Развитие функциональной грамотности младших школьников с родным языком обучения в Сунтарской начальной образовательной школы Республики Саха (Якутия)
О понятии функциональная грамотность в российском образовании ученые начали говорить в начале 2000 годов. Р.Н.Бунеев в 2003 году дал характеристику функционально грамотной личности (далее ФГЛ). Функциональная грамотная личность - это личность, которая способна использовать все приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения, социальных отношений [4]. Основные концептуальные положения функциональной грамотности изучались педагогами-исследователями Виноградовой Н.Ф., Лебедев О.Е., Бунеева Е.В., Ковцун А.А., Кохиченко А.Н., Николиной В.В. и др.
Функциональная грамотность — это умение применять знания и навыки, полученные в процессе обучения и жизни, для решения повседневных задач и адаптации к различным ситуациям.
Функциональная грамотность включает:
- читательскую грамотность (понимание текстов),
- математическую грамотность (работа с данными),
- естественно-научную грамотность (понимание явлений),
- финансовую грамотность (разумное обращение с деньгами),
- креативное мышление (решение нестандартных задач).
Актуальность
По требованиям Федерального государственного образовательного образования начального общего образования решение задачи по формированию и развитию умений и навыков функциональной грамотности школьников начинается с обучающихся младшего звена, где реализуются предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности. Сегодня по нашим наблюдениям учащиеся испытывают трудности при выполнении метапредметных задач, которые способствуют личностному развитию каждого ученика. В связи с этим, учителям начальных классов необходимо создать условия, которые формируют в учениках способность решать жизненные проблемные ситуации, близкие социальной среде, в тех условиях, в каких проживают дети. При выполнении таких учебных задач у обучающихся развиваются творческие способности, а также психологическая устойчивость, что является основой социализации.
Для развития функциональной грамотности учащихся младшей школы в условиях Сунтарской начальной образовательной школы Республики Саха (Якутия) нами (Васильевой Н.В. и Андреевой Л.А.) разработаны комплексные задания с целью определить уровень знаний обучающихся исторических данных, культуры, природы родного края. При составлении данной учебно-методической разработки перед нами стояли задачи:
- Собрать объективную информацию с региональным компонентом повышения практической значимости учебных занятий в школе.
- Воспитать у обучающихся чувства гражданственности.
- Повысить у обучающихся уровень предметных, метапредметных знаний.
Содержание заданий по функциональной грамотности на основании требований ФГОС и ПООП включает в себя следующие компоненты: инструкция по выполнению работы, контекст, ситуация, оцениваемые компетенции (умения), при этом для естественнонаучной грамотности определяем тип знания: содержательное и процедурное.
Содержательная часть заданий по функциональной грамотности, которые мы предлагаем обозначены следующими темами:
- Читательская грамотность 1. Путешествие по родному краю 2. Культура (национальные праздники, посуда, обряды, обычаи; музей, питание). 3. Природа 4. Живопись 5. Известные личности. 6. Будущее 7. Образование 8. Здоровье 9. Межличностные отношения. 10. Работа и профессия.
- Математическая грамотность 1. Пространство, время и форма 2. Количество 3. Неопределенность и данные 4. Изменение и зависимости.
- Естественнонаучная грамотность 1. Физические системы 2. Живые системы 3. Наука о Земле и Вселенной.
- Контекстуальная концепция:
- Читательская грамотность 1. Личный 2. Образовательный 3. Общественный
- Математическая грамотность 1. Личная жизнь 2. Общественная жизнь 3. Научная деятельность
- Естественнонаучная грамотность 1. Здоровье 2. Окружающая среда 3. Связь науки и технологий 4. Природные ресурсы.
Уровни рассмотрения ситуации:
- Личностный,
- Национальный,
- Общественный,
- Глобальный.
Задания имеют различные уровни сложности - низкий, средний, высокий; по форме ответа с выбором одного верного ответа, с кратким или с развернутым ответом, на установление последовательности, с выбором ответа и объяснением.
Представим вашему вниманию по 2 примера с комментарием из цикла «Путешествие по родному краю», предназначенные для определения уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся 3 классов по последовательности в статье концептуальной концепции.
Структура и содержание диагностической работы, представленных для примера
Диагностическая работа включает 10 заданий. Предлагаются задания с выбором ответа, задания на установление соответствия, задания с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ и где требуется записать определение слова в краткой форме в предложенном месте), задание на выполнение арифметических действий с многозначными числами, задания на умение находить информацию, задания на умение делать простые умозаключения из информаций, задание на установление логической связи, задание на умение соотносить визуальную и вербальную информацию, умение анализировать информацию и делать обоснованные выводы .
Компетенция читательская грамотность
Легенда о Сунтаре.
Однажды на берегу озера появился человек. Он говорит Сунтару, что принёс подарок. Сунтар поверив стал переправляться через озеро. Однако человек оказался врагом. Приговаривая: «Вот твой подарок», он натянул лук. Сунтар поражённый стрелой в спину замертво упал в воду. Воспользовавшись этим, неприятели перебили соплеменников Сунтара. Дабдарыкаан Хоhуун единственный спасается от неприятелей. Он позже приводит подмогу и мстит за убитого друга Сунтара. Поселившись на берегу реки Вилюй, на месте, где позже возникло село и в память о своём друге Дабдарыкаан Хоhуун эту местность назвал «Сунтар».
Ученики Сунтарской средней школы Ваня Спиридонов и Алёша Таяхов, 1948 г.
(Из сборника «Сунтаар» изданный 1950 году)¹
100 слов
1. Восстановите правильный порядок основных событий легенды:
____ натянул лук
____ перебили соплеменников
____ появился человек.
____ упал в воду
____ стал переправляться
____ мстит за убитого друга
2. (в) Укажи «лук», который указан в тексте и напиши определение этого слова:
Лук – это __________________________________
Математическая грамотность
Село Сунтар был основан в 1764 году. Сколько лет будет селу в 2026, в 2030 годах? Вычисли.
2. Какой из сёл Сунтарского района находится ближе к центру района, если Эльгяй ближе Кутана, но дальше Кюндяя. Толон дальше чем Устье, но ближе чем Кутана. Изобрази точками на отрезке название поселков.
Естественнонаучная грамотность
1. Общая численность жителей Сунтарского наслега на 2024 год составляла 10 тысяч человек. Данные графика показывают динамику численности населения с 2012 года по 2022 год.
Используя график, ответь на вопросы:
1) В каком году понизилась численность населения в с. Сунтар? ____________
2) В каком году наблюдается рост населения? _____________
2. В каких населенных пунктах находятся указанные музеи? Обозначь на карте цифрами.
- Региональный музейно-экологический центр им. Б.Н.Андреева.
- Мемориальный музей-усадьба С.А.Зверева Кыыл Уола.
- Художественная галерея им. Э.И.Пахомова.
- Историко-краеведческий музейный комплекс им. Г.Е.Бессонова
- Музей истории поисков якутских алмазов.
с. Сунтар, центр Сунтарского района
Оцениваемые компетенции по направлениям грамотности:
Читательская грамотность 1. Умение находить, извлекать нужную информацию 2. Интегрировать и интерпретировать информацию 3. Оценивать содержание и форму текста 4. Использовать информацию из текста на практике.
Математическая грамотность 1. Использовать ситуацию с математической точки зрения 2. Знать и применять математические понятия, факты, процедуры в жизни. 3. Интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты, рассуждать для получения правильного ответа или ответ.
Естественнонаучная грамотность 1. Объяснять явления 2. Применять естественнонаучные методы исследования 3.Объяснять, осмысливать явления, данные и использовать их при подведении итогов.
Все задания основаны на реальных жизненных данных для составления которых были использованы региональные библиографические издания. При составлении заданий использованы интегрированный, практико-ориентированный, исследовательский подходы, которые содержат несколько взаимосвязанных вопросов к определенному сюжету. Использованы сплошные (без визуальных изображений и несплошные тексты (таблицы, графики, рисунки). Задания, требующие различного вида ответа.
Таким образом, мы можем смело сказать, что такие учебные материалы, созданные с целью организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с применением инновационных технологий, форм, средств обучения способствуют развитию индивидуальных потребностей, интересов, склонности обучающихся на начальном этапе обучения, где присутствует интеграция образования с многообразной человеческой деятельностью.
Список использованной литературы
- Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника. М. ИЦ «Вентана-Граф», 2018.
- Бунеева Е.В. Развитие интеллектуально-речевых умений учащихся как составляющей их функциональной грамотности. Начальная школа плюс До и После /2012-№18., С. 10-14.
- Ковцун А.А., Кохиченко А.Н. Научные подходы к понятию «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике. Наука и школа /2022 - №6, С. 99-109.
- Образовательная система «Школа-2100». Педагогика здравого смысла/ под ред. А.А.Леонтьева. М:Баласс, 2003. С.35.
- Информационно-методическое письмо от 28.09.2023 г. № 03-1553 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся».
- Карта-схема Сунтарского улуса – «Путеводитель по Сунтарскому улусу» издатели: ОАО РСК «Стерх», ОАО ГСМК «Сахамедстрах», ООО СК «ВоСКо» и Министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС (Я), 2005 г;
- Приказ №704, пункт 20.12
- «Сунтар в ракурсе времени: [факты, события, люди]/ Администрация МР «Сунтарский улус (район)», «Администрация МО «Сунтарский наслег»; вып. Ред. А.В.Антонова, ред.-сост. А.Е. – с.14 – Якутск: Ардах, 2014 г;
- Лук - https://apocalypse.fandom.com/ru/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BA
- Лук 2 - http://www.strelomet.ru/sport_luk.html