Методические указания открытого урока по дисциплине "Экология". Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Республики Северная Осетия–Алания – национальное достояние и гордость
2 КУРС
КОДЫ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ: ОК 1–9; ПК 1.2-1.3; ПК 2.1-2.3; ПК 3.1-3.3
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 35.02.12 «САДОВО-ПАРКОВОЕ И ЛАНДШАФТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО»
Целью написания методической разработки является систематизация материала по теме открытого урока и его применение на уроках биологии и экологии. Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Поэтому важным звеном современного образования в последние годы все в больше степени являются экологическое образование и воспитание.
Введение
Современная дидактика в основном сохраняет разработанную К.Д. Ушинским классификацию уроков, но несколько уточняет ее. Основными типами уроков, которые проводятся и характеризуются определенными методическими особенностями, являются следующие:
а) уроки смешанные, или комбинированные;
б) уроки изложения нового материала;
в) уроки закрепления изученного материала;
г) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;
д) уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.
В практике преподавания преимущественное положение занимают смешанные, или комбинированные урок. Свое название такие уроки получили в связи с тем, что при их проведении сочетаются и как смешиваются (комбинируются) различные цели и виды учебной работы и, в частности, работа над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработка практических умений и навыков и т.д.
В структуре комбинированного урока выделяют следующие элементы: организация и опрос студентов, мотивация и актуализация, изложение нового материала и его закрепление, итог урока и домашнее задание.
Дидактические цели и требования к комбинированному уроку гораздо шире, чем к урокам других типов, поскольку цели данного урока очень разнообразны и как нельзя лучше позволяют изучить вопросы темы: “Особо охраняемые природные территории РСО-Алания” по дисциплине “Экологические основы природопользования”, которая имеет практическое значение в профессиональной деятельности студентов.
Методика проведения урока
1. Первым элементом структуры комбинированного урока является организация – которая позволяет настроить группу на активную работу в течение урока. Суть организации урока состоит в психологическом настрое студентов на рабочий лад, возбудить у них внимание и активное отношение к познавательной деятельности. В ходе организации проводят проверку готовности группы и кабинета к работе, записи в журнале с отметкой присутствующих и фиксируют тему урока в хронологической последовательности согласно учебного плана.
2. Вторым элементом урока является опрос студентов - выявление уровня знаний студентов по пройденному ранее материалу, проверка домашнего задания. Как следует из принципов сознательности, систематичности и прочности обучения, в учебной работе нельзя двигаться вперед, пока учащиеся не усвоили пройденного материала. В этом смысле работа над пройденным материалом на уроке, проверка и оценка знаний учащихся выступает как весьма важный этап смешанного (комбинированного) урока. При опросе можно использовать методы контроля знаний, которые стали традиционными: уплотненный, письменный, устный, машинный, безмашинный, фронтальный, программированный.
Опрос студентов организую так, чтобы максимально вовлечь студентов в работу. Для этого применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что студенту предлагаются вопросы, на каждый из которых дается четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача студента - выбрать правильный ответ. Перед началом опроса заранее оговариваются условия, а также напоминают, что исправления не принимаются, тем самым приучая их к аккуратности, своевременности выполнения задания, внимательности, четкости в работе - черты, которые необходимы каждому творчески работающему специалисту.
3. Актуализация – подготовка студентов к восприятию нового материала и увязки его с ранее пройденными темами. “Понять что-то новое всегда означает связать его с тем, что уже известно, включить новое в систему уже имеющихся ассоциаций. Чем шире круг знаний и жизненный опыт студента и чем ближе новое к системе имеющихся ассоциаций, тем более оно находит в знаниях опору и тем скорее будет понято”. Для проведения актуализации используют фронтальный опрос.
Вопросы для фронтального опроса:
- Природные ресурсы – понятие, примеры?
- Флора и фауна – понятие, примеры?
- Каково прямое влияние человека на растительный и животный мир?
- Каково косвенное влияние человека на растительный и животный мир?
- Эндемик – понятие, примеры?
- Реликт – понятие, примеры?
4. Следующий этап урока – мотивация. Мотивация – метод активного привлечения студентов к процессу обучения за счет интересного, не трафаретного изложения, за счет создания проблемных ситуаций, обращения к жизненному опыту студентов, демонстрации фрагментов кино и диафильмов.
5. Изложение нового материала начинают с сообщения темы и целей урока.
Тема: «Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Республики Северная Осетия–Алания – национальное достояние и гордость».
Группа: курс 2 л/д.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний с элементами проблемного обучения и проектной деятельности.
Форма проведения: Урок-путешествие с использованием ИКТ.
Цель урока: Сформировать у учащихся систему знаний об особо охраняемых природных территориях родного края, их значении, классификации и современных проблемах.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Познакомить учащихся с понятием «особо охраняемые природные территории» (ООПТ), их категориями.
- Изучить основные ООПТ Республики Северная Осетия – Алания: заповедники, национальный парк, заказники, памятники природы.
- Выявить уникальные природные объекты и биоразнообразие охраняемых территорий.
- Обсудить экологические проблемы и меры по сохранению ООПТ.
- Развивающие:
- Развивать умение работать с различными источниками информации (карты, схемы, презентация, видео).
- Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Развивать экологическое мышление и бережное отношение к природе.
- Совершенствовать навыки публичного выступления.
- Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма, любви и ответственности за природу родного края.
- Формировать активную гражданскую позицию в деле охраны окружающей среды.
Оборудование и материалы:
- Интерактивная доска или проектор.
- Компьютер с презентацией «ООПТ РСО-Алания».
- Физическая карта Республики Северная Осетия – Алания.
- Видеоролики о Северо-Осетинском заповеднике и национальном парке «Алания».
Технологическая карта
Ход урока
I. Организационный момент (2 минуты)
- Приветствие.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Создание положительного эмоционального настроя. Эпиграф на доске:
«ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ – это островки жизни, где природа живёт по своим древним законам. Сохранить их – значит сохранить лицо нашей земли, алании».
II. Актуализация знаний и мотивация (5 минут)
Беседа с классом:
- Что такое «особо охраняемые природные территории»? Какие ассоциации у вас возникают с этими словами?
- Назовите известные вам ООПТ России (Байкальский заповедник, заповедник «Столбы», Ленские столбы и т.д.).
- А есть ли такие уникальные уголки природы в нашей родной Северной Осетии?
«Проблемный вопрос»: Почему, имея такие маленькие размеры, наша республика обладает таким огромным разнообразием природы, которое требует особой охраны?
(Учитель подводит к мысли о горном рельефе, большом количестве климатических зон на малой площади).
III. Изучение нового материала (25 минут)
Слово учителя: Сегодня мы отправимся в виртуальную экспедицию по самым красивым и ценным уголкам нашей республики.
1. Общее понятие об ООПТ (работа с презентацией)
Определение ООПТ (согласно Федеральному закону).
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Основные категории ООПТ и их краткая характеристика (заповедник, национальный парк, заказник, памятник природы).
- Заповедник (строгий режим охраны, наука).
- Национальный парк (охрана + рекреация, туризм).
- Заказник (охрана отдельных видов или компонентов).
- Памятник природы (уникальный, невосполнимый объект).
2. «Заповедная карта» Северной Осетии (работа с картой и презентацией) приложение 1
Станция 1: Северо-Осетинский государственный природный заповедник.
- История создания, площадь, расположение.
- Уникальные ландшафты: Цейский и Кармадонский участки.
- «Жемчужины» заповедника: ледники, водопады (Цейский), Шуби-Ныхасская пещера.
- Флора и фауна: эндемики и реликты (кавказский тур, серна, зубр; кавказский рододендрон).
Демонстрация - презентация
Станция 2: Национальный парк «Алания».
- История создания, цели и задачи.
- Чем отличается от заповедника? (Разрешён регулируемый туризм).
- Главные достопримечательности: горный массив «Караугом», ледник Тана, многочисленные водопады, древние склеповые сооружения.
Демонстрация - презентация.
Станция 3: Заказники и памятники природы.
Заказники: Цейский, Турмонский, Зарамагский. Их специализация (охрана определённых видов животных или растений).
Памятники природы:
- Роща сосны крымской в окрестностях г.Владикавказ.
- Кадаргаванский каньон.
- Мидаграбинские водопады (в том числе «Зейгелан» — один из самых высоких в Европе).
- Пещерный комплекс «Хилак».
IV. Первичное закрепление материала (7 минут)
Интерактивное задание «Узнай по описанию».
Учащимся раздаются карточки с описанием объекта или презентация и они должны определить, о какой ООПТ идёт речь.
Пример карточки:
- «Эта территория была создана для сохранения и восстановления популяции зубра. Здесь находится знаменитый Цейский ледник и одноимённое ущелье, любимое место отдыха туристов. Режим охраны строгий». (Ответ: Северо-Осетинский заповедник).
- «На этой территории разрешён экологический туризм. Здесь можно увидеть и древние башни, и мощные ледники, и цветущие альпийские луга. Расположен на северном склоне Главного Кавказского хребта». (Ответ: Нац. парк «Алания»).
Презентация объектов
Мини-дискуссия: «Почему все эти объекты, несмотря на разный статус, являются национальным достоянием?»
V. Творческое применение знаний (проектная минутка) (4 минуты)
Задание по профессиям (можно подготовить заранее как опережающее задание):
- Экологи: Разработать памятку для туриста, посещающего национальный парк «Алания» (правила поведения).
- Журналисты: Придумать слоган и нарисовать эскиз плаката, призывающего беречь заповедники.
- Краеведы: Подготовить краткий рассказ-презентацию об одном из памятников природы (на выбор).
Краткая защита проектов (по 1 минуте на группу).
VI. Рефлексия. Подведение итогов (2 минуты)
Прием «Незаконченное предложение»:
- Сегодня на уроке я узнал(а)...
- Меня особенно удивило...
- Я считаю, что сохранять ООПТ важно, потому что...
Оценка работы учащихся на уроке. Комментарий учителя.
VII. Домашнее задание (дифференцированное) (1 минута)
Продвинутый уровень: Написать эссе на тему «Какой вклад я могу внести в сохранение природы родной республики?» или разработать маршрут экологического похода по территории нац. парка «Алания» с описанием правил поведения.
Использованная литература и ресурсы
- В.М.Константинов, Ю.Б. Челидзе. Экологические Основы природопользования.
- Т.Ф.Гурова, Л.В. Назаренко. Учебник-практикум.
- Основы экологии и рационального природопользования.
- Официальный сайт Северо-Осетинского государственного природного заповедника.
- Официальный сайт Национального парка «Алания».
- Красная книга Республики Северная Осетия–Алания.
- Материалы Министерства природных ресурсов и экологии РСО-Алания.
- Северо-Осетинский гос. зfповедник - Амирханов А.М., Вейнберг П.И., Гусева Л.А., Комаров Ю.Е., Комарова Н.А., Кучиев И.Т. - 1989.