Экологический квест-игра для детей подготовительной группы «Безопасное путешествие»

10.12.2025

Задачи:

  • Способствовать закреплению знаний детей о правилах безопасного поведения на воде, в лесу, во время грозы.
  • Воспитывать понимание необходимости изучения и соблюдения правил безопасности в природе; бережное отношение к природе.
  • Развивать у детей познавательный интерес, воображение, логику, внимание; умение ориентироваться на местности.
  • Воспитывать ответственность за личную безопасность, уважение друг к другу, умение работать в команде.

Оборудование: картинки лекарственных растений, муляжи грибов и ягод, кегли, две корзинки, скамейка для мостика, голубая ткань для речки, звукозапись грома, картинки по правилам поведения во время грозы на интерактивной доске, звукозапись пчел, картинки с насекомыми.

Ход игры

Дети заходят в группу.

Воспитатель:

На земле жизнь светла и прекрасна.
Все мы дети природы родной.
Но немало явлений опасных
Угрожают нам с вами бедой.
Пред бедой не теряйся, будь смелым,
Подави страх невольный в душе.
Чтобы грамотно браться за дело,
Юный друг, изучай ФОБП!
Ю.Форостенко

Воспитатель: Ребята, что такое безопасность?

Ответы детей:

- Вести себя правильно.

- Вести себя так, чтобы с тобой ничего плохого не случилось.

- Знать правила поведения на улице, на природе.

- Безопасность – это когда ведешь себя так, чтобы не случилась неприятность, беда.

Воспитатель: Совершенно верно! Вокруг нас таится много опасностей. Вы скоро пойдете в школу, станете самостоятельными. Если знать, как правильно себя вести в различных жизненных ситуациях, можно уберечь себя и своих друзей от этих опасностей.

Давайте сегодня с вами отправимся в одно очень интересное путешествие по лесным тропинкам. Но на пути нам встретиться много препятствий. Нам помогут их преодолеть ваши знания по безопасному поведению в природе. Поможет нам карта.

(Дети подходят к мольберту, на котором находиться карта и рассматривают ее)

Воспитатель: Только хочу вам напомнить, что вы должны помогать друг другу, все задания выполнять внимательно, быстро, весело.

- Как называется первая станция на карте?

(Дети читают и называют ее)

Станция 1. «Лесная полянка»

Воспитатель: Главное богатство нашего края – это лес. А как вы думаете, почему лес называют легкими планеты?

Ответы детей:

  • Там много деревьев.
  • В весу легко дышать.
  • Деревья вырабатывают кислород, которым мы дышим.

Сегодня во время нашего путешествия мы будем учиться правилам безопасности в природе и учиться беречь и защищать природу.

В этом нам помогут ваши знания и смекалка, находчивость и дружба!

Воспитатель: На этой станции мы узнаем, знаете ли вы правила поведения в природе? Я буду рассказывать действия, а вы думайте и отвечайте. Если я поступаю хорошо, говорите «хорошо», если плохо, то кричите «плохо»!

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (плохо)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (хорошо)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (хорошо)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (плохо)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (плохо)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (хорошо)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (хорошо)

Воспитатель: Молодцы. Вы справились с первым заданием и получаете за это грибок (дети кладут грибок в корзину)

Станция 2. «Лесная аптека»

(На столе лежат картинки с изображением различных лекарственных растений).

Воспитатель: Вы должны отгадать загадку и показать это растение.

Очень уж травка эта строптива:
Жжет и кусает больно … (Крапива)

Для чая и кваса, знают ребята
Есть в огороде душистая... (Мята)

Есть у бабочки диванчик
Ярко-желтый…(Одуванчик)

Придорожный лекарь –кожник
Лечит ранки … (Подорожник)

Мы гадали Машке
В поле по … (Ромашке)

Ищет прохладу в полдень петух.
Прячься, глупышка, ты под … (Лопух)

Чтобы спасти нас от кашля и хрипа,
Цвет свой лечебный дарит нам … (Липа)

Воспитатель: За то, как вы знаете лекарственные растения и за помощь другу вы получаете грибок. А мы идем дальше. Назовите следующую станцию. (Ребенок находит на карте следующую станцию) Мы отправляемся дальше. И нас ждет следующая станция. Посмотрите на карту и назовите ее.

Ответ детей: Станция «Уголек».

Станция 3. «Уголёк»

Воспитатель: Вы, наверное, уже догадались, что на этой станции мы поговорим с вами о пожарах в природе.

Что такое пожар?

Ответы детей:

  • Это когда все горит.
  • Горят дома, лес.
  • Могут погибнуть люди, животные.

Воспитатель: Из-за чего может случиться пожар в природе?

Ответы детей:

  • Поджигают мусор.
  • Оставляют не потухший костер.
  • Поджигают сухую траву.
  • Балуются со спичками.
  • Дерево может загореться от молнии.

Воспитатель: Чем можно потушить огонь на улице?

Ответы детей:

  • Забросать землёй,
  • Залить водой.
  • Накрыть огонь плотной тканью.

Воспитатель: Как потушить горящую на человеке одежду?

Ответы детей:

  • Накрыть одеялом, пледом, курткой.

Воспитатель: Что нужно сделать, если вы с родителями отдыхая на природе уже собрались покидать. то место, где был разведён костер?

Ответы детей:

  • Костер должен полностью прогореть.
  • Залить водой.
  • Если рядом нет воды, можно забросать землей.

Воспитатель: Что делать, если увидели пожар в лесу?

Ответы детей:

  • Как можно быстрее покинуть это место.
  • Бежать к водоему.
  • Позвонить по телефону 01 или 112.

Воспитатель: Вы справились с этим заданием и заработали еще один грибок. Находим на карте следующую станцию. (Ребенок находит следующую станцию)

Станция 4. «Грибная полянка»

Воспитатель: Давайте подумаем – для чего люди приходят в лес?!

Ответы детей:

  • Подышать свежим воздухом.
  • Полюбоваться природой.
  • Послушать пение птиц.
  • Собирать грибы и ягоды.

Воспитатель: Все ли подряд грибы и ягоды можно собирать?

Ответы детей:

  • Нет.
  • Собирать надо только съедобные грибы и ягоды.
  • А если гриб или ягоду не знаешь, лучше их не брать.

Воспитатель: Что значит ядовитые грибы и ягоды и чем они опасны?

Ответы детей:

  • Ими можно отравиться.
  • Заболит живот, голова.

Воспитатель: А вот сейчас мы и проверим, хорошо ли вы знаете грибы и ягоды. Нужно отобрать в корзину только съедобные грибы и ягоды. Ваша задача: пробежать между деревьями – фишками «змейкой», взять съедобный гриб или ягоду, назвать и положить в корзину, затем по прямой вернуться обратно и передать старт т.е. корзину следующему игроку.

Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо знаете грибы и ягоды. И за это получаете еще один грибок. А мы отправляемся дальше. Посмотрите на карту, на какую станцию мы сейчас попадем? (Дети читают)

Станция 5. «Водоемы»

Воспитатель: Сейчас мы находимся с вами возле водоема. Попасть на другой берег вам поможет мост. По нему пройти можно только за правильные ответы. Вам нужно вспомнить, чего не следует делать, если вы купаетесь в водоемах и почему?

В каком водоеме можно купаться?

Ответы детей:

  • Купаться можно только в водоеме с чистой водой.
  • В водоеме, где чистое дно. На дне нет коряг, склянок, банок.

Воспитатель: Почему нельзя купаться без взрослых?

Ответы детей:

  • Взрослые знают места в водоеме, где можно купаться.
  • Помогут детям, если нужна помощь.
  • Напомнят правила поведения на воде.

Воспитатель: Что нельзя делать во врем купания?

Ответы детей:

  • Нельзя толкаться, плескаться, хватать друг друга за ноги и руки, опускать головы друг друга в воду. Это очень опасно, потому что человек, оказавшийся под водой, может захлебнуться и утонуть.
  • Нельзя прыгать в воду и нырять, потому что под водой могут быть коряги, камни, битое стекло. Можно пораниться, удариться и утонуть.

Воспитатель: Что нельзя делать во врем купания с надувным матрацем?

Ответы детей:

  • Нельзя заплывать далеко от берега на надувных матрасах. Матрас может зацепиться за корягу и лопнуть.
  • Нельзя прокалывать матрац у друга, матрац быстро сдуться, плавать?

Воспитатель: А если ты не умеешь плавать, а на улице жарко и тебе хочется покупаться, что нужно сделать?

- Если ты не умеешь плавать, то обязательно надевай круг, нарукавники или надувной жилет.

Воспитатель: Вы правильно назвали правила поведения на водоеме и можете пройти по мостику, чтобы продолжить путь дальше. Получайте грибок. Смотрим на карте название следующей станции.

(включается звукозапись грома)

Станция 6. «Грозовая»

Воспитатель: Ребята, что это такое? Надвигается гроза.

Ответы детей:

  • Это гремит гром.
  • Надвигается гроза.

Воспитатель: Как нужно вести себя во время грозы, если она вас застала в поле, лесу? (Картинки на интерактивной доске)

Ответы детей:

  • Если гроза застала в поле, нужно лечь в низину, овраг.
  • Подальше отбросить металлические предметы, сотовый телефон.
  • В лесу можно укрыться под кустиками, невысокими деревьями.
  • Не стоять под сосной и дубом. В них чаще попадает молния.

Воспитатель: Вы заработали еще один грибок. А сейчас мы отправляемся дальше. Прочитайте на карте название следующей станции.

Станция 7. «Пчелка»

Воспитатель: Где бы мы ни находились: в лесу, на лугу, около реки, мы всегда встречаемся с насекомыми. Они приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.

От каких насекомых можно пострадать?

Ответы детей:

  • Могут укусить осы, пчелы, комары, мошки, клещи, муравьи.

Воспитатель: Как защищаться от насекомых?

Ответы детей:

  • Надо смазывать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых.
  • Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.
  • Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.
  • Если около нас летает пчела, не махать руками, перейти в другое место.
  • Если пчела укусила и осталось ее жало, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.
  • Если встретишь муравья, не трогать его, и он нас не укусит.
  • Обязательно просматривайте свое тело, и если обнаружил клеща, нужно отправиться в больницу, чтобы там его сняли.

Воспитатель: Вы заработали еще один грибок.

Сегодня мы с вами побывали на разных станциях и вспомнили правила поведения в природе. Давайте сейчас вместе с вам еще раз их назовем?

Ответы детей: на воде, в лесу, с насекомыми, во время грозы.

- На каких станциях вам больше всего понравилось?

- Какие трудности испытывали во время заданий?

- Когда и где вам пригодятся эти знания?


aid: 710599