Название темы |
Подготовка обучающихся «группы риска» в рамках наставничества к Итоговому устному собеседованию |
Актуальность |
Итоговое устное собеседование в 9 классах – обязательное испытание, которое проводится для проверки коммуникативных навыков и устной речи обучающихся и является одним из условий допуска к ГИА.
Особую трудность вызывает подготовка к Итоговому устному собеседованию обучающихся «группы риска», куда входят:
- часто болеющие, редко посещающие школу;
- обучающиеся группы СОП;
- обучающиеся, испытывающие трудности в обучении из-за особенностей развития:
- обучающиеся, для которых русский язык – не родной;
- оставшиеся на повторный год обучения.
Актуальность практики заключается в возможности создать условия для подготовки обучающихся, в том числе «группы риска» к успешному прохождению Итогового устного собеседования в условиях дефицита рабочего времени, используя внутренние ресурсы школы. |
Цель и задачи |
ЦЕЛЬ: Подготовка обучающихся «группы риска» к успешному прохождению Итогового устного собеседования.
ЗАДАЧИ:
- Сформировать группы «наставников» из обучающихся 10 классов.
- Закрепить за «наставниками» обучающихся «группы риска».
- Провести установочное консультирование «наставников».
- Создать условия для осуществления «наставничества».
- Осуществить работу в наставнических группах.
- Провести анализ допущенных обучающимися «группы риска» ошибок по итогам прохождения Итогового устного собеседования на пробном этапе.
- Создать условия для осуществления «наставничества» с учётом результатов прохождения обучающимися пробного Итогового устного собеседования.
- Перед Итоговым устным собеседованием подвести итоги работы в рамках наставничества: готовность обучающихся «группы риска» к предстоящему испытанию.
- После Итогового устного собеседования подвести итоги работы в рамках наставничества по подготовке обучающихся «группы риска» к Итоговому устному собеседованию.
|
Возможность тиражирования |
Практику можно применять в любом учебном заведении. Её внедрение не требует материальных затрат. Она результативна для всех участников: учителей, девятиклассников, десятиклассников–наставников.
Практику можно адаптировать под реализацию образовательных задач других предметов (например, «Дети учат детей математике») и ступеней обучения (начальная школа). |
Описание применяемых приемов и методов |
В качестве описания практики далее приведено выступление О.И.Никоновой (подготовленное в сотрудничестве с О.М.Мартьяновой и методистами школы) на презентации практики на Муниципальном методическом сборе «Мастер-команда» (ноябрь 2025, г. Минусинск). |
| Слайд 1 |
На слайде заставка: «Ольга Ивановна НИКОНОВА и методическое объединение учителей русского языка и литературы МОБУ «СОШ № 2» г. Минусинска ПРЕДСТАВЛЯЮТ…» |
Слайд 2 |
Добрый день, уважаемые коллеги!
Наверное, каждому учителю знакома подобная ситуация (на слайде учительница держится за голову. Её окружают: Уроки, Консультации, ОГЭ, Итоговое собеседование, ЕГЭ русский язык, ЕГЭ литература, Итоговое сочинение, Олимпиады, Конкурс сочинений, «Пушкиниана», «Живая классика», ВПР русский язык, ВПР литература, Защита проектов…)
Вроде совсем ничего, вроде как у всех.
Но в прошлом году у меня было 5 классов! |
Слайд 3 |
Из них три выпускных: два 9-х и один 11-й.
89 выпускников и все, абсолютно все сдают экзамен по русскому языку!
И если в 11-х классах, как правило, обучающиеся, понимают, что успешная сдача экзаменов и аттестат с высокими баллами – это гарант их поступления в желаемое высшее учебное заведение, то, увы, к обучающимся 9-х классов (а их 62) такое осознание приходит слишком поздно, а к некоторым не приходит совсем.
И как быть с теми, к кому оно «не приходит совсем», так называемой «группой риска»? И времени слишком мало. |
Слайды 4–8 |
«На пятки уже наступает» Итоговое устное собеседование, где ученику предстоит:
- прочитать текст (а если читает плохо или не читает совсем?);
- пересказать, да еще и с включением высказывания (а если не запоминает и пересказ для него – вообще «голубая мечта»);
- построить монологическое высказывание (а если не говорит, «двух слов связать не может»);
- ответить на вопросы экзаменатора (а если не понимает суть вопроса, отвечает «да», «нет». «не знаю»).
|
Слайд 9 |
И задаешься вопросом, ведь всё же делаешь для того, чтобы сдали, чтобы справились: отрабатываешь материал на уроке, проводишь консультации с родителями и учениками, взаимодействуешь с классным руководителем, он в этот период «соратник, верный друг», а с декабря по февраль почти живешь в школе, проводя после уроков индивидуальное консультирование с каждым из 62-х обучающихся (деля их на группы), «пропускаешь через себя» каждого минут 20, иногда больше.
А всё равно боишься, а вдруг недостаточно, а вдруг «незачёт»?
Вопрос «Кто виноват?» на тот момент был уже не столь актуален. Возник другой вопрос: «Что делать?»
Признаюсь, посещали страшные мысли |
Слайд 10 |
На слайде звучит реплика из к/ф «Бриллиантовая рука» «Есть только один выход! Только один!»
Уволиться, да и всё!
Нет, нельзя! |
Слайд 11 |
На слайде звучит реплика из к/ф «Бриллиантовая рука» «А как же дети? Что будет с ними?» |
Слайды 12, 13 |
Прийти в себя помогли слова мудрейшего Конфуция: «Когда очевидно, что цель недостижима, не изменяйте цель – изменяйте свой план действий». |
Слайд 14 |
Да, пришлось менять план действий, чтобы достичь ближайшую цель – подготовить девятиклассников к успешному прохождению Итогового устного собеседования, особенно детей «группы риска».
Какими же шагами мы приближались к заветной цели? |
Слайд 15 |
Шаг 1.
Я обратилась за помощью к коллеге, которая преподает русский язык и литературу в 10 классе.
Десятиклассникам уже хорошо знакома процедура прохождения Итогового собеседования, они успешно прошли её год назад. С их согласия были сформированы 2 группы «наставников» (тогда мы их называли «консультанты») из 7 человек каждая.
За каждой группой учеников-наставников был закреплен наставник-учитель (я и моя коллега) и кабинет: один на втором этаже, другой – на третьем. |
Слайд 16 |
Шаг 2.
За каждым наставником-учеником были закреплены обучающиеся «группы риска». |
Слайд 16 |
Шаг 3.
Каждый учитель-наставник провёл консультацию с закреплённой за ним группой учеников-наставников. Вспомнили этапы прохождения Итогового собеседования, требования к выполнению заданий и критерии оценивания. Решили организационные вопросы: когда, где и как будет проходить непосредственно работа в парах. |
Слайды 17—19 |
Шаг 4.
Каждый понедельник и четверг на восьмом уроке проводилась работа в парах ученик-наставник – ученик.
Места проведения – рекреации на втором и третьем этажах старшей школы. Перед началом работы из закрепленных кабинетов выносились парты и стулья и расставлялись на оптимальном расстоянии друг от друга.
Перед восьмым уроком в начале парной работы от учителя-наставника ученики-наставники получали варианты заданий, комментарии к ним и оценочные листы, которые они заполняли в конце парной работы, фиксируя достижения своих учеников и рекомендации по устранению ошибок.
Оценочные листы сдавались после завершения парной работы закреплённому учителю-наставнику. На основе оценочных листов он заполнял сводную ведомость, чтобы проследить динамику достижений каждого ученика по выполнению задания.
Оценочные листы в формате фото отправлялись через классного руководителя родителям учеников индивидуально.
Таким образом поэтапно выполнялась отработка навыков выполнения каждого задания Итогового собеседования с декабря до прохождения учениками 9 классов пробного собеседования. |
Слайды 20, 21 |
Шаг 5.
По итогам пробного Итогового собеседования учитель-наставник определял, какие задания до сих пор вызывают трудности у учеников.
После этого работа в паре «ученик – ученик» велась уже с учётом трудновыполнимых для конкретного ученика заданий. Такая работа продолжалась до основного собеседования. |
Слайды 22, 23 |
Следует отметить, что все с нетерпением ожидали результатов прохождения Итогового собеседования.
Каждый ученик-наставник в этот день переживал, думая: «Как там мой?», «На что сдал?» «Сколько набрал?». И ученик, чувствуя личную ответственность перед своим наставником, просто не мог с испытанием не справиться.
Результат порадовал всех участников.
Так, следуя совету мудрейшего Конфуция, мы поменяли план действий в подготовке обучающихся «группы риска» к Итоговому собеседованию. Цель была достигнута! |
Слайд 24 |
Все обучающиеся, в том числе и «группы риска», успешно прошли Итоговое устное собеседование и получили «зачёт».
Успешно пройдя Итоговое устное собеседование, некоторые обучающиеся «группы риска» получили мотивацию для дальнейшего обучения и подготовки к сдаче ОГЭ.
У 18 обучающихся «группы риска» уменьшилось количество пропусков урочных и внеурочных занятий, улучшилось качество выполнения заданий по предмету, необходимых для успешной сдачи ОГЭ.
13 обучающихся «группы риска» преодолели минимальный порог ОГЭ по предмету «Русский язык» с первого раза. 7 обучающихся «группы риска» преодолели минимальный порог ОГЭ в дополнительные сроки.
Десятиклассники усовершенствовали собственные навыки коммуникации и сотрудничества со сверстниками и педагогами и приобрели опыт педагогической деятельности, что повлияло на выбор будущей профессии: педагог, психолог.
Работа в рамках наставничества послужила способом сплочения учеников, родителей и педагогов школы. |
Слайд 25 |
Вы, наверное, обратили внимание на то, что в своем выступлении я не называла представленный опыт работы «практикой». Эта работа носила вынужденный характер, была организована быстро, спонтанно, как необходимость.
В сентябре 2025 года я представила свой опыт на Методическом совещании в школе. Он вызвал интерес у педагогов-предметников и учителей начальной школы!
Это значит данный опыт «наставничества» можно адаптировать под реализацию необходимых образовательных задач на разных уровнях образования, в разных учебных дисциплинах.
Мне поступил запрос от учителей русского языка и литературы нынешних 9-х классов о необходимости данной практики и в этом 2025–2026 году. Был составлен план работы «Подготовка обучающихся «группы риска» в рамках наставничества к Итоговому устному собеседованию». Эта практика наставничества предполагает работу в трёх направлениях:
- учитель–учитель (опытный учитель и учителя, которые впервые готовят обучающихся к итоговому устному собеседованию, или делали это давно);
- учитель–ученик;
- ученик–ученик (десятиклассники с девятиклассниками).
|
Слайд 26 |
О результатах данной практики наставничества можно будет говорить позже. Но работа уже ведётся на уровнях «учитель–учитель» и «учитель–ученик» в соответствии с составленным планом.
Мы надеемся на успех, ведь как показал опыт, пословица «Один в поле не воин» не про наше учебное заведение: «поле», безусловно, большое, но «воин» – не один! |