Экологический квест-игра для детей подготовительной группы «Безопасное путешествие»
Задачи:
- Способствовать закреплению знаний детей о правилах безопасного поведения на воде, в лесу, во время грозы.
- Воспитывать понимание необходимости изучения и соблюдения правил безопасности в природе; бережное отношение к природе.
- Развивать у детей познавательный интерес, воображение, логику, внимание; умение ориентироваться на местности.
- Воспитывать ответственность за личную безопасность, уважение друг к другу, умение работать в команде.
Оборудование: картинки лекарственных растений, муляжи грибов и ягод, кегли, две корзинки, скамейка для мостика, голубая ткань для речки, звукозапись грома, картинки по правилам поведения во время грозы на интерактивной доске, звукозапись пчел, картинки с насекомыми.
Ход игры
Дети заходят в группу.
Воспитатель:
На земле жизнь светла и прекрасна.
Все мы дети природы родной.
Но немало явлений опасных
Угрожают нам с вами бедой.
Пред бедой не теряйся, будь смелым,
Подави страх невольный в душе.
Чтобы грамотно браться за дело,
Юный друг, изучай ФОБП!
Ю.Форостенко
Воспитатель: Ребята, что такое безопасность?
Ответы детей:
- Вести себя правильно.
- Вести себя так, чтобы с тобой ничего плохого не случилось.
- Знать правила поведения на улице, на природе.
- Безопасность – это когда ведешь себя так, чтобы не случилась неприятность, беда.
Воспитатель: Совершенно верно! Вокруг нас таится много опасностей. Вы скоро пойдете в школу, станете самостоятельными. Если знать, как правильно себя вести в различных жизненных ситуациях, можно уберечь себя и своих друзей от этих опасностей.
Давайте сегодня с вами отправимся в одно очень интересное путешествие по лесным тропинкам. Но на пути нам встретиться много препятствий. Нам помогут их преодолеть ваши знания по безопасному поведению в природе. Поможет нам карта.
(Дети подходят к мольберту, на котором находиться карта и рассматривают ее)
Воспитатель: Только хочу вам напомнить, что вы должны помогать друг другу, все задания выполнять внимательно, быстро, весело.
- Как называется первая станция на карте?
(Дети читают и называют ее)
Станция 1. «Лесная полянка»
Воспитатель: Главное богатство нашего края – это лес. А как вы думаете, почему лес называют легкими планеты?
Ответы детей:
- Там много деревьев.
- В весу легко дышать.
- Деревья вырабатывают кислород, которым мы дышим.
Сегодня во время нашего путешествия мы будем учиться правилам безопасности в природе и учиться беречь и защищать природу.
В этом нам помогут ваши знания и смекалка, находчивость и дружба!
Воспитатель: На этой станции мы узнаем, знаете ли вы правила поведения в природе? Я буду рассказывать действия, а вы думайте и отвечайте. Если я поступаю хорошо, говорите «хорошо», если плохо, то кричите «плохо»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (плохо)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (хорошо)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (хорошо)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (плохо)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (плохо)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (хорошо)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (хорошо)
Воспитатель: Молодцы. Вы справились с первым заданием и получаете за это грибок (дети кладут грибок в корзину)
Станция 2. «Лесная аптека»
(На столе лежат картинки с изображением различных лекарственных растений).
Воспитатель: Вы должны отгадать загадку и показать это растение.
Очень уж травка эта строптива:
Жжет и кусает больно … (Крапива)
Для чая и кваса, знают ребята
Есть в огороде душистая... (Мята)
Есть у бабочки диванчик
Ярко-желтый…(Одуванчик)
Придорожный лекарь –кожник
Лечит ранки … (Подорожник)
Мы гадали Машке
В поле по … (Ромашке)
Ищет прохладу в полдень петух.
Прячься, глупышка, ты под … (Лопух)
Чтобы спасти нас от кашля и хрипа,
Цвет свой лечебный дарит нам … (Липа)
Воспитатель: За то, как вы знаете лекарственные растения и за помощь другу вы получаете грибок. А мы идем дальше. Назовите следующую станцию. (Ребенок находит на карте следующую станцию) Мы отправляемся дальше. И нас ждет следующая станция. Посмотрите на карту и назовите ее.
Ответ детей: Станция «Уголек».
Станция 3. «Уголёк»
Воспитатель: Вы, наверное, уже догадались, что на этой станции мы поговорим с вами о пожарах в природе.
Что такое пожар?
Ответы детей:
- Это когда все горит.
- Горят дома, лес.
- Могут погибнуть люди, животные.
Воспитатель: Из-за чего может случиться пожар в природе?
Ответы детей:
- Поджигают мусор.
- Оставляют не потухший костер.
- Поджигают сухую траву.
- Балуются со спичками.
- Дерево может загореться от молнии.
Воспитатель: Чем можно потушить огонь на улице?
Ответы детей:
- Забросать землёй,
- Залить водой.
- Накрыть огонь плотной тканью.
Воспитатель: Как потушить горящую на человеке одежду?
Ответы детей:
- Накрыть одеялом, пледом, курткой.
Воспитатель: Что нужно сделать, если вы с родителями отдыхая на природе уже собрались покидать. то место, где был разведён костер?
Ответы детей:
- Костер должен полностью прогореть.
- Залить водой.
- Если рядом нет воды, можно забросать землей.
Воспитатель: Что делать, если увидели пожар в лесу?
Ответы детей:
- Как можно быстрее покинуть это место.
- Бежать к водоему.
- Позвонить по телефону 01 или 112.
Воспитатель: Вы справились с этим заданием и заработали еще один грибок. Находим на карте следующую станцию. (Ребенок находит следующую станцию)
Станция 4. «Грибная полянка»
Воспитатель: Давайте подумаем – для чего люди приходят в лес?!
Ответы детей:
- Подышать свежим воздухом.
- Полюбоваться природой.
- Послушать пение птиц.
- Собирать грибы и ягоды.
Воспитатель: Все ли подряд грибы и ягоды можно собирать?
Ответы детей:
- Нет.
- Собирать надо только съедобные грибы и ягоды.
- А если гриб или ягоду не знаешь, лучше их не брать.
Воспитатель: Что значит ядовитые грибы и ягоды и чем они опасны?
Ответы детей:
- Ими можно отравиться.
- Заболит живот, голова.
Воспитатель: А вот сейчас мы и проверим, хорошо ли вы знаете грибы и ягоды. Нужно отобрать в корзину только съедобные грибы и ягоды. Ваша задача: пробежать между деревьями – фишками «змейкой», взять съедобный гриб или ягоду, назвать и положить в корзину, затем по прямой вернуться обратно и передать старт т.е. корзину следующему игроку.
Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо знаете грибы и ягоды. И за это получаете еще один грибок. А мы отправляемся дальше. Посмотрите на карту, на какую станцию мы сейчас попадем? (Дети читают)
Станция 5. «Водоемы»
Воспитатель: Сейчас мы находимся с вами возле водоема. Попасть на другой берег вам поможет мост. По нему пройти можно только за правильные ответы. Вам нужно вспомнить, чего не следует делать, если вы купаетесь в водоемах и почему?
В каком водоеме можно купаться?
Ответы детей:
- Купаться можно только в водоеме с чистой водой.
- В водоеме, где чистое дно. На дне нет коряг, склянок, банок.
Воспитатель: Почему нельзя купаться без взрослых?
Ответы детей:
- Взрослые знают места в водоеме, где можно купаться.
- Помогут детям, если нужна помощь.
- Напомнят правила поведения на воде.
Воспитатель: Что нельзя делать во врем купания?
Ответы детей:
- Нельзя толкаться, плескаться, хватать друг друга за ноги и руки, опускать головы друг друга в воду. Это очень опасно, потому что человек, оказавшийся под водой, может захлебнуться и утонуть.
- Нельзя прыгать в воду и нырять, потому что под водой могут быть коряги, камни, битое стекло. Можно пораниться, удариться и утонуть.
Воспитатель: Что нельзя делать во врем купания с надувным матрацем?
Ответы детей:
- Нельзя заплывать далеко от берега на надувных матрасах. Матрас может зацепиться за корягу и лопнуть.
- Нельзя прокалывать матрац у друга, матрац быстро сдуться, плавать?
Воспитатель: А если ты не умеешь плавать, а на улице жарко и тебе хочется покупаться, что нужно сделать?
- Если ты не умеешь плавать, то обязательно надевай круг, нарукавники или надувной жилет.
Воспитатель: Вы правильно назвали правила поведения на водоеме и можете пройти по мостику, чтобы продолжить путь дальше. Получайте грибок. Смотрим на карте название следующей станции.
(включается звукозапись грома)
Станция 6. «Грозовая»
Воспитатель: Ребята, что это такое? Надвигается гроза.
Ответы детей:
- Это гремит гром.
- Надвигается гроза.
Воспитатель: Как нужно вести себя во время грозы, если она вас застала в поле, лесу? (Картинки на интерактивной доске)
Ответы детей:
- Если гроза застала в поле, нужно лечь в низину, овраг.
- Подальше отбросить металлические предметы, сотовый телефон.
- В лесу можно укрыться под кустиками, невысокими деревьями.
- Не стоять под сосной и дубом. В них чаще попадает молния.
Воспитатель: Вы заработали еще один грибок. А сейчас мы отправляемся дальше. Прочитайте на карте название следующей станции.
Станция 7. «Пчелка»
Воспитатель: Где бы мы ни находились: в лесу, на лугу, около реки, мы всегда встречаемся с насекомыми. Они приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.
От каких насекомых можно пострадать?
Ответы детей:
- Могут укусить осы, пчелы, комары, мошки, клещи, муравьи.
Воспитатель: Как защищаться от насекомых?
Ответы детей:
- Надо смазывать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых.
- Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.
- Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.
- Если около нас летает пчела, не махать руками, перейти в другое место.
- Если пчела укусила и осталось ее жало, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.
- Если встретишь муравья, не трогать его, и он нас не укусит.
- Обязательно просматривайте свое тело, и если обнаружил клеща, нужно отправиться в больницу, чтобы там его сняли.
Воспитатель: Вы заработали еще один грибок.
Сегодня мы с вами побывали на разных станциях и вспомнили правила поведения в природе. Давайте сейчас вместе с вам еще раз их назовем?
Ответы детей: на воде, в лесу, с насекомыми, во время грозы.
- На каких станциях вам больше всего понравилось?
- Какие трудности испытывали во время заданий?
- Когда и где вам пригодятся эти знания?