Исследовательская деятельность в музыке, как средство эмоционального и социального развития детей старшего дошкольного возраста». Проект «Где живут звуки?

10.12.2025

Пояснительная записка

Актуальность

Современные дети любят много исследовать и экспериментировать. Но в море разных звуков они затрудняются отличить музыкальный звук от шумового.

Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального? У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум – он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты. У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.

Данный проект познакомит детей с различными видами звуков: (деревянными, стеклянными, металлическими и т.д.) и поможет решить проблемные вопросы: «Что такое звуки?» «Как они получились?» «Почему их так много, целое море?» Ведь дрожит, значит звучит…

Что касается звуков, вопросов очень много, как у детей, так и у меня. Исходя из этого, актуально было решено выбрать данную тему моего самообразования на 2024 – 2025 учебный год.

Новизна данного проекта заключается в разработке условий оптимального построения образовательного процесса на основе исследовательской деятельности:

  • развитие познавательных способностей (исследовательская деятельность стимулирует интерес к новым знаниям, развивает наблюдательность, умение анализировать и делать выводы);
  • развитие социальных навыков (работа в группах учит детей взаимодействовать, слушать друг друга, договариваться и работать в команде);
  • эмоциональное развитие (исследования помогают детям лучше понимать себя и окружающий мир, развивают эмпатию и способность выражать свои чувства). Изготовление самодельных музыкальных инструментов, а затем использование их в различных видах деятельности (концертах, в театральных и кукольных постановках, шумовое сопровождение сказок и рассказов в свободное от занятий время и т.д.) даёт полёт фантазии детям в выражении чувств и творческих начинаниях. Происходит гармонизация детско-родительских отношений путём организации совместной проектной деятельности.

Инновационная направленность

Данный педагогический проект можно рассматривать как опыт по организации с детьми старшего дошкольного возраста музыкально-исследовательской деятельности. Он включает в себя разнообразные формы и виды организации детской деятельности. Для его реализации используются интегративные подходы, что позволяет сформировать у ребёнка опыт получения знаний посредством актуализации его представлений из мира науки, современной техники, искусства и жизненных ситуаций.

Краткая аннотация проекта «Где живут звуки?»

Проект находится в едином содержательном поле с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федеральной образовательной Программы дошкольного образования. Это касается задач по формированию общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств и целевых ориентиров, таких как обладание знаниями о культурном, научном мире, знакомство с объектами окружающего мира, об их свойствах (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для педагогов детского сада и родителей (социальные сети, мессенджер WhatsApp) . Всего в проект будут вовлечены 15 детей старшей группы «Ёлочка», их родители (законные представители), музыкальный руководитель, воспитатели группы «Ёлочка», другие педагоги и сотрудники ДОУ.

Описание проекта: Предлагаемый проект заинтересует музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений: Так же, данный материал, может заинтересовать родителей (законных представителей).

Продолжительность проекта: сентябрь 2024 – май 2025г.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы «Ёлочка», музыкальный руководитель, педагоги, родители (законные представители).

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель образовательной деятельности в рамках проекта: создание педагогических условий для развития у детей познавательной активности в ходе исследовательской музыкальной деятельности, расширение общего кругозора через принципы образования и улавливания звука, приобщение к музыкальному искусству.

Задачи проекта (для детей):

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес к звучащему миру.
  • Воспитывать доверительные отношения друг к другу, чувства единства, сплочённости.
  • Воспитывать у детей чувство эмоционального комфорта.
  • Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
  • Воспитывать доброе и бережное отношение детей к окружающему миру, к предметам.

Развивающие:

  • Развивать у детей музыкальный слух, память, внимание, мышление, воображение, наблюдательность, речь, инициативу, активность, творческие способности.
  • Развивать изобретательность (при совместном изготовлении шумовых инструментов из различных материалов с родителями).
  • Развивать коммуникативные умения и навыки средствами синтеза слова, музыки и движения.
  • Развивать у детей чувство уверенности в себе.

Образовательные:

  • Учить детей различать музыкальные и немузыкальные звуки.
  • Формировать умения определять, для чего нужны разные звуки.
  • Способствовать улучшению и закреплению речевых навыков детей.
  • Формировать у детей возможности проявления себя, учить добиваться успеха.
  • Формировать навыки контроля и самоконтроля.

Задачи проекта (для педагога):

  • Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через ознакомление детьми музыкальных и шумовых звуков.
  • Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.
  • Пополнить методический, дидактический и наглядный материал по теме проекта.
  • Повысить профессиональный уровень и педагогическую компетентность педагогов ДОУ в данном направлении.

Задачи проекта (для родителей (законных представителей)):

  • Познакомить родителей с целями и задачами реализуемого проекта.
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению данной темы.
  • Стимулировать совместное творчество родителей с детьми (изготовление музыкальных инструментов, применение их в своей повседневной жизни).
  • Способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:

  • содержательный анализ научных источников, учебно-методических материалов, интернет-ресурсов, касающихся теме проекта;
  • беседы с детьми;
  • анкетирование;
  • наблюдение образовательного процесса;
  • изучение продуктов детского творчества.

В работе с детьми мы опираемся на следующие принципы:

  • Психологическая комфортность – создание условий, в которых дети чувствуют себя, как дома, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получения удовольствия от самой деятельности.
  • Творчество (креативность) – данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
  • Вариативность – принцип предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи. Этот принцип даёт свободу творчества и мне, как педагогу, помогает находить множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.
  • Минимакс – данный принцип помогает учитывать индивидуальные особенности детей. Так один ребёнок возьмет минимум, а другой – возьмёт всё и пойдёт дальше.
  • Принцип значимости – значимость информации в образовательном плане.
  • Принцип посильности - задания должны быть посильными.
  • Принцип целостности, комплексности педагогических процессов – логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, воспитателем группы. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.
  • Принцип последовательности – каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
  • Принцип повторений умений и навыков – в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  • Принцип активного обучения – использование активных форм и методов обучения (игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку).
  • Принцип результативности – получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребёнка.

Формы реализации проекта:

  • непрерывная образовательная деятельность;
  • опытно-экспериментальная деятельность (творческая звуковая лаборатория);
  • музыкально-дидактические и речевые игры;
  • познавательные беседы, общение;
  • рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок, открыток;
  • использование обучающих видеопрезентаций;
  • совместное изготовление шумовых инструментов (Домашняя мастерская);
  • анкетирование родителей.

Ресурсная обеспеченность проекта:

  • Материально-техническое обеспечение проекта (ноутбук, музыкальный центр, телефон (для фото и видео), телевизор, мультимедийный проектор и экран для презентаций).
  • Материалы для продуктивной деятельности (демонстрационный материал, детские музыкальные инструменты, фортепиано, дидактический материал для игр и упражнений, материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т.д.), материал для изготовления игрушек-инструментов).

Учебно-методическое обеспечение проекта:

  • нормативные документы,
  • календарно-тематическое планирование,
  • конспект мастер-класса для педагогов: «Где живут звуки?»,
  • аудио и видеотека музыкальных и шумовых звуков, музыкальных произведений по теме проекта.

Информационные ресурсы обеспечения проекта:

  • выход в Интернет,
  • электронная почта,
  • официальный сайт Детского сада № 97,
  • социальная сеть ВКонтакте (Детский сад № 97),
  • закрытая группа в социальной сети Вконтакте (группа «Ёлочка») и мессенеджер WhatsApp (группа «Ёлочка»),
  • видеотека,
  • презентация проекта.

Организация педагогического процесса с детьми в рамках проекта реализуется один раз в неделю, по вторникам в первой половине дня (10.40 – 11.05). Проект долгосрочный, рассчитан на один год обучения для детей старшей группы «Ёлочка». Занятия проводятся в форме групповых занятий. Мальчики и девочки занимаются вместе. На занятии должна царить атмосфера радости и доброжелательности.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2024г. (5 недель)).

Цель: Разработать содержание и механизм работы со всеми участниками проекта.

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

1. Изучение методической литературы по теме проекта, знакомство с опытом коллег на образовательных порталах сети Интернет

Владение основами методики

2. Разработать критерии педагогического оценивания детей по теме проекта

Разработаны критерии педагогического оценивания

3. Определение форм работы музыкального руководителя с детьми, педагогами и родителями (законными представителями)

Выступление на родительском собрании с освещением вопросов по реализации инновационного проекта.
Систематизация деятельности всех участников проекта

4. Составление алгоритма взаимодействия всех участников проекта

Представление проекта администрации, педагогам и специалистам на пед. совете.
Создание организованной деятельности детей, педагогов и родителей

5. Выбор музыкального репертуара

Создание музыкальной копилки

6. Составление календарно-тематического планирования

Создание плана

2 этап – практический (октябрь 2024 – апрель 2025г. (7 месяцев).

Цель: Апробирование выбранных форм работы с детьми, родителями (законными представителями) и педагогами на практике.

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

1. Проведение педагогического обследования детей старшей группы «Ёлочка»

Выявить уровень музыкальных, познавательных, социальных способностей детей

2. Совершенствование РППС по теме проекта (изготовление атрибутов для музыкально – игровой, исследовательской деятельности)

Пополнилась РППС, изготовлены атрибуты

3. Знакомство детей с новыми знаниями по теме проекта

Новые знания у детей

4. «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области детского музыкального исследования)

Изучены технологии и методики, применяются в практической деятельности

5. Работа с педагогами:
- консультативная работа
- мастер-класс «Где живут звуки?» (изготовление из бросового материала музыкальных инструментов и применение их в свободной деятельности в группе)
- участие в музыкально-игровой, исследовательской деятельности

Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов

6. Работа с родителями:
- анкетирование
- информация в родительские уголки
- консультации
- выставка продуктивной деятельности: «Музыкальные инструменты своими руками»
- изготовление атрибутов, используемых для реализации проекта
- фотовыставка
- видеоотчёты (сайт Д/с, ВКонтакте, мессенеджер WhatsApp)

Рост интереса родителей к образовательному процессу ДОУ. Повышение уровня компетентности родителей по теме проекта

7. Создание и презентация фотоотчётов и видеороликов по теме проекта «Где живут звуки?»

Продукт проекта (ежеквартально)

8. Проведение педагогического обследования детей старшей группы «Ёлочка»

Выявить уровень музыкальных, познавательных, социальных способностей детей

3 этап – итоговый (май 2025г. (1 месяц)).

Цель: изучение результатов внедрения проекта.

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

1. Изучение мнения всех участников образовательных отношений о внедрении, реализации и результатах данного проекта

Повышение интереса к данной теме, позитивное отношение детей, родителей и педагогов к музыкально-исследовательской деятельности

2. Обобщение и распространение педагогического опыта работы (выступление на пед. совете Детского сада № 97)

Подведение итогов и определение перспектив дальнейшей работы по распространению накопленного опыта

Календарно-тематическое планирование

Предполагаемый результат:

Для воспитанников:

  • Дети понимают, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные (музыкальные и немузыкальные), разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков. Всё это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.
  • У детей станут более развитыми познавательные способности, творческое мышление, коммуникативные навыки.
  • У детей сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • У детей сформированы навыки игры на различных музыкальных инструментах.
  • Дети станут более коммуникабельными, смогут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах творческой деятельности.
  • Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному воспримут окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование.
  • У детей сформированы доверительные отношения друг к другу, чувство единства, сплочённости.
  • Дети бережно относятся к окружающему миру, к предметам.

Для педагогов:

  • Созданы условия для самостоятельной и совместной деятельности детей в рамках реализуемого проекта.
  • Пополнился методический, дидактический и наглядный материал по теме проекта.
  • Повысился профессиональный уровень и педагогическая компетентность педагогов ДОУ в данном направлении.
  • Распространение педагогического опыта через публикацию проекта.

Для родителей (законных представителей):

  • Родители ознакомлены с целями и задачами реализуемого проекта.
  • Вовлечены в образовательный процесс для совместной работы по изучению данной темы (просмотр информации в родительских уголках, на сайте Дс, соц. сети Вконтакте, совместное изготовление музыкальных инструментов в домашних условиях).
  • Родители являются активными участниками образовательных отношений, занимают активную родительскую позицию.
  • Повышен статус семейного воспитания.

Используемая литература

  1. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М, 2005г.
  2. Тютюнникова Т. Бим! Бам! Бом! Игры звуками. – СПб, 2003.
  3. Интернет-ресурсы.

a_id: 710602