Кружок "Я – гражданин России". Тема занятия: "Государственные праздники в России. Новый год". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: Формирование представления о государственных праздниках в России.

Задачи урока:

  1. Формировать умения:
    • осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя;
    • представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах аргументированного ответа на вопрос;
  2. Формировать понятия: «праздники», «государственные праздники»; продолжить формировать умение работать с текстом; воспитывать патриотические чувства.
  3. Развивать познавательную активность и самостоятельность в получении знаний.
  4. Воспитывать у учащихся интерес к новым знаниям; любознательность, сообразительность, умение внимательно слушать; уважительное отношение к окружающим людям.

Ход занятия

I. Инициация (начало урока)

Мы сегодня встретились на очередном занятии кружка. Деление на группы, используя жетоны (ёлочные игрушки-украшают ёлку). Дети садятся по группам.

II. Вхождение или погружение в тему (сообщение целей)

1. Посмотрите, пожалуйста, на вопросы, на которые вам предстоит дать ответ в конце нашего урока (Вопросы рефлексии)

2. – Какой праздник приближается?

– Что такое праздник? (В русском языке это означало «праздный», «пустой» от работы день. На самом деле праздники не только являются временем для отдыха и раскрепощения, но и имеют важное социально-культурное значение, сохраняют традиции и служат связующим звеном для многих поколений. К тому же кроме светских, государственных, народных и религиозных праздников в России очень любят отмечать праздники семейные и профессиональные)

III. Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов)

1. Работа с текстом (у детей на столах лежат тексты) (приложение 1)

– Прочитайте и выясните, какие бывают праздники? – Перечислите государственные праздники (вынести на доску: государственные, профессиональные, религиозные...) Государственные праздники России – официально установленные праздничные дни, которые объявлены выходными днями.

– Как вы думаете, с историей какого праздника мы познакомимся? (целепологание)

– Почему вы так решили?

IV. Проработка содержания темы (групповая работа учеников)

1. Учитель знакомит детей с историей празднования Нового года (с сопровождением слайд-фильма)

  • До XV века (возможно, до принятия христианства) На Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю.
  • В 1348 году состоялся Собор (Собрание должностных или выборных лиц для рассмотрения и разрешения вопросов организации и управления) в Москве, на котором было решено начинать год с сентября, а не с марта. 
  • С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как в других странах Европы, 1 января (по юлианскому календарю)

Праздновать Новый год с ёлкой стали в России при Петре I.

Царским указом всем жителям велено:

  • отмечать встречу Нового года;
  • зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки;
  • поздравлять друг друга, дарить подарки;
  • украшать дома хвойными деревьями.

– Какие Новогодние традиции вы знаете? Какие игры (зимние забавы детей) вы знаете?

ФИЗ. ПАУЗА

Игра «Верите ли вы?» (сопровождение слайд-фильма)

2. Новый год – самый первый и долгожданный праздник, и больше всего его ждут дети. В это время все дарят друг другу подарки, желают счастья, радости, добра и исполнения всех желаний. Традиционно принято встречать Новый год дома, в кругу семьи, родных и близких.

Задание

– Интересно ли вам узнать, как празднуют Новый год в других странах? (приложение 2)

Самостоятельная работа детей с текстами (на столах у детей лежит информация о праздновании Нового года в Англии, Франции, Испании)

– Что интересного вы можете нам рассказать из прочитанного?

– Кто хочет узнать больше? Где вы можете получить эту информацию?

V. Подведение итогов

Одной из традиций Нового года является: поздравления и пожелания. Что бы вы могли пожелать всем жителям нашей планеты? (пожелания прикреплять на новогодние игрушки)

VI. Рефлексия

– Какие выводы вы сегодня сделали, побывав на кружке?

– Что бы вы могли сегодня сказать при помощи этих слов?

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я смог…
  • я попробую…

Презентация