября)

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я берусь.

3. Словарная работа.

(Слайд 1-8)

1) Если ты его отточишь —
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? ... (Карандаш)

2) На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков ...  (Горох)

3) Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

4) Тихо, тихо снег идёт.
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд.
Во дворе…  (Лопатой)

5) В каком словарном слове
“растёт” ель? (Учитель)

6) Льется речка - мы лежим,
Лед на речке - мы бежим. (Коньки)

7) Это хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также для еды, питья: чашки, тарелки, кастрюли. (Посуда)

8) Как одним словом назвать предметы комнатной обстановки: диван, стол, стулья? (Мебель)

(Слайд 10)

4. Формирование темы урока

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

- Произнесите первые звуки в этих словах.
- В каком слове первый согласный мягкий? (Белка)

Докажите.

5. Определяем тему урока “Мягкие и твёрдые согласные звуки.”

(Слайд 9)

6. Постановка проблемы

На доске рисунки: маска и мёд, зонт и зеркало, лук и лимон.

(Слайд 11)

Работают 3 ученика с первого, со второго, и третьего ряда. (К доске выходят по одному, остальные работают в тетрадях.)

Дети записывают слова в два столбика.

Вывод: перед гласными ё, е, и согласные мягкие.

(Слайд 12)

Предлагаю задание “Весёлые звуки”. (Карточки с заданием у ребят на партах)

(Слайд 13)

На прогулку вышел хряк,
Постоял и в лужу… (Бряк).

Сам доволен: - хрюк - хрюк - хрюк,
Хорошо, что я без … (Брюк)

Прошу в слове БРЯК найти и подчеркнуть мягкий согласный звук.

Кто был внимательным и нашёл в прочитанном стихотворении ещё слова с мягким согласным? (ХРЯК, ХРЮК)

Вывод: перед гласными ё, е, и, я, ю согласные мягкие.

(Слайд 14)

- На какие две группы делим гласные? (гл. 1 ряда и гл. 2 ряда)

(По ходу выполнения работы заполняется таблица)

(Слайд 15)

Правила в сопоставлении
Мягкие согласные Твёрдые согласные
1. Мёд, зеркало, лимон, бряк, брюки.

Гласные 2-го ряда (е, ё, и ю, я) обозначают мягкость впереди стоящего согласного.

1. Маска, зонт, лук, мыло, поэт.

Гласные 1-го ряда (а, о, у, ы, э) обозначают твёрдость впереди стоящего согласного.

2. Уголь, банька.

Мягкий знак в середине и на конце слова обозначает мягкость впереди стоящего согласного.

2. Угол, банка.

Согласный на конце и в середине слова перед твёрдым согласным слышится твёрдо.

3. 3.

Слова: мыло и поэт проговариваю устно. В слове мыло прошу определить мягкость или твёрдость первого согласного звука, а в слове поэт дать характеристику третьему звуку.

Физминутка

Работа по учебнику с .75. у. 77

4б., 4зв. 5б., 4зв.

Угол – уголь

Вывод: буква ь знак, звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Под диктовку.

Кров - кровЬ, шест - шестЬ, банка – банЬка.

У.78 устно.

7. Для закрепления изученного материала возвращаемся к словарным словам.

Задание: 1 вариант. Найти слова, где все согласные мягкие. Прошу подчеркнуть их зеленым карандашом. (Учитель, мебель) 2 вариант. Найти два слова, где все согласные твердые. Подчеркнуть их синим карандашом. (Карандаш, горох)

8. Работа в парах. Найти слова, где встретились твердые и мягкие согласные.

Задание.

(Слайд 16)

У пенька пять опят.

Прочитать скороговорку правильно и быстро несколько раз. Записать по памяти.

Проверяем.

Подчеркиваем только те буквы, которые обозначили мягкость согласных (простым карандашом).

Кто не сделал ни одной ошибки – тихонько похлопайте в ладоши.

Вывод: мягкость согласных звуков на письме обозначается буквами Е, Ё, И, Я, Ю, Ь.

(Слайд 17)

Домашнее задание: с. 76 у. 79.

(Слайд 18)

Итог. Какое знание мы сегодня закрепили? Дети отвечают. Затем ещё раз обращаемся к таблице для зрительного повторения.

Оценивание смайликами.

9. Повторение. Работа в парах на карточках

Добавь слог с мягким согласным.

1) …тер, …лок, …ва. (Ветер, вилок, клюква)

Какие слова здесь спрятаны?

2) …ень, …ень, …ень, …ень, …ень. (День, пень, лень, тень, сень)

(Самопроверка на обратной стороне карточки)

С любым из этих слов составить предложение и записать его.

Рефлексия.

- Какая задача стояла перед нами?

- Удалось ли её решить?

- Кто справился с задачей?

Кто испытывал затруднения? Почему?

Так как таблица наша не закончена под пунктом 3, мы продолжим ее заполнение на следующем уроке.

Список литературы

  1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., учебник “Русский язык”. 2 класс (1 часть), Москва “Просвещение”, 2008 г.
  2. Ежемесячный журнал “Начальная школа”.
  3. Кислякова В.Е. “Русский язык”. 2 класс: технологические карты уроков по учебнику Канакиной В.П., Городецкого В.Г., Волгоград. “Учитель”, 2013 г.
  4. Бондаренко А.А., “Русский язык для веселых девочек и мальчиков”, книга для учащихся начальных классов.