Создание учебной ситуации на уроке как метод развивающего обучения
Познавательный процесс сложен, и активация познавательной деятельности учащихся зависит от того, как ее организует учитель. Главное в обучении и в воспитании – создание таких ситуаций, в которых ребенок начинает брать что-то из выработанных человечеством средств деятельности, усваивает их. Каким бы благодатным и интересным учебным материалом ни располагал учитель, эффективность будет зависеть от активности детей. Какие уроки запоминаются? Те, в которых сами принимали деятельное участие, которые стали лично значимыми и затрагивающими интересы. Само слово «учиться» означает «учить ся», то есть себя с помощью других. Знание как ценность перестало быть «символическим капиталом», оно превратилось в «средство преобразования ситуации» (Б.Д.Эльконин: «…надо не говорить слов, а строить ситуацию»). Учебную ситуацию.
На уроке, как и в жизни, очень много событий, но не каждое можно назвать учебной ситуацией. Учебной будет та, которая создаст условия, при которых дети будут выполнять то, чего раньше не делали никогда, и таким образом получат новые знания. Учебная задача – это не любое задание, решаемое детьми на уроке, оно означает задачу только такую, решая которую, дети открывают наиболее общий способ действия для целого класса задач. Обучение происходит в специально созданной ситуации - в основе учебной ситуации заложена организация «ловушки», то есть подбор такого материала, с которым дети не могут справиться без проделывания специальных мыслительных операция. Помещая ребенка в ситуации незнания, ориентируем его не на отгадывание, а выработку нового средства действия в незнакомой ситуации.
Учебная ситуация может возникнуть стихийно, например, при объяснении лексического значения незнакомого слова (например, частокол), а может стать результатом продуманных действий учителя. Важно, чтобы дети понимали логическую связь ранее изученных понятий с теми, которые нужно усвоить в определенной учебной ситуации. Мы знакомы с понятием - «проблемная ситуация». Тоже ситуация, но не та, хотя тоже учебная. В основе проблемной ситуации лежит противоречие неразрешимое. Для поиска выхода из сложившегося противоречия нужны особые проработки, основания своей позиции, выход к анализу, пониманию оснований оппонента, и, как правило, проблемная ситуации останется с вами, завлекая своей неразрешимостью, вечностью, хотя основания для выработки своего мнения у вас, наверняка, будут весомыми. Например, при изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» проблемной станет ситуация: «Конфликт «отцов» и «детей», существует ли он? Возможно ли примирение поколений?». Говорить об этом мы может не только в данной определенной ситуации, но и всю жизнь. Существует более 20 классификаций проблемных ситуаций, главное в них – столкновение учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения, побуждение к анализу жизненных явлений, приводящих к столкновению с прежними житейскими представлениями.
Предположим, учебная ситуация – это понимание текста, то мы, с одной стороны, изучаем конкретный текст, решаем конкретную задачу, но одновременно мы усваиваем некую деятельностную норму понимания текста вообще, решение задачи вообще. Простым запоминанием здесь не обойтись, а вот овладеть способами их получения и каждый раз применять их – лучший путь. В ситуации «знаю – не знаю» важно остановиться и подумать. В основе учебной ситуации – организация «ловушки», то есть подбор такого материала, с которым дети не смогут справиться без проделывания специальных мыслительных операций. Но заманить детей в «ловушку» это одно. Важно не дать им из нее выскочить – это особое искусство.
Например, урок русского языка. Тема «О-Е после шипящих». Сначала дети выполняют упражнение, не вызывающее у них трудностей. Желтый – желтеть, черный – чернеть. Пишем Е, так как проверяем. Фиксируем имеющиеся знания и средства, решая знакомую задачу. Далее просим вставить пропущенную букву в наречия. Дети предлагают варианты:1 – О, потому что знают; 2 – Е, по аналогии с предыдущим заданием; 3 – О-Е, связано с твердостью – мягкостью предшествующего согласного. Разные аргументации вызывают ситуацию затруднения. Дети в «ловушке». Далее предлагаем ряд заданий: разобрать по составу, выписать только схемы слов в две колонки из первого и второго заданий и выделить основания подобного распределения слов в упражнениях. Проделав это, дети увидели существенное: выбор буквы связан с местоположением в слове. Они осваивают новый способ решения задачи.
Изучаем главные члены предложения. Девочка читает книгу. На столе лежали книги. Основа найдена быстро. Кто? Что? А теперь…. Д.Хармс рассказ «Сундук». Человек с тонкой шеей решился на эксперимент: он залезет в сундук, закроет крышку и проверит: умрет или же, начав задыхаться, откроет сундук. Финал спорный. «Жизнь победила смерть. Где именительный падеж, а где винительный…» - резюме рассказа. Нужно освоить способ работы с такой задачей, для решения которой средств у нас еще нет. Надо понять предмет спора, почему он возник и, наконец, построить некую идеальную действительность, в которой может находиться способ разрешения этого противоречия. Разбиваем предложение на части: жизнь победила, победила смерть. Оба варианта допустимы. Анализируем рассказ. Но вопрос о том, куда делся сундук, если человек жив, и почему он продолжает видеть, говорить и даже петь, если он умер, тоже не вносит ясности. Тогда нужно уходить от конкретного материала и искать основания в мировоззренческих представлениях о смерти как окончании жизни или ином ее продолжении. Все. Основания найдены, у каждого своя позиция, и указан путь, где может когда-нибудь разрешено противоречие. Мы продемонстрировали детям неоднозначность любого знания и способ работы с неоднозначностью. Теперь поиск грамматической основы в предложениях типа Листья питают корни не вызывает сложностей: все зависит от основания. Листья на земле – значит, они питают, листья на дереве – значит, корни питают. Мысль найдена и сформулирована самостоятельно.
Учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельной познавательной исследовательской творческой деятельности учащихся. Его задача в данном случае не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Именно через создание учебных ситуаций мы приобщаем школьников к посильным для них открытиям в процессе обучения, а значит, растим личность, готовую к творчеству, поиску новых знаний и способов деятельности. Подготавливаем человека к жизнедеятельности в незапрограммированных условиях.
Литература
- Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи. В сб.: Педагогика и логика. М.,”Касталь”. 1994 г.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.,1982.
- Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика.
- Губанова Т.М. Опыты мыследеятельностной педагогики. – М.,1995.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.,1989.
- Каширская Л.Ю. Активизация познавательной деятельности в системе исследовательской работы по анализу художественного текста.
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. – С.-П., 2002г.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С.-П., 2001г.
- Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности - системно-структурное строение, смысл и содержание. Избранные труды. М., 1995 г.