Исследовательская деятельность в музыке, как средство эмоционального и социального развития детей старшего дошкольного возраста». Проект «Где живут звуки?
Пояснительная записка
Актуальность
Современные дети любят много исследовать и экспериментировать. Но в море разных звуков они затрудняются отличить музыкальный звук от шумового.
Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального? У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум – он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты. У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
Данный проект познакомит детей с различными видами звуков: (деревянными, стеклянными, металлическими и т.д.) и поможет решить проблемные вопросы: «Что такое звуки?» «Как они получились?» «Почему их так много, целое море?» Ведь дрожит, значит звучит…
Что касается звуков, вопросов очень много, как у детей, так и у меня. Исходя из этого, актуально было решено выбрать данную тему моего самообразования на 2024 – 2025 учебный год.
Новизна данного проекта заключается в разработке условий оптимального построения образовательного процесса на основе исследовательской деятельности:
- развитие познавательных способностей (исследовательская деятельность стимулирует интерес к новым знаниям, развивает наблюдательность, умение анализировать и делать выводы);
- развитие социальных навыков (работа в группах учит детей взаимодействовать, слушать друг друга, договариваться и работать в команде);
- эмоциональное развитие (исследования помогают детям лучше понимать себя и окружающий мир, развивают эмпатию и способность выражать свои чувства). Изготовление самодельных музыкальных инструментов, а затем использование их в различных видах деятельности (концертах, в театральных и кукольных постановках, шумовое сопровождение сказок и рассказов в свободное от занятий время и т.д.) даёт полёт фантазии детям в выражении чувств и творческих начинаниях. Происходит гармонизация детско-родительских отношений путём организации совместной проектной деятельности.
Инновационная направленность
Данный педагогический проект можно рассматривать как опыт по организации с детьми старшего дошкольного возраста музыкально-исследовательской деятельности. Он включает в себя разнообразные формы и виды организации детской деятельности. Для его реализации используются интегративные подходы, что позволяет сформировать у ребёнка опыт получения знаний посредством актуализации его представлений из мира науки, современной техники, искусства и жизненных ситуаций.
Краткая аннотация проекта «Где живут звуки?»
Проект находится в едином содержательном поле с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федеральной образовательной Программы дошкольного образования. Это касается задач по формированию общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств и целевых ориентиров, таких как обладание знаниями о культурном, научном мире, знакомство с объектами окружающего мира, об их свойствах (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для педагогов детского сада и родителей (социальные сети, мессенджер WhatsApp) . Всего в проект будут вовлечены 15 детей старшей группы «Ёлочка», их родители (законные представители), музыкальный руководитель, воспитатели группы «Ёлочка», другие педагоги и сотрудники ДОУ.
Описание проекта: Предлагаемый проект заинтересует музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений: Так же, данный материал, может заинтересовать родителей (законных представителей).
Продолжительность проекта: сентябрь 2024 – май 2025г.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы «Ёлочка», музыкальный руководитель, педагоги, родители (законные представители).
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель образовательной деятельности в рамках проекта: создание педагогических условий для развития у детей познавательной активности в ходе исследовательской музыкальной деятельности, расширение общего кругозора через принципы образования и улавливания звука, приобщение к музыкальному искусству.
Задачи проекта (для детей):
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес к звучащему миру.
- Воспитывать доверительные отношения друг к другу, чувства единства, сплочённости.
- Воспитывать у детей чувство эмоционального комфорта.
- Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
- Воспитывать доброе и бережное отношение детей к окружающему миру, к предметам.
Развивающие:
- Развивать у детей музыкальный слух, память, внимание, мышление, воображение, наблюдательность, речь, инициативу, активность, творческие способности.
- Развивать изобретательность (при совместном изготовлении шумовых инструментов из различных материалов с родителями).
- Развивать коммуникативные умения и навыки средствами синтеза слова, музыки и движения.
- Развивать у детей чувство уверенности в себе.
Образовательные:
- Учить детей различать музыкальные и немузыкальные звуки.
- Формировать умения определять, для чего нужны разные звуки.
- Способствовать улучшению и закреплению речевых навыков детей.
- Формировать у детей возможности проявления себя, учить добиваться успеха.
- Формировать навыки контроля и самоконтроля.
Задачи проекта (для педагога):
- Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через ознакомление детьми музыкальных и шумовых звуков.
- Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.
- Пополнить методический, дидактический и наглядный материал по теме проекта.
- Повысить профессиональный уровень и педагогическую компетентность педагогов ДОУ в данном направлении.
Задачи проекта (для родителей (законных представителей)):
- Познакомить родителей с целями и задачами реализуемого проекта.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению данной темы.
- Стимулировать совместное творчество родителей с детьми (изготовление музыкальных инструментов, применение их в своей повседневной жизни).
- Способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:
- содержательный анализ научных источников, учебно-методических материалов, интернет-ресурсов, касающихся теме проекта;
- беседы с детьми;
- анкетирование;
- наблюдение образовательного процесса;
- изучение продуктов детского творчества.
В работе с детьми мы опираемся на следующие принципы:
- Психологическая комфортность – создание условий, в которых дети чувствуют себя, как дома, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получения удовольствия от самой деятельности.
- Творчество (креативность) – данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
- Вариативность – принцип предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи. Этот принцип даёт свободу творчества и мне, как педагогу, помогает находить множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.
- Минимакс – данный принцип помогает учитывать индивидуальные особенности детей. Так один ребёнок возьмет минимум, а другой – возьмёт всё и пойдёт дальше.
- Принцип значимости – значимость информации в образовательном плане.
- Принцип посильности - задания должны быть посильными.
- Принцип целостности, комплексности педагогических процессов – логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, воспитателем группы. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.
- Принцип последовательности – каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
- Принцип повторений умений и навыков – в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип активного обучения – использование активных форм и методов обучения (игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку).
- Принцип результативности – получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребёнка.
Формы реализации проекта:
- непрерывная образовательная деятельность;
- опытно-экспериментальная деятельность (творческая звуковая лаборатория);
- музыкально-дидактические и речевые игры;
- познавательные беседы, общение;
- рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок, открыток;
- использование обучающих видеопрезентаций;
- совместное изготовление шумовых инструментов (Домашняя мастерская);
- анкетирование родителей.
Ресурсная обеспеченность проекта:
- Материально-техническое обеспечение проекта (ноутбук, музыкальный центр, телефон (для фото и видео), телевизор, мультимедийный проектор и экран для презентаций).
- Материалы для продуктивной деятельности (демонстрационный материал, детские музыкальные инструменты, фортепиано, дидактический материал для игр и упражнений, материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т.д.), материал для изготовления игрушек-инструментов).
Учебно-методическое обеспечение проекта:
- нормативные документы,
- календарно-тематическое планирование,
- конспект мастер-класса для педагогов: «Где живут звуки?»,
- аудио и видеотека музыкальных и шумовых звуков, музыкальных произведений по теме проекта.
Информационные ресурсы обеспечения проекта:
- выход в Интернет,
- электронная почта,
- официальный сайт Детского сада № 97,
- социальная сеть ВКонтакте (Детский сад № 97),
- закрытая группа в социальной сети Вконтакте (группа «Ёлочка») и мессенеджер WhatsApp (группа «Ёлочка»),
- видеотека,
- презентация проекта.
Организация педагогического процесса с детьми в рамках проекта реализуется один раз в неделю, по вторникам в первой половине дня (10.40 – 11.05). Проект долгосрочный, рассчитан на один год обучения для детей старшей группы «Ёлочка». Занятия проводятся в форме групповых занятий. Мальчики и девочки занимаются вместе. На занятии должна царить атмосфера радости и доброжелательности.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2024г. (5 недель)).
Цель: Разработать содержание и механизм работы со всеми участниками проекта.
| Содержание деятельности | Ожидаемые результаты |
1. Изучение методической литературы по теме проекта, знакомство с опытом коллег на образовательных порталах сети Интернет |
Владение основами методики |
2. Разработать критерии педагогического оценивания детей по теме проекта |
Разработаны критерии педагогического оценивания |
3. Определение форм работы музыкального руководителя с детьми, педагогами и родителями (законными представителями) |
Выступление на родительском собрании с освещением вопросов по реализации инновационного проекта. |
4. Составление алгоритма взаимодействия всех участников проекта |
Представление проекта администрации, педагогам и специалистам на пед. совете. |
5. Выбор музыкального репертуара |
Создание музыкальной копилки |
6. Составление календарно-тематического планирования |
Создание плана |
2 этап – практический (октябрь 2024 – апрель 2025г. (7 месяцев).
Цель: Апробирование выбранных форм работы с детьми, родителями (законными представителями) и педагогами на практике.
| Содержание деятельности | Ожидаемые результаты |
1. Проведение педагогического обследования детей старшей группы «Ёлочка» |
Выявить уровень музыкальных, познавательных, социальных способностей детей |
2. Совершенствование РППС по теме проекта (изготовление атрибутов для музыкально – игровой, исследовательской деятельности) |
Пополнилась РППС, изготовлены атрибуты |
3. Знакомство детей с новыми знаниями по теме проекта |
Новые знания у детей |
4. «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области детского музыкального исследования) |
Изучены технологии и методики, применяются в практической деятельности |
5. Работа с педагогами: |
Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов |
6. Работа с родителями: |
Рост интереса родителей к образовательному процессу ДОУ. Повышение уровня компетентности родителей по теме проекта |
7. Создание и презентация фотоотчётов и видеороликов по теме проекта «Где живут звуки?» |
Продукт проекта (ежеквартально) |
8. Проведение педагогического обследования детей старшей группы «Ёлочка» |
Выявить уровень музыкальных, познавательных, социальных способностей детей |
3 этап – итоговый (май 2025г. (1 месяц)).
Цель: изучение результатов внедрения проекта.
| Содержание деятельности | Ожидаемые результаты |
1. Изучение мнения всех участников образовательных отношений о внедрении, реализации и результатах данного проекта |
Повышение интереса к данной теме, позитивное отношение детей, родителей и педагогов к музыкально-исследовательской деятельности |
2. Обобщение и распространение педагогического опыта работы (выступление на пед. совете Детского сада № 97) |
Подведение итогов и определение перспектив дальнейшей работы по распространению накопленного опыта |
Календарно-тематическое планирование
Предполагаемый результат:
Для воспитанников:
- Дети понимают, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные (музыкальные и немузыкальные), разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков. Всё это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.
- У детей станут более развитыми познавательные способности, творческое мышление, коммуникативные навыки.
- У детей сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- У детей сформированы навыки игры на различных музыкальных инструментах.
- Дети станут более коммуникабельными, смогут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах творческой деятельности.
- Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному воспримут окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование.
- У детей сформированы доверительные отношения друг к другу, чувство единства, сплочённости.
- Дети бережно относятся к окружающему миру, к предметам.
Для педагогов:
- Созданы условия для самостоятельной и совместной деятельности детей в рамках реализуемого проекта.
- Пополнился методический, дидактический и наглядный материал по теме проекта.
- Повысился профессиональный уровень и педагогическая компетентность педагогов ДОУ в данном направлении.
- Распространение педагогического опыта через публикацию проекта.
Для родителей (законных представителей):
- Родители ознакомлены с целями и задачами реализуемого проекта.
- Вовлечены в образовательный процесс для совместной работы по изучению данной темы (просмотр информации в родительских уголках, на сайте Дс, соц. сети Вконтакте, совместное изготовление музыкальных инструментов в домашних условиях).
- Родители являются активными участниками образовательных отношений, занимают активную родительскую позицию.
- Повышен статус семейного воспитания.
Используемая литература
- Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М, 2005г.
- Тютюнникова Т. Бим! Бам! Бом! Игры звуками. – СПб, 2003.
- Интернет-ресурсы.