Химия успеха: из опыта классного руководства профильным физико-химическим классом

Разделы: Классное руководство

Класс: 11

Ключевые слова: одаренные дети


Опыт работы в сильнейшей школе Саратовского региона, успешно реализующей технологический профиль в рамках новых ФГОС, подводит нас к идее о том, что в системе непрерывной поддержки одаренных учащихся важнейшее место занимает работа их классного руководителя. От того, как в долгосрочной перспективе он сфокусирует мотивацию детского коллектива, как выстроит систему внеклассной работы, на каких проблемах сделает акцент в своей воспитательной работе, зависит формирование важнейшего компонента открытого образовательного пространства, который мы у себя называем «поддерживающей средой».

В тот момент, когда наша работа только начинается во вновь набранном классе 6-7-й параллели, концептуально важно выстроить систему собственных критериев успешности именно как классного руководителя. Организационная культура, которой много лет следует саратовский Физико-технический лицей №1, видит основные задачи классного руководства так: научить ребят быть успешными и свободными в своем осознанном выборе, для чего необходимо развить общую интеллектуальную эрудированность и высокий уровень критического мышления; научить ребят брать ответственность на себя, развить коммуникативные качества, эмпатию, эмоциальный интеллект, чтобы в итоге вырастить из них высоко конкурентноспособных лицеистов, выпускников, а затем и специалистов, составляющих интеллектуальную элиту российского общества.

Раскроем несколько педагогических кейсов из реальной практики классного руководителя, которые помогают нам в среднесрочной и долгосрочной перспективе решать обозначенные выше задачи.

В классе с самого начала было сформировано детское самоуправление, причем формирование началось с момента создания классного коллектива (в нашем случае – с седьмого класса). Лидеры класса возглавляют комитеты образования, дисциплины, труда, спорта, досуга, печати и ведут за собой одноклассников в масштабных внеклассных мероприятиях общелицейского, городского, регионального и всероссийского уровней. Особенность класса состоит в том, что в нашем классном коллективе собралось очень много детей-лидеров. Их энергии, интеллекта и сил в разы больше, чем в среднестатистическом детском коллективе, поэтому перед классным руководителем всегда стоит вопрос, каким образом лучше всего аккумулировать эту энергию с учетом интересов всех вовлекаемых детей, обеспечить их стопроцентную занятость и вовлечение в дело?

Ключевая особенность класса – его предметный профиль, который заявлен как физико-химический. В рамках образовательной программы старшей школы он является одним из самых сложных, поскольку максимальная учебная нагрузка уходит на занятия математикой, физикой и химией. Благодаря правильно расставленными приоритетам в семье и в классе, в лицее ребята любят хорошо учиться, им престижно быть отличниками и олимпиадниками, все они стремятся на ЕГЭ получить 100 баллов. Эта высокая планка задается с их самых первых дней в лицее. Авторитетом для учеников являются Заслуженные учителя РФ, а их в данном классе работает 5 человек, и выпускники прошлых лет, которые на постоянной основе теснейшим образом вовлечены во внеурочную разноформатную работу с классом, особенно в профориентационном направлении.

Принципиально важным фактором становится обучение детей именно в профильном физико-химическом классе. Именно профилизация позволила ребятам открыть для себя удивительный мир профессии физика и химика достаточно рано. За пять лет обучения они теснейшим образом познакомились с реалиями профессий через серии специальных тематических встреч с представителями ведущих региональных производств, систему экскурсий на промышленные предприятия, серии интервью с учеными и предпринимателями, работающими в наукоемких отраслях отечественного физико-химического производства, летние школы и практики в Институте химии Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского. Таким образом, все выпускники профильного класса уже со школьной скамьи имеют четкие ориентиры в выборе будущей профессии.

Большую роль в этом сыграло налаженное системное сотрудничество лицея с ведущими вузами Саратова – СГУ и СГТУ. Ребята свой первый урок–практикум по химии посетили в классическом университете уже в 8 классе. И в течение последующих четырех лет постепенно становились юными студентами, работая в вузовских лабораториях, слушая лекции профессорско-преподавательского состава университетов, участвуя в разработке проектов под руководством аспирантов и студентов старших курсов, выступая на студенческих конференциях, взаимодействуя с членами жюри на турнирах и разборах олимпиадных задач, посещая индивидуальные консультации, совместно работая на зимних и летних олимпиадных школах в лицее.

Повезло ученикам нашего профильного класса в том, что бывшие выпускники такого же профильного класса школы выпуска 1980 года стали нашими надежными образовательными партнерами, кураторами и шефами. Именно по их инициативе, при их организационной поддержке стали возможными экскурсии на заводы, профориентационные беседы, организация дополнительных занятий по профильным предметам за рамками школьного курса на базе СГУ, встречи с главным редактором журнала «Химия и жизнь» Л.Н.Стрельниковой, помощь в организации поездок на выездные олимпиадные школы в другие города. Но особенно важно, что выпускники ФТЛ последних лет – 2017, 2018, 2019 годов, также активно включаются в работу с нынешними школьниками. В качестве студентов ведущих российских химических и физических факультетов МГУ, Физтеха, МГТУ им. Н.Э.Баумана, Менделеевского института, ИТМО они работают с нынешними школьниками в дни каникул, приезжают, чтобы провести для них узкотематические мастер-классы, помогают в проектной и исследовательской работе в качестве кураторов.

На наш взгляд, такая реальная история межпоколенческого взаимодействия выпускников с нынешними школьниками и учителями ФТЛ воспитывает детей сильнее, чем знакомый всем формат разовых встреч на День выпускника или традиционные школьные праздники. Фактически, налаживание таких тесных вертикальных связей между выпусками разных лет формирует в нынешних школьниках правильное ощущение «благодарного выпускника», который вновь и вновь возвращается в родную школу и поддерживает свою almamater уже как профильный специалист.

Вместе с тем, работая с ребятами ФТЛ №1, мы понимаем, что не всегда можно удержать детский коллектив, механически объединяя их рамкой общих дел и проектов. Индивидуальные особенности каждого ребенка, возможности современного мира порой позволяют ему самостоятельно реализоваться, причем достаточно успешно, через серьезные занятия спортом или профессиональные занятия музыкой. Их высокая урочная нагрузка, вместе с высокой внеурочной не оставляют нам времени на «проектирование ради проектирования». Поэтому, определяя приоритеты совместной классной работы, мы делаем упор, прежде всего, на командное взаимодействие. Потому что только дополняя друг друга в классном коллективе, дети создают ситуацию успеха для себя и для других.

Какие форматы коллективной классной работы представляются нам по опыту наиболее результативными? Перечислим тезисно:

Каникулярные технологические школы «МИФ». Они традиционно проводятся по трем предметам – математика, физика, информатика, но с 2016 года к ним удалось успешно добавить химию. Совместно с нашим постоянным партнером – Институтом химии СГУ мы проводим химические интенсивы для одаренных детей города и области. Их наставниками выступали профессора и доценты СГУ, приглашенные студенты московских вузов, наши выпускники – призеры и победители всероссийских химических олимпиад.

Открытые лекции для детей, выбравших в старших классах физико-химический профиль, в рамках нашего спецпроекта «Школьная Академия». Лекторами выступают сложившие профессионалы из числа ученых или представителей реального химического производства, причем фокус мы делаем на междисциплинарном характере химии.

Химические турниры. С 2018 года на базе ФТЛ №1 проходят межрегиональные химические турниры – командное соревнование по теории решения изобретательских задач. Эта всероссийская инициатива, которую с 2016 года организует химфак МГУ, захватила нас и ФТЛ выступил с инициативой проведения первого такого турнира в Саратовской области на своей базе. Первый турнир состоялся в декабре 2018 года, а в феврале 2019 года команда ФТЛ как победитель региона отправилась в Екатеринбург на всероссийский финал и заняла там III место в командном зачете. В 2020 году ФТЛ представил на региональный этап МХТ уже две свои команды, одна из которых вышла на заключительный этап, который проходил в городе Москва, и завоевала бронзовую медаль

Профориентация. 10-й профильный химический класс в 2018/2019 учебном году участвовал в региональном профориентационном конкурсе «Найди себя в профессии!». Выбирая профессию будущего, ребята, не сомневаясь, остановились на профессии химика-аналитика. В рамках проекта им было необходимо подготовить комплект профориентационных материалов – аналитическую таблицу с преимуществами и недостатками профессии, журналистскую проблемную статью, рекламный буклет о профессии и видеоролик. Собеседниками лицеистов стали доктор химических наук, профессор Саратовского государственного технического университета Игорь Геннадьевич Остроумов; Советник Генерального Директора ООО «СИБУР», крупнейшей нефтеперерабатывающей компании РФ Игорь Михайлович Голубев; Генеральный директор саратовского ЗАО «Биоамид» Сергей Петрович Воронин. В своих интервью они поделились со школьниками собственным понимаем профессии химика-аналитика и дали прогнозные оценки востребованности профессии в Саратовской области, России и мире.

Проектная работа. Старшеклассники самостоятельно выбирают темы, когда в рамках ФГОС в 10-м классе работают над индивидуальными исследовательскими проектами. Доля выбирающих проекты по физхимии в ФТЛ стабильно велика, тем более, что Лицей предлагает для этого уникальный ресурс – базу собственного Центра молодежного инновационного творчества, где школьники проектируют и создают объемные 3D-модели химических объектов как учебные пособия для уроков химии. С 2016 года ученики ФТЛ развивают собственный образовательный веб-портал по химии BEEQUE и видеоблог на Youtube. Он уже отмечен наградами двух всероссийских конкурсов. Но этот проект тем более ценен для нас, что он перерос рамки собственно школьного проекта. Трое наших выпускников, ставших в 2018 году студентами МГТУ имени Н.Э.Баумана и РХТУ имени Д.И.Менделеева, продолжают проект по 3D-моделированию некоторых органических молекул на основе квантово-механических представлений уже в вузовских лабораториях.

Игры КВН и участие в интеллектуальных турнирах «Что? Где? Когда?». Лицейская команда «Теория Большого Взрыва» – победители городских полуфинальных игр школьной Лиги КВН 2019-2020 учебного года. Команда «Сингулярность» - победители городского чемпионата по игре «Что? Где? Когда?» среди учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений 2019-2020 учебного года и обладатели Диплома 2 степени регионального этапа «Интеллектуальной олимпиады Приволжского федерального округа» среди школьников по программе игры «Что? Где? Когда?».

Итогом системной внеурочной работы становится измеримый результат: из 11-го класса в этом году выпускаются один победитель и два призера заключительного этапа олимпиады школьников по профильным предметам; ровно одна треть класса – претенденты на медаль по окончанию школы; большая часть выпускников ориентирована на выбор вузов с мощной физико-химической подготовкой. Вместе с тем, наш первый профильный химико-физический класс – это слаженный, дружный коллектив единомышленников, воспитанный в традициях «благодарных выпускников», и мы ожидаем, что они, без сомнения, еще не раз вернутся в родную школу, чтобы поддержать ее в опережающем развитии уже как высококлассные специалисты.