Урок математики по теме "Виды треугольников". 4-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 4


Класс 4

Образовательная система “Школа России”, Моро М. И. Математика

Цель: Знакомство с классификацией треугольников в зависимости от углов.

Задачи

  • Показать учащимся практическую значимость геометрических знаний.
  • Систематизировать имеющиеся знания по теме “Геометрические фигуры”.
  • В ходе практической работы подвести учащихся к классификации видов треугольников в зависимости от углов.
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность.
  • Формировать коммуникативные качества личности.

Оборудование для учителя

  • Мультимедийный комплекс
  • Презентация “Виды треугольников” (Презентация)
  • Магнитная доска, магниты

Плакаты А4

  • “Виды углов” (Прил. 1)
  • “Элементы треугольника” (Прил. 2)
  • “Виды треугольников” (Тема урока)
  • “Задания для динамической паузы”
  • Памятка “Виды треугольников” (Прил. 3)
  • Занимательная задача “Сколько здесь треугольников?” и образец решения (Прил. 4)

Плакаты-термины

  • “Равносторонний”, “Равнобедренный”, “Разносторонний”
  • “Прямоугольный”, “Остроугольный”, “Тупоугольный”
  • “Остроугольный”, “Равнобедренный”, “Тупоугольный”, “Разносторонний”

Модели

  • 5 моделей отрезков: 3 средних одинаковой длины, 1 короткий, 1 длинный (гипотенуза)
  • 2 треугольника из цветной бумаги (остроугольный равнобедренный, тупоугольный разносторонний)

Оборудование для учащихся

  • Файл с геометрическим конструктором (Прил. 5)
  • 5 моделей отрезков: 3 средних одинаковой длины, 1 короткий, 1 длинный (гипотенуза)
  • 2 треугольника из цветной бумаги: остроугольный равнобедренный, тупоугольный разносторонний
  • Занимательная задача “Сколько здесь треугольников?”
  • Памятка “Виды треугольников” (Прил. 6)
  • Клей
  • Тетради
  • Ручки

План-конспект

Деятельность учителя Деятельность ученика Оборудование, слайд
1 Актуализация темы
  В жизни встречаются задачи такого вида: задача о колодце, который нужно построить около трех домов так, чтобы для всех хозяев расстояние до колодца было одинаковое.

Давайте примерно прикинем где? Здесь вы согласны?

анализируют предложенные варианты Слайд 1

Задача о колодце

  Точный ответ дает наука геометрия   Слайд 2

Решение задачи

  А вот задача о станции.

Около железной дороги расположены два поселка. Где простроить станцию, чтобы расстояние до поселков было равным?

анализируют предложенные варианты Слайд 3

Задача о станции

  И на этот вопрос дает ответ геометрия   Слайд 4

Решение задачи

  Мини итог. Мы с вами убедились, что человеку в жизни часто пригождаются геометрические знания и умения.
2 Обобщение геометрического опыта. Виды фигур
  А теперь давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы уже знаете    
  Точка, Прямая, Луч , Отрезок, Угол, Ломаная незамкнутая, Треугольник, Четырехугольник смотрят Слайд 5

Виды фигур

  Тот, кто слева поднимите руки, назовите соседу все геометрические фигуры.

Тот, кто справа и слушал, поднимите руки, если согласны, не согласны

рассказывают

соседу

 
  А сейчас мы будем работать по цепочке

Вразброс показать фигуры

отвечают по цепочке  
3 Обобщение геометрического опыта. Виды углов
  Нам пригодятся сегодня виды углов. Давайте их вспомним: Острый, Прямой, Тупой смотрят Слайд 7

Виды углов

  Скажите друг другу.    
  Оставим для себя небольшую памятку   Виды углов
  Мини итог. Мы повторили уже известные вам сведения о геометрических фигурах. Теперь перейдем к новому материалу
4 Определение треугольника
  Сейчас мы будем работать с геометрическим конструктором. Разложите модели отрезков на столе   5 моделей отрезков
  Выложите из трех деталей конструктора фигуру, которую можно было бы назвать так – незамкнутая из трех звеньев ломаная выкладывают на столах На доске 3 отрезка у учителя
  Замкнем ломаную. замыкают На доске
  Как называется такая фигура? (треугольник) по цепочке  
  Определение: Замкнутая ломаная линия, состоящая из трех звеньев, называется треугольник слушают  
  Давайте вспомним элементы треугольника

стороны, вершины, углы.

Оставим для себя памятку

находят на своих фигурах Элементы треугольника
  Мини итог. Когда решалась задача про колодец, получалось много различных треугольников, и приходилось доказывать, что они равны, а для этого нужно знать свойства треугольников, виды треугольников
  Запишем тему урока. Она вам очень пригодится в 7 классе. Виды треугольников. записывают в тетрадях Виды треугольников
5 Красивые фигуры
  Есть красивые четырехугольники и не очень красивые смотрят Слайд 8. Ромб, четырехугольник
  Кому понравился 1? Поднимите руки

Кому 2? Поднимите руки

поднимают руки  
  Почему? Скажите друг другу.

Руки кому понравился ответ товарища

друг другу

руки

 
  Почему вам понравился? (Все стороны равны). Так и треугольники. ответ по желанию  
6 Виды треугольников в зависимости от сторон
  Знакомясь с видами треугольников, мы с вами сначала посмотрим на стороны треугольника, а потом на углы.    
  Давайте попробуем выложить самый красивый треугольник. выкладывают  
  Как называется такой треугольник?

Какие вы использовали детали?

цепочка  
  Мы использовали 3 равных отрезка. Такой треугольник называется равносторонним   Равносторонний
  Чтобы нам не упустить все случаи будем действовать по плану    
  Давайте возьмем два равных отрезка и самый маленький. выкладывают  
  Как называется треугольник? (равнобедренный)

У него равные боковые стороны

цепочка Равнобедренный
  Сначала у нас было 3 одинаковых отрезка, потом два одинаковых. Как вы думаете, какие нам теперь взять отрезки? (Все разные) выкладывают  
  Как называется такой треугольник? цепочка Разносторонний
  Мини-итог. Итак, мы рассмотрели виды треугольников в зависимости от сторон. Они делятся на 3 вида. Расскажите друг другу эти слова (работа в парах)
7 Виды треугольников в зависимости от углов
  Мы понаблюдали за сторонами. В зависимости от вершин классификации треугольников нет. Давайте понаблюдаем за треугольниками в зависимости от углов   Элементы треугольника
  Возьмите два одинаковых отрезка. Давайте построим прямой угол. Самый важный и красивый. Проверим с помощью тетради выкладывают, проверяют  
  Подберите третий отрезок, чтобы замкнуть ломаную и получить треугольник замыкают  
  Такой треугольник называется прямоугольный   Прямоугольный
  Давайте снова возьмем два равных отрезка. Теперь построим угол меньше прямого. Как называется такой угол? выкладывают  
  Подберите третий отрезок, чтобы замкнуть ломаную и получить треугольник замыкают  
  Если в треугольнике все углы острые, то он называется остроугольным   Остроугольный
  Давайте построим угол больше, чем прямой. Для этого возьмем снова возьмем два равных отрезка. Как называется такой угол? (тупой) выкладывают  
  Подберите третий отрезок, чтобы замкнуть ломаную и получить треугольник замыкают  
  Такой треугольник называется тупоугольным   Тупоугольный
  Мини итог. Итак, мы рассмотрели виды треугольников в зависимости от углов. Давайте постараемся запомнить (хором). Расскажите друг другу. Можно смотреть на плакат. Поднимите руки, кто согласен, не согласен.
8 Динамическая пауза
  56 : 8 - 7 раз

2 *  6 - 12 раз

присесть подпрыгнуть Плакат с примерами
  Мини итог. Мы отдохнули, теперь работаем дальше
9 Обобщение теоретических знаний
  Давайте еще раз обобщим все, что мы теперь знаем о видах треугольников по таблице. Обвести рамку. Черта, С (стороны), У (углы) хором  
  Расскажите друг другу все 6 видов треугольников в парах  
  Кто согласен с ответом товарища? руки  
  Мини итог. Мы обобщили наши знания о видах треугольников зависимости от сторон и в зависимости от углов. Теперь на практике давайте поучимся их определять
10 Найди треугольник
  Попробуйте найти на рисунке заданный треугольник и назовите его номер: Скажите соседу номер треугольника в парах Слайд 8

Найди

  Прямоугольный разносторонний - 3

Прямоугольный равнобедренный - 4

по цепочке треугольник
  Мини итог. Мы находили треугольники по описанию, а сейчас наоборот нам нужно будет описать треугольники
11 Закрепление нового материала
  Из геометрического конструктора возьмите 2 треугольника   2 треугольника
  Поднимите розовый треугольник. Скажите соседу 2 его характеристики. Одно слово из черной колонки, другое из синей в парах  
  Кто согласен с ответом товарища поднимите руки    
  Давайте приклеим его и запишем приклеивают, пишут Остроугольный Равнобедренный
  Поднимите фиолетовый треугольник

Скажите соседу 2 его характеристики

Одно слово из черной колонки, другое из синей

в парах  
  Кто согласен с ответом товарища, поднимите руки руки  
  Давайте приклеим его и запишем приклеивают, пишут Тупоугольный Разносторонний
  Мини итог. Мы с вами потренировались давать треугольнику несколько характеристик
12 Итог урока   Слайд 9
  Сегодня на уроке мы с вами вспомнили виды треугольников в зависимости от сторон. И познакомились с видами треугольников в зависимости от углов. Эти знания пригодятся вам на уроках геометрии в старших классах.
  Чтобы вы лучше запомнили, я приготовила для вас памятки “Виды треугольников”. передают друг другу Памятки “Виды треугольников”
  Оценка работы детей. Вы были наблюдательными, настойчивыми, любознательными. Мне было приятно с вами работать. Спасибо вам за поддержку и помощь
13 Домашнее задание
  На дом я предлагаю вам задание, которое формирует геометрическую зоркость.

Дома с родителями попробуйте сосчитать, сколько здесь треугольников. Обратите внимание, треугольники могут быть такими: (показать на образце)

Работайте не хаотично, а по определенному плану, чтобы быть уверенным, что вы ничего не потеряли и ваш ответ надежный

  карточки каждому,

“Сколько здесь треугольников” (образец)