Урок литературного чтения во 2-м классе. С.Михалков. «Новогодняя быль»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить знакомить детей с произведениями С. Михалкова;
  • отрабатывать навыки беглого, осознанного и выразительного чтения;
  • развивать речь учащихся;
  • воспитывать любовь к природе и бережному отношению к ней.

Задачи:

  • формировать умение сопереживать, понимать другого, себя;
  • развивать эмоционально-духовную, нравственную сферу ребенка, его мыслительную деятельность;
  • использовать приём технологии развития критического мышления: Ромашку Блума.

Оборудование: учебник Л.Ф.Климановой «Родная речь», компьютер, мультимедийный проектор, презентация, ромашка вопросов, карточки со словами, ёлочка и украшения для неё.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над развитием речевого аппарата.

- Как всегда, урок начнём с разминки. (Хором)

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

1. Дыхательная гимнастика.

а) « Надуть шарик» – вдох через нос, медленный выдох через рот.

б) «Дышит носик» - указательным пальцем нажимаем на левую половинку носа, а через другую - делаем вдох, выдох; потом на правую половинку.

2. Артикуляционные упражнения.

Чистоговорка. (Презентация)

Ма-ма-ма – наконец пришла зима.

Су-су-су – стало холодно в лесу.

Са-са-са – под кустом сидит лиса.

Ву-ву-ву – в лесу видели сову.

Ри-ри-ри – а на ветках снегири.

Ой-ой-ой – зайке голодно зимой. (Слайд 1, презентация)

Скороговорка. (Работа над логическим ударением).

Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы. (Слайд 2, презентация)

III. Актуализация знаний.

 На прошлом уроке мы прочитали русскую народную сказку “Два мороза”.

- Как понимаете, выражение “топор лучше шубы греет”? Докажите, что это основная мысль сказки.

- Физический труд, работа помогали во все времена выжить человеку в сложных условиях. Труд облагораживает человека. Именно по труду судят о человеке, каков он.

IV. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с авторской (литературной) сказкой С. Михалкова “Новогодняя быль”. Будем учиться правильно и выразительно читать, задавать вопросы, находить ответы в тексте. (Слайд 3, презентация)

- Как вы думаете, почему автор назвал сказку былью? А почему новогодней?

V. Новый материал.

1. Первичное чтение.

-Я прочитаю вам сказку. Попробуйте, слушая это произведение, определить свои чувства, душевное состояние.

(Читает учитель с остановкой:

- Попробуйте задать творческий вопрос. Приложение 3.Ответьте на него. Слушайте дальше.)

2. Беседа после прочитанного.

- Понравилось ли произведение?

- Что в сказке реально, а что вымышлено?

- Какие чувства пробудила у вас эта история?

- Были ли моменты, когда вам было жалко Елочку? Опишите этот момент.

3. Подготовительная работа перед чтением.

- Давайте подготовимся к чтению сказки. Возьмите карточки. Отгадайте направление и прочитайте слова. Приложение 1. (Дети читают самостоятельно, а затем по очереди для всех).

4. Вторичное чтение текста и анализ произведения.

Чтение 1 части текста цепочкой по одному предложению.

- Задайте своим товарищам простые вопросы, используя ромашку вопросов. Приложение 2.

Чтение 2 части текста цепочкой по одному предложению.

- Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?

- Какой вы себе представляете Сороку по характеру? Что она делает?

- Какой Елочку изобразил художник?

- Найдите в тексте диалог Елочки и Сороки. Распределив роли, перечитайте его в парах.

-Кто желает прочитать выразительно для всех разговор Елочки и Сороки, чтением выразить своё к ним отношение? (1 пара читает)

- Хочется ли вам немного успокоить Елочку?

Физминутка

- Побежим все вместе в лес,
Встав скорей на лыжи.
Там мы Елочку найдем
И ей песенку споем.

Чтение 3 части текста цепочкой по одному предложению.

- Задайте практические вопросы. Ответим на них. Приложение 3.

Чтение 4 части текста цепочкой по одному предложению.

- Какое слово использовал автор, после чтения которого стало понятно, что за человек пришел в лес? Что вы можете сказать об этом человеке?

- Какой подарок он подарил Елочке? Как он отнесся к дереву? Почему?

- Что придумал папа, чтобы всем было хорошо?

- Как дальше сложилась жизнь Елочки?

- Почему слово «Елочка» автор записывает с заглавной буквы?

5. Расширение кругозора.

- Сказка, которую мы сегодня читали - это проза. А чем стихи отличаются от прозы?

- Знаете ли вы, что история, о которой мы сегодня узнали, была написана С. Михалковым и в стихах. Послушайте ее. (Слайд 4, презентация) (Ученик читает наизусть) Приложение 4.

VI. Постановка проблемы.

- С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку.

- Подумайте, а как мы могли бы помочь елям, чтобы их не рубили?

И. Токмакова. Живи, ёлочка! (1 ученик читает стихотворение) Приложение 4. (Слайд 5, презентация)

VII. Рефлексия.

- А мы с вами смастерили ёлочку сами. Давайте её украсим.

Если вам понравился урок, вы узнали что-то новое, научились думать и делать правильные выводы – повесьте на ёлку бантик.

Если на уроке не всё получалось – шарик.

А если вы недовольны своей работой на уроке, вам было трудно – сосульку.

VIII. Итог урока.

- Чему научил вас сегодняшний урок? (Слайд 6, презентация)

- Что важного для себя решили?