Урок по русскому языку в 3-м классе по теме "Правописание парных согласных в корне слова"

15.12.2025

УМК: «Школа России».

Цель: продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слова, о слабой позиции парных согласных в слове.

Задачи:

Предметные:

  • формирование умения видеть орфограмму;
  • формирование умения применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
  • развивать орфографическую зоркость
  • активизировать познавательный интерес к русскому языку.

Метапредметные:

  • Познавательные: способствовать формулированию познавательной цели, построению логической цепи рассуждений.
  • Коммуникативные: формирование умений слушать и слышать, задавать вопросы и высказывать своё мнение.
  • Регулятивные: способствовать формированию умения постановки учебной задачи, планировать свои действия, оценивать свою деятельность.

Личностные:

  • развитие самостоятельности и ответственности;
  • развитие навыков сотрудничества с одноклассниками и учителем.

Ресурсы урока: В.П.Канакина, В.Г.Городетский учебник для 3-го класса «Русский язык» 1ч., тетрадь с печатной основой В.П.Канакин «Русский язык» 1ч.

Оборудование: ИКТ.

Тип урока: закрепление.

Презентация

Ход урока

I. Организационный момент

- Давайте проверим все ли готово к занятию. На столах учебник, тетрадь с печатной основой, рабочая тетрадь, пенал. Хорошо, садитесь.

II. Основная часть урока

1. Минутка чистописания.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- Пропишите букву «Зз» 5 раз.

- Дайте характеристику звуку. (Согласный, твёрдый, может быть мягким, парный, звонкий, парных, ему пара глухой «с».)

- Покажем соединение согласного с гласными буквами.

  • за
  • зи
  • зу

2. Актуализация знаний обучающихся

Работа с орфографическим словарём (Учебник стр 147 буква З)

- Выписать слова, которые оканчиваются на согласную букву.

- Прочитайте слова, которые написали.

Завод, завтрак, заяц

- Какие две орфограммы встретились в словах? (безударная гласная в корне слова, парная согласная в корне слова)

- Вспомним, как проверить орфограммы.

Слайд 2.

- Как подобрать проверочные слова? (Изменить форму слова или подобрать родственное слово)

- Какое слово является проверочным для проверки безударной гласной? (Где безударная гласная становится ударной)

- Какое слово является проверочным для парной согласной в корне слова? (Где согласный будет перед гласной или перед звонкой непарной м, л, н, р, й)

- Можно ли проверить безударные гласные в словах? (Нет) Как называются такие слова? (Словарными словами)

-А в каких словах можно проверить парные согласные? (завод, завтрак)

- Запишем.

  • заводы – завод
  • завтраки – завтрак

3. Определение темы

- Сегодня на уроке мы поупражняемся проверять парные согласные.

4. Работа по теме урока

Тетрадь стр 59 упр 151 (2 ряд цепочкой комментируют свою работу)

Слышу

Проверяю

Пишу

селё[т]ка

селёдочка

селёдка

сала[с]ки

салазочки

салазки

доро[ш]ка

дороженька

дорожка

улы[п]ка

улыбочка

улыбка

лё[к]кий

лёгок

лёгкий

- Где находится орфограмма? (В середине слова перед глухой согласной)

- Отгадайте загадки. Слова пишите в левый столбик.

Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)

Палочка волшебная есть у меня, друзья,
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт, и большущий пароход.
(Карандаш)

Я взял муки и взял творог,
Испёк рассыпчатый ….
(Пирог)

Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)

- Что объединяет эти слова? (В конце слова парная согласная. Это орфограмма).

- Что нужно сделать, чтобы проверить согласную? (Изменить форму слова или подобрать родственное слово)

(Учащиеся подбирают проверочные слова устно.)

Слайд 3

ги…кий, ро…кий, кре…кий, ло…ий

- Где находится в этих словах орфограмма? (В середине слова перед глухой согласная.)

- Что нужно сделать, чтобы проверить согласную? (Изменить форму слова или подобрать родственное слово)

- Запишите слова в правый столбик.

- Обобщим. В каком месте слова встречается орфограмма «Парные согласные в корне слова»?

Слайд 4

- Повторим правило. (Дети хором произносят правило)

5. Самостоятельная работа

Учебник стр 114 упр 220 (2группа слов)

- Пишут слова по образцу.

6. Объяснительный диктант

Рядом с оврагом стоит большой дуб. Он очень высок и толст. У него грубая кора. Ему много лет.

1 пр – разобрать по членам предложения и определить части речи.

III. Итог урока

- Как проверить парную согласную в корне слова?

- Оцените свои знания и умения по теме урока. Продолжите фразу.

  • Я хорошо умею…
  • Мне ещё трудно…

- Оцените себя.

Слайд 5

IV. Домашнее задание

Учебник стр. 116 упр 225.

УМК: «Школа России».

Цель: продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слова, о слабой позиции парных согласных в слове.

Задачи:

Предметные:

  • формирование умения видеть орфограмму;
  • формирование умения применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
  • развивать орфографическую зоркость
  • активизировать познавательный интерес к русскому языку.

Метапредметные:

  • Познавательные: способствовать формулированию познавательной цели, построению логической цепи рассуждений.
  • Коммуникативные: формирование умений слушать и слышать, задавать вопросы и высказывать своё мнение.
  • Регулятивные: способствовать формированию умения постановки учебной задачи, планировать свои действия, оценивать свою деятельность.

Личностные:

  • развитие самостоятельности и ответственности;
  • развитие навыков сотрудничества с одноклассниками и учителем.

Ресурсы урока: В.П.Канакина, В.Г.Городетский учебник для 3-го класса «Русский язык» 1ч., тетрадь с печатной основой В.П.Канакин «Русский язык» 1ч.

Оборудование: ИКТ.

Тип урока: закрепление.

Презентация

Ход урока

I. Организационный момент

- Давайте проверим все ли готово к занятию. На столах учебник, тетрадь с печатной основой, рабочая тетрадь, пенал. Хорошо, садитесь.

II. Основная часть урока

1. Минутка чистописания.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- Пропишите букву «Зз» 5 раз.

- Дайте характеристику звуку. (Согласный, твёрдый, может быть мягким, парный, звонкий, парных, ему пара глухой «с».)

- Покажем соединение согласного с гласными буквами.

  • за
  • зи
  • зу

2. Актуализация знаний обучающихся

Работа с орфографическим словарём (Учебник стр 147 буква З)

- Выписать слова, которые оканчиваются на согласную букву.

- Прочитайте слова, которые написали.

Завод, завтрак, заяц

- Какие две орфограммы встретились в словах? (безударная гласная в корне слова, парная согласная в корне слова)

- Вспомним, как проверить орфограммы.

Слайд 2.

- Как подобрать проверочные слова? (Изменить форму слова или подобрать родственное слово)

- Какое слово является проверочным для проверки безударной гласной? (Где безударная гласная становится ударной)

- Какое слово является проверочным для парной согласной в корне слова? (Где согласный будет перед гласной или перед звонкой непарной м, л, н, р, й)

- Можно ли проверить безударные гласные в словах? (Нет) Как называются такие слова? (Словарными словами)

-А в каких словах можно проверить парные согласные? (завод, завтрак)

- Запишем.

  • заводы – завод
  • завтраки – завтрак

3. Определение темы

- Сегодня на уроке мы поупражняемся проверять парные согласные.

4. Работа по теме урока

Тетрадь стр 59 упр 151 (2 ряд цепочкой комментируют свою работу)

Слышу

Проверяю

Пишу

селё[т]ка

селёдочка

селёдка

сала[с]ки

салазочки

салазки

доро[ш]ка

дороженька

дорожка

улы[п]ка

улыбочка

улыбка

лё[к]кий

лёгок

лёгкий

- Где находится орфограмма? (В середине слова перед глухой согласной)

- Отгадайте загадки. Слова пишите в левый столбик.

Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)

Палочка волшебная есть у меня, друзья,
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт, и большущий пароход.
(Карандаш)

Я взял муки и взял творог,
Испёк рассыпчатый ….
(Пирог)

Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)

- Что объединяет эти слова? (В конце слова парная согласная. Это орфограмма).

- Что нужно сделать, чтобы проверить согласную? (Изменить форму слова или подобрать родственное слово)

(Учащиеся подбирают проверочные слова устно.)

Слайд 3

ги…кий, ро…кий, кре…кий, ло…ий

- Где находится в этих словах орфограмма? (В середине слова перед глухой согласная.)

- Что нужно сделать, чтобы проверить согласную? (Изменить форму слова или подобрать родственное слово)

- Запишите слова в правый столбик.

- Обобщим. В каком месте слова встречается орфограмма «Парные согласные в корне слова»?

Слайд 4

- Повторим правило. (Дети хором произносят правило)

5. Самостоятельная работа

Учебник стр 114 упр 220 (2группа слов)

- Пишут слова по образцу.

6. Объяснительный диктант

Рядом с оврагом стоит большой дуб. Он очень высок и толст. У него грубая кора. Ему много лет.

1 пр – разобрать по членам предложения и определить части речи.

III. Итог урока

- Как проверить парную согласную в корне слова?

- Оцените свои знания и умения по теме урока. Продолжите фразу.

  • Я хорошо умею…
  • Мне ещё трудно…

- Оцените себя.

Слайд 5

IV. Домашнее задание

Учебник стр. 116 упр 225.

УМК: «Школа России».

Цель: продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слова, о слабой позиции парных согласных в слове.

Задачи:

Предметные:

  • формирование умения видеть орфограмму;
  • формирование умения применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
  • развивать орфографическую зоркость
  • активизировать познавательный интерес к русскому языку.

Метапредметные:

  • Познавательные: способствовать формулированию познавательной цели, построению логической цепи рассуждений.
  • Коммуникативные: формирование умений слушать и слышать, задавать вопросы и высказывать своё мнение.
  • Регулятивные: способствовать формированию умения постановки учебной задачи, планировать свои действия, оценивать свою деятельность.

Личностные:

  • развитие самостоятельности и ответственности;
  • развитие навыков сотрудничества с одноклассниками и учителем.

Ресурсы урока: В.П.Канакина, В.Г.Городетский учебник для 3-го класса «Русский язык» 1ч., тетрадь с печатной основой В.П.Канакин «Русский язык» 1ч.

Оборудование: ИКТ.

Тип урока: закрепление.

Презентация

Ход урока

I. Организационный момент

- Давайте проверим все ли готово к занятию. На столах учебник, тетрадь с печатной основой, рабочая тетрадь, пенал. Хорошо, садитесь.

II. Основная часть урока

1. Минутка чистописания.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- Пропишите букву «Зз» 5 раз.

- Дайте характеристику звуку. (Согласный, твёрдый, может быть мягким, парный, звонкий, парных, ему пара глухой «с».)

- Покажем соединение согласного с гласными буквами.

  • за
  • зи
  • зу

2. Актуализация знаний обучающихся

Работа с орфографическим словарём (Учебник стр 147 буква З)

- Выписать слова, которые оканчиваются на согласную букву.

- Прочитайте слова, которые написали.

Завод, завтрак, заяц

- Какие две орфограммы встретились в словах? (безударная гласная в корне слова, парная согласная в корне слова)

- Вспомним, как проверить орфограммы.

Слайд 2.

- Как подобрать проверочные слова? (Изменить форму слова или подобрать родственное слово)

- Какое слово является проверочным для проверки безударной гласной? (Где безударная гласная становится ударной)

- Какое слово является проверочным для парной согласной в корне слова? (Где согласный будет перед гласной или перед звонкой непарной м, л, н, р, й)

- Можно ли проверить безударные гласные в словах? (Нет) Как называются такие слова? (Словарными словами)

-А в каких словах можно проверить парные согласные? (завод, завтрак)

- Запишем.

  • заводы – завод
  • завтраки – завтрак

3. Определение темы

- Сегодня на уроке мы поупражняемся проверять парные согласные.

4. Работа по теме урока

Тетрадь стр 59 упр 151 (2 ряд цепочкой комментируют свою работу)

Слышу

Проверяю

Пишу

селё[т]ка

селёдочка

селёдка

сала[с]ки

салазочки

салазки

доро[ш]ка

дороженька

дорожка

улы[п]ка

улыбочка

улыбка

лё[к]кий

лёгок

лёгкий

- Где находится орфограмма? (В середине слова перед глухой согласной)

- Отгадайте загадки. Слова пишите в левый столбик.

Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)

Палочка волшебная есть у меня, друзья,
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт, и большущий пароход.
(Карандаш)

Я взял муки и взял творог,
Испёк рассыпчатый ….
(Пирог)

Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)

- Что объединяет эти слова? (В конце слова парная согласная. Это орфограмма).

- Что нужно сделать, чтобы проверить согласную? (Изменить форму слова или подобрать родственное слово)

(Учащиеся подбирают проверочные слова устно.)

Слайд 3

ги…кий, ро…кий, кре…кий, ло…ий

- Где находится в этих словах орфограмма? (В середине слова перед глухой согласная.)

- Что нужно сделать, чтобы проверить согласную? (Изменить форму слова или подобрать родственное слово)

- Запишите слова в правый столбик.

- Обобщим. В каком месте слова встречается орфограмма «Парные согласные в корне слова»?

Слайд 4

- Повторим правило. (Дети хором произносят правило)

5. Самостоятельная работа

Учебник стр 114 упр 220 (2группа слов)

- Пишут слова по образцу.

6. Объяснительный диктант

Рядом с оврагом стоит большой дуб. Он очень высок и толст. У него грубая кора. Ему много лет.

1 пр – разобрать по членам предложения и определить части речи.

III. Итог урока

- Как проверить парную согласную в корне слова?

- Оцените свои знания и умения по теме урока. Продолжите фразу.

  • Я хорошо умею…
  • Мне ещё трудно…

- Оцените себя.

Слайд 5

IV. Домашнее задание

Учебник стр. 116 упр 225.


aid: 710658